Открытое занятие по шорскому языку

Цели:

  • воспитание любви к родному краю.
  • развитие навыков разговорной речи.
  • развитие фонематического слуха.

Словарь:

суг (вода),
таг (гора),
аал (поселок)
тиин (белка)
эзеноктар (здравствуйте).
кок (синий)
кызыл (красный)
чажыл (зеленый)
шара (чашка)
эм (дом)
шана (лыжи)

ХОД УРОКА

– Сегодня мы с вами проведем немножко
необычное занятие.

1. Отправимся на экскурсию по реке Мрас-су
(желтая река).
2. Побываем в отдаленных поселках, где живут
коренные жители – шорцы.
3. Познакомимся с новыми шорскими
словами.
4. Познакомимся с хозяйственным бытом,
традициями шорского народа.

– Кто знает о коренном малочисленном народе
Кемеровской области – шорцах? (Рассказываю о
шорском народе).

На территории города Междуреченска и
прилегающей к нему территории проживает около 3000
представителей коренного малочисленного народа
шорцев. По Кемеровской области 12000 человек.
Шорский язык относится к тюркской группе языков.
Предки шорцев занимались охотой, рыболовством,
сбором дикоросов. Чтобы вы узнали, где
сохранились и развиваются хозяйственный быт и
материальная культура, нам необходимо с вами
отправится в путешествие по реке Мрассу в
отдаленный поселок Учас. Для удачного
путешествия нам пожелает удачи шаман.

(Необходимо иметь на проекторе картину, где
стоит Шаман).

– Ребята. Для успешного путешествия и
охоты у шорцев проводится обряд. поклонения
духам гор, тайги, воды (провожу обряд).
Отправляемся в путешествие.
Мы с вами плывем по реке Мрассу. Кто знает, как
переводиться река Мрассу? (Река Мрассу –
желтая река).
Перед нами появилась гора – таг, вода – суг.

Повторите слова: река – суг, гора –
таг.

Ребята, посмотрите на берегу, кто прыгает? белка
– тийин.
Проговариваем вслух все
вместе Белка – тиин.
Вдали мы увидели поселок – алл.
Проговаривают вслух все вместе поселок–
аал.
Ребята, прежде чем остановится
нам надо с вами выучись слово для приветствия.
Проговариваем слово Эзеноктар – здравствуйте.
Мы с Вами приплыли в поселок. Ребята, как
будет на шорском языке поселок? На берегу стоит дом
– эм.

Мы с вами познакомимся с несколькими словами
из хозяйственного быта и
материальной культуры. Чашка – шара,
шана – лыжи.

– Молодцы, ребята! А теперь мы с вами отдохнем!

Кол хлоп-хлоп
Азак топ-топ.
Кулак хоп-хоп
Пурун вот-вот.

– Ребята, я вас разделю по группам и задам
самостоятельно поработать со словарем.

Задание: Найдите в словаре слова:

1 группа:

лыжи – шана;
чашка – шана;
дом – эм;
кызыл – красный

2 группа:

здравствуйте – эзеноктар.
поселок – аал
белка – тиин
зеленый – чажыл

3 группа:

река – суг
гора – таг
синий – кок.

– Ребята! Молодцы. Спасибо. После длительного
путешествия мы отправляемся домой.
Понравилось Вам путешествие? Как вы знаете, у
шорского народа есть обычай – встречать с
долгой дороги обязательно национальным
блюдом. (Оля Таннагашева раздает печенье.
Ученики благодарят.)

– Внимание! У меня в руках шарики трех цветов.
Красный – кызыл – это огонь если урок очень
понравился, синий – кок – понравился, зеленый –
чажыл – не понравился.

Ребята разбирают шарики и отвечают на
вопрос:
чему сегодня научились и почему они
выбрали именно этот шарик?

– Дорогие ребята, я очень рада была с вами
познакомиться и рассказать о коренном
малочисленном народе Кемеровской области –
шорцах, а также с вами выучить новые слова.

Домашняя работа. Выучить шорские
слова.

– Занятие окончено. До свидания.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: