Откройте занавес души

Тот, кто работает с детьми, обретает истинное
счастье, если ещё одна из детских душ откроется
ему навстречу, расцветёт и испытает восторг от
собственного цветения – самораскрытия.

Собственный страх перед публичными
выступлениями и сочувствие детям, которые на
каждом из шести уроков находятся в ожидании
такого выступления, заставили задуматься о
способах, которые помогли бы преодолеть этот
психологический барьер.

Так появилась ширма. Простая, состоящая из
четырёх прямоугольников, обтянутых бязью,
скрепленных дверными шарнирами. Она «легка на
подъём»: может оказаться в любом месте класса,
школы, а то и в городском автобусе (участвовали в
районных конкурсах чтецов).

Эту статью можно было превратить в гимн ширме,
которая помогла многим поверить в себя,
удивиться своим способностям, сделала
необычными уроки, помогла выйти за их пределы,
изменила жизнь классного коллектива, сблизила с
родителями. Но это только средство.

Ширма прижилась на уроках литературы, начиная с
5 класса. Это и собственно урок – спектакль
«Озорник Петрушка» с предварительной пробой на
роли, в которой принимали участие все учащиеся
класса, изготовлением кукол и с последующей
рецензией на игру исполнителей. Это и фрагменты
уроков, где используются различные виды
пересказов, в том числе и от другого лица,
помогающие исполнителям как бы раствориться в
образе, максимально перевоплотиться в характер
персонажа. К примеру, монолог бабушки из рассказа
Ремизова «Змей» великолепно исполнили,
соревнуясь, Кириленко Паша, Круглов Артём и
Сапрыкин Влад.

Ширма оживила и внеклассную работу по предмету.
Стали рождаться собственные спектакли,
посвящённые юбилею школы, города. Последний из
них – «С любовью у родной реки», построенный на
основе стихотворений дальневосточных поэтов.
Материалы для спектакля собирали сами ребята.
Ширма была реконструирована: сверху на небольших
шарнирах закрепили окна, которые можно было
опускать и поднимать, делать в них различные
заставки (смена времён года, дня и ночи, в них
появлялись лица ребят, куклы, книги). Исполнители
чаще стали выходить из-за ширмы: актер перед
ширмой общается с куклой; говорит, смешно
выглядывая из-за ширмы или усевшись прямо перед
ней, когда соответствуют декорации.

Частым гостем ширма стала на занятиях по
факультативному курсу «Эстетика для младших
школьников». (Материалы этого курса
публиковались в газете «Начальная школа» №29, 1999
г, в газете «Искусство» №3, 2002 г.)

Ширма изменила жизнь в классе. Полгода работаем
над созданием спектакля, декораций, кукол. Потом
– премьера, на которую обязательно приглашаются
родители. Касса, билеты – всё, как в настоящем
театре.

После премьеры спектакля «гастролируем» по
школе.

Растут актёры – меняется репертуар,
открываются новые таланты. Машу Калёнову в 5
классе было еле слышно из-за ширмы в роли мышки
(Спектакль «Однажды было это», построенный на
баснях Крылова), а в 7-м она читала заключительное
стихотворение перед ширмой на районном конкурсе
чтецов в спектакле «С любовью у родной реки».

В нашей школе существует творческое
объединение «Краски радуги», в которое входят
различные классы-клубы, организованные по
интересам, такие как «Эколог», «Ветеран»,
«Театральный», «Хабар» (краеведческая работа).
Устраиваются фестивали с творческими отчетами
коллективов.

Расцветают таланты, открывается занавес души
каждого, кто сумел обрести себя.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: