Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках литературы

Триада вопросов

Основополагающий вопрос – Легко ли стать настоящим человеком?

Проблемные вопросы учебной темы:

  1. Какой смысл вложил писатель в выражении «сказка-быль»
  2. Как вы понимаете выражение: «Маленький человек остановил в себе большое сердце?»

Частные вопросы:

  1. Какие человеческие качества проявили дети, попав в беду?
  2. Почему Митраша попал в беду?
  3. Что в этой сказке является былью?
  4. Какие художественные образы можно назвать сказочными?
  5. С каким чувством автор говорит о своих героях?

Время УЗ: 80 минут.

Цели:

  1. Познакомить учеников с жизнью и творчеством М.М.Пришвина.
  2. Показать учащимся на примере героев произведения взаимосвязь человека и природы.
  3. Проследить на примере образа Митраши становление человека.

Задачи:

  1. Дать оценку героям, их поступкам.
  2. Познакомиться с критическими статьями о творчестве М. Пришвина
  3. Познакомиться с иллюстративным материалом к произведениям М. Пришвина.

Ход урока

«Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас… удивительно богат и широк мир, познанный Вами», – писал М. Горький о М.М. Пришвине.

Есть писатели, чьи книги становятся друзьями человека с самых ранних лет. К ним с полным основанием можно отнести Михаила Михайловича Пришвина. Его короткие детские рассказы, философские повести и романы полны удивительных открытий, нравственной красоты. «Кладовая солнца» М.М. Пришвина – сказка-быль, в которой переплетаются и, правда, и вымысел, и легенда, и жизнь.

Класс делится на 5 групп и выполняет Компетентностно-ориентированные задания.

Компетентностно-коммуникативная/публичное выступление

Уровень 1

1. Представь себя в роли учителя, подготовь выступление на 7 мин. и выступи перед учащимися своего класса по теме «Сказочные элементы и действительность в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».

Критерии оценивания.

Соот. выст. теме Примеры из текста Приведены примеры Соблюд. регламента
да нет да нет 1-2 половина все да нет
1 0 1 0 1 2 3 1 0

Предполагаемый ответ:

Переяславль-Залесского, осиротели двое детей…». Но в то же время мы понимаем, что описанные события происходили на самом деле. Во-первых, автор точно указал место и время, во-вторых, рассказ ведется от лица человека, жившего по соседству, а в сказках обычно говорится, что дело было «давным-давно», и происходило оно «в тридевятом царстве, тридесятом государстве».
Настя и Митраша – главные герои. «Золотая Курочка» и «Мужичок в мешочке», как ласково называли их соседи. После смерти родителей им досталось все крестьянское хозяйство: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, золотой петух Петя и поросенок Хрен. Дети заботились обо всех живых существах. Настя, занимаясь женскими домашними делами, «хлопотала по хозяйству до ночи». На Митраше лежало все мужское хозяйство и общественное дело. Так дети жили дружно, не зная горестей и бед. Это описание жизни ребят тоже напоминает сказку – чудесный мир, где все живое взаимосвязано.
Сказочные герои всегда противостоят врагам: ведьмам, Кощею, Бабе Яге и другой нечисти. Так и герои «Кладовой солнца» оказываются в ситуации, когда они должны противостоять опасностям и злу (которое может таиться не только вокруг, но и внутри самого человека). Однажды, вспомнив о том, что в лесу есть палестинка, на которой растет самая вкусная клюква, Митраша и Настя отправляются туда, чтобы набрать побольше этой «полезной для здоровья ягоды». А дорога на чудесную палестинку лежит через Слепую елань – гиблое место, где пропало много людей и животных. Пройдя полпути, Настя и Митраша присели отдохнуть на Лежачем камне в Блудовом болоте, о котором существовала легенда, что лет двести тому назад ветер-сеятель принес сюда два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку, и из них проросли два дерева. Их корни переплелись, а стволы тянулись к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой за питание, воздух и свет. И когда ветер качал эти деревья, ель и сосна стонали на все Блудово болото, словно живые существа. Так и Настя с Митрашей иногда спорили между собой. И не случайно ссора, случившаяся между ними, произошла под этими деревьями. У Пришвина природа принимает участие в судьбе героев, она изображена не только живой, но и имеющей Душу, которая, как у человека, радуется, печалится, любит, страдает (эти же приемы очеловечивания природы мы встречаем и в сказках).
У камня, где отдыхали ребята, «довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой: одна, хорошая, плотная тропа, шла направо, другая, слабенькая, прямо». Это тоже сказочный прием: очень часто былинные и сказочные герои оказываются перед выбором
(еще говорят: «на распутье»). Наши герои тоже делают свой выбор. Проявив упрямство, Митраша выбирает трудный путь, решает идти по слабенькой тропе, а Настенька – поплотней. Ребята поссорились, и вдруг рванул ветер, и сосна и ель, нажимая друг на друга, по очереди застонали, как бы поддерживая спор брата и сестры. И «до того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему». Как в сказках действуют чудесные помощники (конь, добрая старуха, волшебница-жена) и злые силы, так и в «Кладовой солнца» на помощь детям приходит собака – «вернейший друг человека», а противостоит ей волк – злейший враг человека, «самой злобой своей обреченный на гибель».

Как и любая сказка, «Кладовая солнца» оканчивается счастливо.

Компетентностно-коммуникативная/ публичное выступление. Уровень 1

  1. Подготовьте устный рассказ о героях сказки по следующему плану:
    1. Описание внешности;
    2. Описание поведения (какими словами автор характеризует поступки героя);
    3. Какие человеческие качества проявляются в поступках героев?
  2. Выберите представителя от группы;
  3. Представьте героев сказки одноклассникам, используя получившийся у группы рассказ; Выступление группы должно быть 3-5 минут.
  4. Подготовьте план своего выступления и будьте готовы ответить на вопросы слушателей.

План выступления

Критерии оценивания выступления.

  1. Структура (логика) выступления согласно заданному плану;
  2. Соответствие выступления заданной тематике;
  3. Выдержанный регламент выступления;
  4. Использование вербальных средств (интонация, связующие слова и др.).

Практико-ориентированный / публичное выступление. Уровень 2

Исследуя текст произведения, подготовь выступление на школьную конференцию в рамках недели литературы на 7 мин. по теме «Чему я научился у Насти и Митраши».

Определите жанр своего выступления, подготовьте план, будьте готовы ответить на вопросы слушателей.

Для выступления подготовь презентацию.

План выступления

Критерии оценивания.

Наличие плана Соот. выст. целям Ответы на вопросы Использ. источн. Соблюд. регламента
есть нет да нет нет кратко полн. разверн. да нет да нет
1 0 1 0 0 1 2 1 0 1 0
Наличие презентации
соотв. нормам оформл. помогает ли раскр. тему
да(1) нет(0) да (1) нет(0)

Практико-ориентированный / публичное выступление. Уровень 3

Вам предстоит сделать доклад перед младшими школьниками на тему «Блудово болото. Легенды и реальность»

Определите жанр своего выступления, подготовьте план, будьте готовы ответить на вопросы слушателей.

Критерии оценивания.

Наличие плана Соот. выст. целям Ответы на вопросы Использ. источн. Соблюд. регламента
есть нет да нет нет кратко полн. разверн. да нет да нет
1 0 1 0 0 1 2 1 0 1 0

Компетентностно-коммуникативная/ публичное выступление. Уровень 3

Используя ресурсы Интернет, подготовьте презентацию на тему «Иллюстрации к произведениям М. Пришвина»

http://www.prishvin.ru/index.htm

Критерии оценивания выступления.

  1. Структура (логика) выступления.
  2. Соответствие выступления заданной тематике.
  3. Эмоциональное воздействие на слушателей.
  4. Наличие 5-6 слайдов.
  • Выступление от групп.
  • Подведение итогов.
  • Работа над тестом.

Презентация – Приложение 1, Тест – Приложение 2, Справочный материал – Приложение 3.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: