Использование опережающих заданий на уроке Тема любви в творчестве А. А. Блока

Тема любви в лирике А.А. Блока неплохо освещена
в критике и учебниках. Она не нова. Но как донести
до учащихся достаточно сложный и объемный
материал в рамках урока? Как в рамках данного
урока и данной темы показать существенные
изменения блоковского мировоззрения? Известно,
что проблема обучения анализу поэтического
текста была и остается достаточно актуальной.
Система опережающих заданий помогает решить эти
проблемы.

В условиях дефицита времени, отведенного на
изучение дисциплины “Литература” (в средних
профессиональных учебных заведениях почти в два
раза по сравнению со школой) система опережающих
домашних заданий позволяет

  1. сокращать время, отведенное на изучение
    творчества автора;
  2. учить студентов работать с дополнительной
    литературой, готовить сообщения и доклады;
  3. совершенствовать навыки монологической речи;
  4. развивать навыки частично-поисковой
    самостоятельной деятельности (в средних
    профессиональных учебных заведениях треть
    времени на изучение дисциплины отводится на
    самостоятельную работу). Покажем, как используем
    опережающие домашние задания на примере урока
    “Тема любви в творчестве А.А. Блока”. Время урока
    – 2 часа.

Цели урока: показать, как
раскрывается тема любви в поэзии Блока,
проследить ее эволюцию в творчестве поэта;
анализируя стихотворения, попытаться понять
художественный мир поэта; формировать навыки
комплексного анализа лирического произведения.

Эпиграф к уроку

:

Стихи Блока о любви – это колдовство, они
необъяснимы и мучительны.

О них почти невозможно говорить. Их нужно
перечитывать

К.Паустовский

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Сообщение
темы и целей урока.

2. Назовите поэтов, которые обращались к
этой теме.
(Фронтальная работа)

Слово учителя.

В творчестве А. Блока тема любви является одной
из важнейших. В любовной лирике А.Блока с особой
силой отразилась трагедия человека ХХ столетия,
прошедшего «трилогию вочеловечения».

В начале творческого пути Блок, романтик и
символист, находился под влиянием философии
В.Соловьева. Тема Мировой Души, Вечной
Женственности становится центральной темой
ранней лирики Блока. Наиболее полное воплощение
она получила в цикле “Стихи о Прекрасной Даме”.

3. Чтение стихотворений наизусть заранее
подготовленными учениками: “Предчувствую
тебя…”, “Вхожу я в темные храмы…”, “Мы
встречались с тобой на закате…”.

(Индивидуальные опережающие задания)

Учитель: “Предчувствую Тебя…”… Не чувством, а
именно предчувствием, ожиданием полны стихи А.А.
Блока этой поры. Стихи – это своеобразный
дневник молодого человека, поэта. Первые стихи
Блока о любви носят возвышенный, восторженный
характер. Они навеяны любовью к Л.Д. Менделеевой.

4. Сообщение учащегося “Л.Д. Менделеева в
жизни А.А. Блока”
(Опережающее домашнее
задание).

Учитель. Отталкиваясь от реальных чувств, Блок
в ранних стихотворениях выступает как символист.
Центральные герои цикла – Он и Она.

5. Прослушивание ответа группы учащихся на
тему “Лирический герой и его возлюбленная в
ранней лирике А.А. Блока”
(Опережающее
задание выполняется группой учащихся
самостоятельно в течение 2-х недель после
консультации учителя)

Важно, чтобы в ответе прозвучали следующие
положения.

- Предельно обобщенный лирический герой
показан в пространстве “темных храмов”, при
свете лампад, в мерцании свечей, что делает его
образ предельно зыбким, расплывчатым.

Лирический герой многолик: он и рыцарь, стоящий
у ворот своей возлюбленной, и инок, и раб своей
Царицы, и послушный отрок, поклоняющийся Вечной
Женственности, идеальному образу. Отсюда та
недосказанность, атмосфера тайны, которая
придает стихам очарование, колдовство, но
которая требует от читателя большой душевной
работы.

- Героиня этих стихов не Л.Д.Менделеева, а
символический образ Вечной Женственности,
неземное существо. Понимание любви у А.А.Блока
связано с некой “Девой”, “Купиной”, “Величавой
Вечной Женой”, “Ясной”, “Непостижимой”…

- Мистическому настроению ранних стихов
способствует использование эпитетов:
«призрачные сны», «неведомые тени»,
«надежды нездешние», «красота
неизреченная», «непостижимая тайна»,
«сумрак неизвестный» и т. д. «Встреча» с
Дамой, о которой мечтает герой, должна привести к
преображению мира, к полной гармонии.

Слово учителя. Юный Блок утверждал духовную
ценность истинной любви. В этом он следовал
традициям великой русской поэзии XIX века с ее
нравственными поисками. Культ Прекрасной Дамы
означал протест против мещанской прозы, был
своеобразной формой непризнания и отрицания
пошлого бездуховного буржуазного уклада жизни.

А.А. Блока порой называют певцом Прекрасной
Дамы, но это поверхностный взгляд на его
творчество. С годами поэзия меняется: в ней
находят отражение характерные черты духовной
жизни современников поэта, предчувствие
социальных перемен. Блок трагически воспринимал
отсутствие гармонии в “страшном мире. А она ему
была необходима. Ее приносила поэту любовь,
которая открывала автору высокий смысл жизни.
Для А.Блока любовь — это и надежда, и страдание, и
неземное счастье, и страшная мука, и сама жизнь
Утрата любви – трагедия.

6. Чтение стихотворения “О доблестях, о
подвигах, о славе” наизусть заранее
подготовленным учащимся
(Индивидуальное
опережающее задание)

7. Анализ стихотворения. (Фронтальная
работа)

Учитель. Это красивое стихотворение носит
автобиографический характер. Это исповедь поэта,
тайна и боль его души. Но за личностным
контекстом, как обычно у А.Блока, скрывается
более глубокий смысл. Первые строки, вынесенные в
заглавие, подразумевают ратные подвиги на поле
битвы, имя которому — жизнь. Борьбе за жизнь
противопоставлена любовь как созидательное
начало.

Вопросы, которые можно использовать при
анализе стихотворения.

1). Как в стихотворении органично соединились
прошлое, настоящее, будущее?

2). «Синий плащ» рефреном проходит сквозь
все стихотворение. Синий — для Блока цвет родного,
желанного, того, к чему стремится душа, и вместе с
тем — недосягаемая высота. Какие еще символы, с
какой целью использует А.А.Блок в стихотворении?

3) В стихотворении встречается большое
количество эпитетов. Найдите их. Какую нагрузку
они выполняют?

4). Как построено это стихотворение? К какому
выводу подводит композиция?

5). Если внимательно читать стихотворение, то
нетрудно заметить, что оно перекликается с
шедевром А.С.Пушкина “Я помню чудное
мгновенье…”. В чем вы видите сходство? Чем они
различаются?

8. Прослушивание сообщения “Тема города во
втором томе стихотворений А.А. Блока”.

(Групповое опережающее задание)

Это небольшое сообщение-справка позволяет
показать развитие мировоззрения поэта,
органично перейти к эволюции темы любви в его
лирике и предваряет разговор об осознании поэтом
своей причастности к судьбе России.

Учитель. “Страшный мир” — так назвал А.А.Блок
мир в начале ХХ века, так назвал он центральный
цикл своих стихов. “Страшный мир” для поэта –
это мир, где царят бесчеловечность, пошлость,
ложь и грязь. Самым страшным для него стало
уничтожение и поругание любви, низведение
высокого чувства со звездных высот.

9. Выразительное чтение стихотворения
“Незнакомка”.
(Индивидуальное опережающее
задание)

10. Анализ стихотворения. (Фронтальная
работа)

Вопросы:

  1. Какие части можно выделить в этом
    стихотворении? Каким предстает мир в каждой из
    частей?
  2. Какие приемы и средства использует поэт для
    характеристики окружающего мира (лексика, звуки,
    образы, непривычные символы)?
  3. С помощью каких средств поэт изображает образ
    Незнакомки? Что изменяется с ее появлением?
  4. Что свидетельствует о трагедии в душе
    лирического героя?
  5. Как построено это стихотворение?
  6. Какова судьба любви и красоты в “страшном
    мире”?

11. Сравнение стихотворения А.А. Блока
“Незнакомка” со “Стихами о Прекрасной Даме”

(Фронтальная работа)

  1. Вспомните, как изображены лирический герой и
    его возлюбленная в ранних стихотворениях А.
    Блока.
  2. Как изменяются они в стихотворении
    “Незнакомка”?
  3. Сравните окружающую героев обстановку в цикле
    “Стихи о Прекрасной Даме” и в стихотворении
    “Незнакомка”.
  4. Сделайте выводы об эволюции темы любви в
    творчестве А.А. Блока.

12.Чтение наизусть стихотворения “На
железной дороге”.
(Индивидуальное
опережающее задание)

13. Анализ стихотворения. (Фронтальная
работа)

Вопросы, которые можно использовать при
анализе стихотворения:

  1. У каких авторов, в каких произведениях
    встречался образ железной дороги?
  2. Какое значение имеет образ железной дороги и
    проходящих поездов в стихотворении А.А.Блока?
  3. Какие ассоциации рождает эпитет “железный”?
  4. Какие еще детали в стихотворении выступают и
    как реалии жизни, и как символы?
  5. Реален или символичен образ героини? Что мы
    узнаем о ней? Как вам кажется, что важнее для
    читателей и автора: понять причину гибели
    девушки или отношение окружающих к ее судьбе?
  6. Как вы понимаете заключительные строки
    стихотворения?
  7. Известно, что сам А.А. Блок включил это
    стихотворение в цикл “Родина”. Оправдан ли
    разговор об этом стихотворении на сегодняшнем
    уроке. Мотивируйте свой ответ.

Во время беседы необходимо подчеркнуть
следующее.

Тема гибели звучит в стихотворении с первой
строфы и проходит через все произведение.

Все детали в стихотворении отражают реалии
жизни и выступают как символы, они и создают
психологическую атмосферу душевной усталости,
безысходности.

- Железная дорога является символом пути
жестокого. Тема дороги – это тема жизненного
пути человека.

- Олицетворением равнодушной судьбы выступает
поезд. Он выступает символом судьбы, о которую
разбиваются надежды и мечты. Поезд, вагоны,
идущие привычной линией,- это жизнь всего
русского народа. Цвет вагонов отображает
социальное положение людей.

- “Зеленый огонь светофора” выступает
метафорическим образом свободного пути, он
открывает путь в будущее, но не для героини
стихотворения.

- Примечательно, что в стихотворении появляется
образ жандарма, олицетворяющего самодержавную
Россию.

- Героиня — это уже не Прекрасная Дама, не
Незнакомка. Это простая девушка. Ее облик не
очень четок, мы знаем лишь, что она молода и
красива. Автору и читателю не важно, кто эта
девушка, откуда она, как складывалась ее жизнь. Мы
знаем только одно: она ходила встречать поезда,
мечтая об иной жизни. «Так мчалась юность
бесполезная». И эта юность оборвалась под
колесами поезда. Бессмысленная жизнь, ненужная
красота, неосуществленные мечты…

В стихотворении запечатлена драма простой
девушки, молодой и красивой, перед которой
промелькнула жизнь, так и не одарив ее счастьем
Сюжет для Блока новый, а смысл произведения все
тот же: неосуществимость любви в бездушном
обществе. Поэт ясно видел, как быт, пошлость
окружающей жизни, обыденность давят на женщину и
губят в ней божественное начало, которое она в
себе должна нести, воплощение которого так искал
А.Блок в жизни и творчестве. Возникает образ
женщины на фоне социальных проблем, и горькая
действительность все более плотно окружает
пыльной завесой светлый образ.

Сам автор включил это стихотворение в цикл
“Родина”. Однако речь в нем идет о поруганной
мечте, о юности, раздавленной поездом-жизнью, о
несостоявшееся судьбе, несостоявшемся счастье.
Это еще одна грань женской судьбы. Поэтому вполне
уместно вести разговор об этом стихотворении на
уроке о любовной лирике А.А.Блока.

Слово учителя. Хотя о теме Родины в лирике А.А.
Блока мы будем говорить на следующем уроке, но,
говоря о женских образах, невозможно не сказать о
России, которая сливается для поэта с прекрасным
женским обликом. А.А. Блок относится к ней как к
живому существу, как к женщине.

А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей.

Блок творит свой неповторимый образ Родины –
красивой девушки, невесты, возлюбленной. Поэт,
вопреки существующей в литературе традиции,
обращается к ней не как матери, а как к своей
неотделимой “половине”: “О, Русь моя! Жена
моя!”. И любит он ее как женщину:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви.

Такой возвышенной любовью любил лирический
герой А. Блока когда-то Прекрасную Даму.

14. Подведение итогов.

Какова эволюция темы любви в лирике А.А. Блока?

Какой вывод на основании этого можно сделать о
лирическом герое А.А. Блока?

Учитель. Тема любви, занимая большое место в
поэзии А.А. Блока, существует не сама по себе, а в
тесной связи со сложными философскими вопросами,
размышлениями о Родине, о смысле человеческого
существования.

15. Домашнее задание.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: