Урок-игра Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя Б. Пастернак

Форма урока:

ток-шоу

Цели

:

  • пробудить интерес одиннадцатиклассников к
    проблемам нравственности на примере
    произведений литературы («Ночь» Т. Толстая),
    искусства и жизненного опыта;
  • подготовить к письменному экзамену по русскому
    языку и литературе.

Задачи

:

образовательные

  • учить составлять самостоятельный
    монологический рассказ в рамках указанной
    проблемы;
  • собирать убедительные аргументы в защиту
    своего мнения; правильно формулировать вопросы;
  • повторить материал к экзамену (актуализация
    прежних знаний)

воспитательные

  • воспитывать гуманное отношение к людям,
  • ответственность за свои слова и поступки,
  • воспитывать чувство прекрасного,
  • создать творческую атмосферу в коллективе.

развивающие

  • развивать умения нешаблонно, творчески
    подходить к решению поставленной задачи,
  • развивать инициативу, уверенность в своих
    силах, умение действовать самостоятельно
    (импровизировать).

Оборудование

:

1) видеоролик
2) аудиозапись — И.Бах «Аве Мария»
3) репродукция картины Рафаэля «Сикстинская
Мадонна» (можно использовать мультимедийный
видеопроектор);
4) журнальный столик, 4 стула
5) ученические столы расставить полукругом в два
ряда

Предварительное домашнее задание

: прочитать
рассказ Т.Толстой «Ночь», подумать над вопросами:
Каким вы увидели героя рассказа? Каким видит
герой окружающий мир? Каково взаимоотношение
героя и окружающего мира?

Герои ток-шоу

: Т.Толстая, журналист газеты
«Моя семья», мать и дочь, ведущий.

ВЕДУЩИЙ: (на фоне музыки) Здравствуйте! Можем ли
мы возлюбить ближнего как самого себя? Следуем ли
этой христианской заповеди в жизни? Предаём ли
самих себя, нарушая любовь к ближнему? Не теряем
ли свою душу, отказывая в помощи нуждающемуся?
Эти вопросы мы обсудим на сегодняшнем уроке
ток-шоу, тем более, что тема (показываю на доску) относится
к экзаменационным. Мы будем учиться доказывать
свою точку зрения, подбирать нужные аргументы,
анализировать текст.

Итак, тема «Нарушитель любви к ближнему первым
из людей предаёт самого себя». В нашей аудитории
присутствуют участники сегодняшнего разговора -
ученики 11 «Б» класса, гости-филологи разных школ
города и я — учитель русского языка и литературы-
Элена Валерьевна.

(включаю ВИДЕОРОЛИК)

ВИДЕОРОЛИК: (6 минут) 1сюжет: (на фоне картины
Рембрандта «Возвращение блудного сына»)

Попусту растраченная жизнь, голод, мучительное
одиночество. Но ещё мучительнее стыд и раскаяние,
желание обнять, прижаться к груди отца, ещё хоть
раз взглянуть в его любящие глаза. Выгонит или
простит?

Долгое ожидание сына. Сыт или голоден? Греется у
огня или мёрзнет в заснеженной степи? Жив или…
Увидеть бы, прижать к сердцу непутёвого, но
такого любимого сына.

Нежность, человечность, всепоглощающая любовь
и всепрощение — всё это в картине Рембрандта.

2 сюжет: (ученица): Я думаю, что любить ближнего -
это значит уметь прощать. Если ты поймёшь, что
двигало этим человеком, что заставило совершить
какой-то поступок, что он испытывает, то не будешь
его судить. Может, завтра ты окажешься на его
месте. Из каждой ситуации есть выход, надо только
его найти. Я думаю, что надо помогать людям, как
можешь, протягивать руку помощи не только с
деньгами, но и поддерживать морально именно тех,
кто не может зарабатывать себе на жизнь: детей,
инвалидов, пожилых людей, (вторая ученица): Я
считаю, что в наше время каждый за себя. Чем я могу
помочь нуждающемуся? Если человек падает духом,
не пытается сам выйти из трудного положения, кто
ему вообще поможет?

3 сюжет: (на фоне портрета А Солженицына)

Мы так безнадёжно расчеловечились, что за
сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все
принципы, душу свою, все усилия наших предков, все
возможности для потомков — только бы не
расстроить своего утлого существования. Не
осталось у нас ни твёрдости, ни гордости, ни
сердечного жара… (А.Солженицын).

4 сюжет: (два взрослых человека) 1. Я думаю, что
«ближние люди- это не только те, кто нам близок и
дорог, а это люди, которые нас окружают: коллеги,
знакомые, соседи, одноклассники — это очень
большой круг. И поэтому любовь к ближнему — это
такие взаимоотношения между людьми, которые
основаны на добре, взаимопонимании, чуткости,
сострадании. В народе говорят: доброе слово
лечит, а злое калечит. Порой чья-то поддержка,
понимание просто необходимы. Почему в нашем
обществе так много опустившихся людей? Каждый
опускается на дно жизни по разным причинам, но
некоторые потеряли опору в жизни, и в трудный
момент их никто не поддержал. Почему в нашем
обществе так много жестокости? Может быть,
потому, что добрые дела мы принимаем как должное,
и они остаются незамеченными, а злые ранят душу
сильно и надолго, и мы никак не можем
освободиться от чувства обиды. А может, любовь к
ближнему заключается просто в том, чтобы не
причинять другим зла? Не делай другому того, чего
бы сам не хотел получить.

2. Я всегда всего добивалась сама. Ни у кого не
просила помощи, ни на кого не надеялась. Всегда
считала, что если ни на кого не рассчитываешь, то
никто и не подведёт. Думаю, что многие проблемы мы
создаём себе сами и решать должны сами, не
перекладывая на других. Часто люди, зная о твоей
доброте и отзывчивости, попросту используют
тебя. Не делай добра — не получишь и зла.

5 сюжет: кадры из худ. фильма «Преступление и
наказание» (сцена признания Раскольникова в
убийстве Лизе)

ВЕДУЩИЙ: Мы услышали самые разные мнения о
любви к ближнему. А что вы думаете по этому
поводу?

Перед вами знаменитый «чёрный квадрат», символ
неизвестности. На столах — жетоны жёлтого и
зелёного цвета. Жёлтый- «я считаю, что надо любить
ближнего», зелёный- «каждый сам за себя».
Выберите нужный жетон и опустите его в конверт
конвертами подходят ассистенты).
После урока
вы сможете ещё раз проголосовать. Если вы
останетесь при своём мнении — ваше право, а если
оно у кого-то изменится, воспользуйтесь
возможностью сообщить нам об этом.

Пока ведётся подсчёт голосов, попробуйте за
одну — две минуты аргументировать свою позицию (у
вас на столах лежат листочки). Приведите 2-3
доказательства.

ИТОГИ ГОЛОСОВАНИЯ: жёлтых- 19, зелёных — 6.

Докажите свою позицию

(заслушиваются 3-4 человека с разными мнениями, в
ответах ученики используют материалы сюжетов
видеоролика)

ВЕДУЩИЙ. Кто создаст человечеству единую
систему отсчёта,- писал Александр Солженицын,-
для злодеяний и благодеяний, для нетерпимого и
терпимого, как они разграничиваются сегодня? Кто
сумел бы косному, упрямому человеческому
существу внушить чужие дальние горе и радости,
понимание масштабов и заблуждений, никогда не
пережитых им самим?.. Средство такое в мире есть!
Это- искусство. Это- литература.

Сегодня у нас в гостях известная писательница,
лауреат премии «Триумф» Татьяна _ Никитична
Толстая. Встречайте! -

(Под музыку выходит ученица, исполняющая роль
Т.Толстой)

Татьяна Никитична, я знаю, что вы не очень
любите посещать такие мероприятия, и нам приятно,
что вы согласились прийти на наше ток-шоу.

ТАТЬЯНА ТОЛСТАЯ.

Меня очень привлекла ваша тема, тем более, что я
в своих произведениях пытаюсь понять, что такое
«добро и зло» в современном мире.

Героя моего рассказа «Ночь» окружающие
называют «дебилом», но ведь то окружающие… А что
думает сам о себе человек? Какова его внутренняя
жизнь? Это и хотела я показать читателям. Я знаю,
что вы прочитали мой рассказ «Ночь», и мне
интересно узнать мнение сегодняшних
выпускников.

- Каким вы восприняли героя рассказа?

(Герой рассказа- человек необыкновенный,
который живёт в своём собственном мире, мире
фантазий, ярком, насыщенном, сказочном. Он -
большой ребёнок. «У Алексея Петровича свой мир -
в голове, настоящий. Там всё возможно….»
Алексей Петрович болен, и его защитой и опорой
является Мамочка. Герой тонко чувствует природу
(текст), заселяет мир «особенными людьми»:
«драконами, грибами и страшными карликами»,
больше привязан к вещам, в которые вложена его
душа (коробочки), чем к людям. Алексей Петрович не
способен совершить зло (текст- сцена кражи) и т.
д.
Возможно, А.П. и станет писателем, ведь писатели
тоже странные и непонятные люди, которые видят
мир по-другому.

- Каким видит Алексей Петрович мир? Каковы его
взаимоотношения с миром? {Окружающий мир,
«дурной, неправильный. И очень трудно запомнить,
что хорошо, а что плохо». Мир этот хлопающий,
дребезжащий, шумный, в нём живут страшные
«старухи», которые «ворчат у горячих плит, варят
яд в ковшиках». Правила в этом мире «ужасно
сложные», и не все могут по ним жить. Наш герой
придумывает свои правила: «ему трудно жить по
чужим Правилам». Как только общество наклеивает
ярлык «дебил», мир сразу становится страшным, а
Алексей Петрович «маленьким, одиноким,
заблудившимся. Мамочка
это мостик между
сыном и окружающим миром (текст). Один раз А.П.
предпринял попытку самостоятельно погулять, и
мир без Мамочки обернулся «чёрными шеренгами
волков» «…чёрен путь, молчат голоса, в глухое
болото ведут тропинки». И уже звучит авторский
голос: «Маленький, маленький, одинокий,
заблудился на улице, по ошибке пришёл ты в этот
мир! Уходи отсюда, он не для тебя!

- Скажите, теряют ли что-то окружающие от
своего отношения к герою?

(Безусловно. Ведь всё их мнимое преимущество
только в том, что они здоровы. Эти люди никогда не
станут летать «белыми голубями»).

- Меня на встречах часто спрашивают, почему
рассказ называется «Ночь». А мне всегда
интересно, что думают по этому поводу читатели?

(Может быть, герой ещё не проснулся и находится
в мире «ночного царства», где торжествует не
жизнь, а «драконы, грибы и страшные карлики».
Именно ночью к нему приходят самые смелые
фантазии. День — это непонятный окружающий
мир, а ночью появляются «маленькие сияющие
бисеринки, сами по себе висящие в чёрной
пустоте». И ночью приходит спасение от злого мира
(текст) в лице Мамочки, (заслушиваются 3-4 человека)

Мои герои не «маленькие», как иногда называют
их критики, а «нормальные люди», при всей
обыденности, заурядности, может быть, даже
жалкости и убогости, остаются душевными, со
светом в душе, с теплотой и добротой в сердце. Это
дети, старики, «ненормальные», но они сохранили в
себе детство, умеют мечтать, быть свободными в
своих выдумках и фантазиях. Мои герои бегут в
свой замкнутый мир, отгороженный от пошлой
будничности их вымыслом. Главный конфликт
-столкновение жизни реальной и жизни
вымышленной.

- Я не открываю новых тем, обо всём уже
говорилось в русской и зарубежной литературе.
Может быть, вы вспомните произведения, героями
которых являются не совсем нормальные люди (в
глазах окружающих) или звучит тема любви к
ближнему?

(Ф. Достоевский «Идиот», «Преступление и
наказание», Сервантес «Дон Кихот», Ф. Достоевский
«Братья Карамазовы», А. Солженицын «Матрёнин
двор», В. Распутин «Уроки французского», «Живи и
помни», М. Булгаков «Мастер и Маргарита», А.
Платонов «Юшка», К. Паустовский «Телеграмма»,
Л.Н.Толстой «Война и мир»(Платон Каратаев),И.
Тургенев «Муму» и др.)

ВЕДУЩИЙ. Татьяна Никитична, а как бы вы ответили
на вопрос нашего урока?

Т. ТОЛСТАЯ. Во всей мировой литературе самые
пронзительные, самые потрясающие образы людей
с прекрасной душой обязательно связаны с тем, что
они умственно неполноценны. И я для себя
поставила, как и Борис Пастернак, в теме вашего
ток-шоу не знак вопроса, а точку.

ВЕДУЩИЙ. Спасибо, Т.Н. Вы остаётесь с нами, а мы
продолжаем разговор. Хорошо, когда вокруг тебя
друзья, любящие родители, родственники, к которым
ты можешь обратиться в трудную минуту. Но бывают
в жизни такие ситуации, когда человеку не к кому
обратиться со своей бедой, не с кем поделиться. И
тогда человек обращается к Интернету или пишет в
газету…

Сегодня у нас в гостях журналист
общероссийской газеты «Моя семья» Дмитрий
Викторович Шрейдер (Ф.И.О. ученика) Встречайте! (музыкальная
заставка).

ВЕДУЩИЙ. Дмитрий Викторович, ваша газета — одно
из немногих изданий, которое не относится к
«жёлтой прессе».

Д.В. Да, наша газета для всей семьи. Возраст
читателей не ограничен. Кредо газеты –

«Для нас не бывает чужих». Почти все публикации
- это письма читателей, их рассказы о своей жизни,
о радости и горе, просьбы о помощи и советы.

Конечно, горько читать строки «Вы для меня
сейчас — единственный источник общения, пусть и
не напрямую. Единственные, у кого я могу
попросить совета». Но мы знаем, что наша газета
разрушит одиночество. Всем, кто отчаялся,
разуверился в жизни, не видит выхода из
создавшейся ситуации, помогут наши читатели. И
нас радует, что неравнодушных, отзывчивых, добрых
людей, готовых помочь в трудную минуту
совершенно незнакомому человеку, очень много.
Высылают и деньги, и вещи, просто поддерживают
добрым словом. А ведь далеко не все из них богаты,
но этим людям знакомы понятия: милосердие и
любовь. Когда приходят письма со словами «Добрая
ваша газета, светлая. Работа у вас трудная, но она
так нужна людям», мы рады, что смогли кому-то
помочь.

Сегодня вместе со мною пришла героиня одной из
наших публикаций — Ксения Комракова (имя ученицы).
( выходит героиня)

Д.В. Ксения, вы писали, что у вас сложились
непростые отношения с мамой. Не могли бы вы
рассказать об этом сами?

КСЕНИЯ, (по материалам публикаций газеты)

Буквы я знала уже в два года, а в четыре бегло
читала. Наверное, мама хотела воспитать из меня
вундеркинда. В нашем доме до сих пор стоит шкаф с
облупленным лаком. Когда я в первом классе
впервые принесла «четвёрку», мама избила меня
солдатским ремнём с пряжкой, и я, семилетка,
искала спасение в углу между мебелью и стеной. Я
не имела права на «четвёрки». Когда все дети уже
видели десятый сон, я сидела за уроками. И не дай
Бог, если в тетради появится помарка. Если
всё-таки ошибалась, мама безжалостно вырывала
лист из тетради, и я переписывала всё заново.
Очень хотелось спать, почерк был неровный, иногда
я переписывала работу до десяти раз. У меня не
было друзей, подруг, потому что они «отвлекали
меня от уроков». Так все десять лет школы, которую
я закончила с золотой медалью. Поступила в
престижный вуз. Когда у меня случилась трагедия в
личной жизни (несчастная любовь), и я едва не
бросила институт, мама просто перестала со мной
разговаривать и молчит вот уже почти два года. Мы
существуем параллельно в одной квартире. Маме
всегда нужна была дочь, которой можно было
гордиться, просто дочь ей была не нужна.

ВЕДУЩИЙ. Давайте обратимся к нашей аудитории.

Вопросы ребят: А вы не пытались изменить
ситуацию? Самой поговорить с мамой? Уйти? Подать в
суд? Есть ли ещё родственники? Как они относятся к
этой ситуации?

КСЕНИЯ. Несмотря ни на что маму свою я люблю, это
единственный близкий человек. Куда уйти? Своих
денег нет, стипендия небольшая, нет жилья. Чтобы
подать в суд, не возникало даже мысли. Поговорить
пыталась, но безрезультатно.

ВЕДУЩИЙ. Чтобы быть объективными, мы пригласили
на наше ток- шоу маму Ксении — Екатерину Игоревну
(имя ученицы) Встречайте!

ВЕДУЩИЙ. Екатерина Игоревна, у нашей аудитории
возникли к вам вопросы.

ЕКАТЕРИНА ИГОРЕВНА. Я внимательно выслушала
всё, что здесь говорили, и не поняла, в чём
проблема.

Вопросы: Вы не пробовали использовать
какие-нибудь другие методы в воспитании дочери?

Е.Д. Сюсюканье что ли? Сколько таких изнеженных
детей спивается, становится наркоманами, просто
не находит своего места в жизни? По-моему, моя
дочь должна быть мне благодарна за всё, чего она
добилась в жизни.

Вопросы: Вы не разговариваете с ней два года.
Вам не кажется, что это слишком суровое
наказание? Даже в притче отец простил блудного
сына.

Е.Д. Нет, не кажется. Наделала глупостей, пусть и
расплачивается. Если закончит институт с
отличием, тогда посмотрим. Пусть сначала
образование получит, достойную работу найдёт, а
потом влюбляется. Смазливых мальчиков на её век
хватит, пелёнки и распашонки подождут.

Вопросы: Между родителями и детьми возникает
душевная близость, душевная связь. А у вас с
дочерью её нет. Ведь Ксении не хватает семейного
тепла.

Е.Д. Молодой человек, вы о чём? Она раздета?
Разута? Умирает с голоду? Выглядит прилично,
многим на зависть. А разговоры разговаривать мне
некогда: я деньги зарабатываю. Между прочим, и для
Ксении тоже.

Вопросы: Человек в жизни сам делает свой выбор.
А как же ваша дочь? Вы не оставляете ей права
выбора?

Е.Д. Нет. Пока я её мать, я её содержу и лучше
знаю, что ей надо.

ВЕДУЩИЙ. Ребята, что бы вы посоветовали Ксении,
Екатерине Дмитриевне, исходя из своего
жизненного опыта? Как им наладить отношения?

(Советы ещё раз попробовать поговорить, маме -
посмотреть на ситуацию глазами дочери, не мешать
ей строить свою жизнь, дочери — лучше уйти, чем
всю жизнь зависеть от матери и т.д.)

ВЕДУЩИЙ. Татьяна Никитична, что бы вы
посоветовали нашим героиням?

Т.Т. Сесть сегодня вечером и за чашкой чая
обсудить создавшееся положение, не обвинять друг
друга, а внимательно выслушать. Главное в жизни -
найти общий язык с близкими людьми, найти в себе
желание объяснить себя и желание выслушать их.
Ведь если в семье нет гармонии, то о какой
гармонии в Мире может идти речь?

ВЕДУЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Викторович, а вы?

Д.В. Я соглашусь с Т.Н. Нет любви в семье — не
будет и к окружающим. Однажды в интервью у
писателя Юрия Трифонова спросили:

- Какая потеря в шестнадцать лет самая страшная?

- Потеря родителей,- ответил он.

Потеря зачастую не столько физическая, сколько
духовная. Я предлагаю одиннадцатиклассникам,
участникам нашего сегодняшнего разговора,
подумать над этими словами и написать
сочинение-размышление. Или обратитесь к теме
вашего урока. Здесь ещё о многом можно говорить. Я
думаю, что ваш учитель оценит работы, а
продолжить разговор мы сможем на страницах
газеты.

(Это домашнее задание)

ВЕДУЩИЙ. Ребята, на ваших столах лежит
раздаточный материал. Здесь записаны некоторые
цитаты, прозвучавшие на уроке. Вы можете
использовать эти высказывания и в своих
сочинениях, и при подготовке к экзамену. (Тема
урока — это тема экзаменационного сочинения по
литературе). Проблема любви к ближнему
существовала всегда. Невозможно решить её за
один урок. В конце темы экзаменационного
сочинения стоит точка, но мы оставим знак
вопроса, потому что это ещё и тема нашей жизни. Я
надеюсь, что каждый из вас ещё не раз задаст себе
этот вопрос, но отвечать на него будет только сам.
И пусть ваш выбор будет правильным.

Звучит «Аве Мария» И.Баха. Репродукция картины
Рафаэля «Сикстинская Мадонна»(большая)

Чистый, величественный, но тревожный взгляд
матери… Глубокая, затаённая печаль… Дитя, так
доверчиво прижавшееся к ней. Что ждёт её малыша?
Будут ли милосердны к нему люди или они всё так же
жестоки? Всё она знает, всё чувствует
многострадальная мать, несущая своего сына в
жертву людям. Вечная «Сикстинская Мадонна»
Рафаэля — символ жертвенной любви, боли и
страдания за человечество. Приняв невыносимые
муки, Её Сын принесёт такую же горячую любовь к
людям и в величайшей Нагорной проповеди скажет:
«Любите врагов ваших, благословляйте
проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и
молитесь за обижающих вас, да будете сынами Отца
вашего Небесного… Ибо, если вы будете любить
любящих вас, какая вам награда? {музыка громче) Спасибо
всем.

{На выходе ассистенты напоминают о
голосовании). ИТОГИ ВТОРОГО ГОЛОСОВАНИЯ:
жёлтых-21, зелёных- 4.

(Примечание: урок рассчитан на 45 минут, в случае
более глубокого анализа рассказа Т.Толстой
«Ночь» необходимо отвести для урока два часа).





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: