Урок внеклассного чтения по книге А. Грина Алые паруса в 8-м классе

Цели:

  • Познакомить учащихся с краткой биографией А.
    Грина и его книгой «Алые паруса»;
  • развивать устную речь учащихся, логическое и
    образное мышление, духовно-нравственное
    воспитание учащихся посредством слова;
  • пробуждать у учащихся интерес к
    православному учению как благодатному
    источнику, формирующему сознание и поведение
    сегодняшнего россиянина.

Оборудование:

  • Репродукции картин Айвазовского
  • Иллюстрации к книге «Алые паруса», нарисованные
    ребятами
  • Книга «Алые паруса»

Тип урока: урок-размышление; беседа.

Словарная работа

Духовный – бесплотный, нетелесный, из
одного духа и души состоящий; все относящееся к
Богу, Церкви, вере; все, относимое к душе человека,
все умственные и нравственные силы его, ум и воля.
Дух – бестелесное существо, бесплотный
житель недоступного нам духовного мира.
Феерия:

  1. Театральное представление или церковное
    сказочное содержание, отличающееся пышной
    постановкой и сценическими эффектами
  2. перен – волшебное, сказочное зрелище

Дидрахма – греческая серебряная монета,
равняющаяся древнееврейскому полсиклю (около 30
коп. серебром)

ХОД УРОКА

I. Организация урока

Звучит песня «Алые паруса».

  1. Сообщение целей и задачей урока
  2. Чтение словаря терминов (выступление группы
    знатоков русского языка ).
  3. Чтение учителем эпиграфа к уроку.

Не знаю, сколько пройдет лет, –
Только в Каперне расцветет
Одна сказка, памятная надолго…

А.Грин

II. Работа по теме урока

Слово учителя. Какие ваши
впечатления от прочтения книги? Прочитав книгу, я
задумалась на вопросом. Кто он – герой нашего
времени? Меннерс в «Мерседесе» или все-таки Грей,
у которого не хватает денег на алые паруса? Думаю,
что однозначного ответа на этот вопрос не будет.
Имя Грина по сей день окружено пестрым венком
причудливых и достаточно нелепых легенд. О нем не
расскажешь одним словом. Жизнь его похожа на
феерию (скорее необычную, нежели праздничную)
Это был человек со своим, ни на кого не похожим
умением видеть и понимать мир: хорошее и дурное
переплелось в нем причудливо. Больше всего он
любил и ценил в человеке живую душу. Грин прожил
тяжелую жизнь.

Рассказ ученика из группы биографов(
краткая биография А.Грина).

Рассказ ученика об истории создания книги
«Алые паруса».

Мечтами об «ослепительном случае и радости
полны все рассказы Грина, но больше всего – его
повесть «Алые паруса». Эту пленительную и
сказочную книгу Грин обдумывал и начал
писать в Петрограде в 1920 году, когда после
сыпняка он бродил по обледенелому городу и искал
каждую ночь нового ночлега у случайных,
полузнакомых людей. «Алые паруса» – поэма,
утверждающая силу человеческого духа,
просвеченная любовью к жизни и верой в то, что
человек способен совершать чудеса.

Слово учителя. «Алые паруса» –
любимая книга множества юных мечтателей. Но
есть в ней тайна, которая по сей день сокрыта
от большинства читателей – молодых и старых.
О какой тайне идет речь?

Ответ ученицы из группы православных ученых:.

В советском прочтении Александра Грина
совсем не учитывалась религиозность писателя.
Чудо феерии немыслимо без веры. Грин верит
в чудо и учит верить нас. Интересен случай,
произошедший с писателем в Феодосии в конце
двадцатых годов прошлого века. Назойливый
журналист попросил дать рассказ в один из
популярных в те годы атеистических сборников.
Грин стал отнекиваться и, наконец, сказал: «
Вы знаете, а ведь я верю в Бога».
Известно, что в Старом Крыме в последние годы
жизни Грин был прихожанином православной
церкви и умер христианином. Религиозные мотивы в
феерическом мире Грина и его простой жизни
еще предстоит осмыслить кропотливым филологам и
биографам. Вера Грина присутствует в его
прозе неявно, неброско, но в самой глубине.
Поэтому невозможно говорить о нем, как о писателе
– проповеднике вроде К.С. Льюиса.
Евангельские иллюзии у Грина – это те самые
мелочи, которые создают все очарование и аромат
его книг.

Вопрос учителя: Как называется
город, где родилась Ассоль?

Ответ ученицы из группы православных ученых:

Первое, что бросается в глаза – это название
приморского городка, родины Ассоль – Каперна. В
Евангелии Капернаум – «Селение Наума» на берегу
Галилейского моря. Созвучие и сходство одного
и другого города несомненно подразумевалось
Грином, а что до других поразительных совпадений,
то они могут быть и непреднамеренными, но
все же являются необходимой частью
мозаики мифов, а стало быть, появляются
неспроста.
Капернаум в Евангелии – место проповеди
Спасителя, город, где Им было сотворено множество
чудес. Но в жестоких сердцах жителей города и
проповедь, и чудеса не пробудили ни веры, ни
любви, ни покаяния, только страх охватил
горожан. Подобно этому все жители гриновской
Каперны со страхом и возмущением встречают чудо
корабля под алыми парусами, чудо любви.

Вопрос учителя. Есть ли еще страницы
книги, основанные на евангельских сюжетах?

Ответ ученицы из группы православных ученых

А вот еще одна удивительная картина из «Алых
парусов», обыгрывающая, намеренно или нет,
евангельский сюжет. Перед тем, как увидеть спящую
Ассоль рядом с Каперной, капитан Грэй поплыл с
матросом Летикой на берег, где Летика удил рыбу.
Ночью матрос «Засматривал из любопытства в рот
пойманным рыбам – что там? Но там само собой
ничего не было». Казалось бы, ничего на
значащая виньетка, забавное украшение, чтобы
нарисовать такого любопытного и пронырливого
персонажа. Но вот рассказ о просящих дидрахмы в
Евангелии. В Капернауме собиратели подати
спрашивают у Петра и его Учителя дидрахмы, и
Христос говорит Петру: « Шед в море, вверзи удицу,
и юже прежде имеши рыбу, возми, и отверз уста ей,
обрящеши статир, той взем даждь им за Мя и за ся»
(Мф 17,27). Эта рыбалка возле Капернаума. Конечно, у
Грина ничего в рыбе не находят, но ведь это другое
время и другие правила.

Вопрос учителя: Скажите, есть ли в
повести моменты, позволяющие усомниться в
христианстве Грина?

Ответ ученицы из группы православных ученых:

«Алые паруса» начинаются с рассказа о
детстве Ассоль, смерти её матери, не продавшей
честь за кусок хлеба, и мести моряка Лонгрена
ее обидчику, трактирщику Меннерсу. Напомним:
Лонгрен стоит на конце мола, «как судья», и не
бросает причал утопающему трактирщику. Вокруг
этого было много споров. Говорили о жестокости
Грина, о том, что герои его не следуют заповеди
«не убивай». И как вообще можно говорить о
христианстве и гуманизме Грина? Более того,
казалось, и сам писатель понимает безрассудную
жестокость своего героя. Как сказал Лонгрен:
«Черную игрушку я сделал, Ассоль».
Объяснение (но, разумеется, не оправдание
героя) снова приходит из Евангелия, из слов
проповеди Спасителя в приморском Капернауме: «А
кто соблазнит одного из малых сих, верующих в
Меня, тому лучше было бы, если повесили ему
мельничный жернов на шею и потопили его во
глубине морской» ( Мф, 18, 6). Так и злосчастный
Меннерс находит подобную смерть за обиду женщины
и ребенка.

Вопрос учителя: Образ Ассоль. Скажите,
чем привлекает Ассоль юного читателя?

Ответ ученицы из группы православных ученых: Нас
поражает ее простота, красота, смирение.

Вопрос учителя: Встречали ли вы такую
Ассоль? Что служит контрастом невинной душе
героини?

Ответ ученицы из группы православных ученых:

Контрастом невинной душе героини служит
грубость и приземленность нравов жителей
приморского поселка. Знаменательна беседа
маленькой Ассоль со сказочником Эглем, который
говорит ей: «Я люблю сказки и песни, и просидел
я в деревне той целый день, стараясь услышать
что-нибудь никем не слышанное. Но у вас не
рассказывают сказок. У вас не поют песен. А
если рассказывают и поют, то, знаешь, эти
истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным
восхвалением жульничества, эти грязные, как
немытые ноги, грубые, как урчание в животе,
коротенькие четверостишия с ужасным
мотивом..» Какие печальные эти слова! Мы и сами
, заметьте, начинаем подменять сказки анекдотами,
а поэмы и песни – частушками. А песни, которые
звучат сегодня с нашей эстрады, в большинстве
своем демонстрируют примитивность и
пошлость. Возможно, так с нами происходит потому,
что мы отучились мечтать об идеальном и
совершенном, и настолько в своих чувствах
огрубели и измельчали, что не хотим или не умеем
себе в этом признаться.

Вопрос учителя Какой символ книги
является значительным?

Ответ ученицы из группы православных учёных.
(Звучит музыка моря Дебюсси. Показ иллюстрации
моря)

Один из самых значительных символов книги –
это, конечно, море. Море в «Алых парусах» – это не
только то великое пространство, в которое с
надеждой на счастье вглядывается Ассоль, но
еще и беспредельность пространства и времени
того сверхъестественного мира, в котором
только и может зародиться и совершиться то,
что кажется невозможным для приземленного ума.
Море – образ того беспредельного и вечного
бытия, которое то бурно и грозно, то почти
неслышно воздыхает и плещется у самого порога
нашего восприятия, оставаясь недоступным
пониманию. Поэтому сказочный мир, в котором
живет Ассоль, – это мир чудесного, доступный
лишь утонченному восприятию тех, кто умеет
мечтать о вещах необычных и не свойственных
рациональному миру. И главное свойство такого
мира – идеальное совершенство. Но не стоит
осуждать героиню за ее идеализм.

Слово учителя. О чем эта сказка,
написанная человеком, узнавшим так много
разочарований и так немного счастья в своей
жизни? Можем ли мы увидеть алые паруса?
Главная ее мысль необычно проста:

«Мечтайте о высоком и недоступном! Питайте
любовь в сердце, веруйте и не теряйте надежду на
то, что ваша вера будет вознаграждена!» Не об этом
ли говорит нам Священное Писание?.

И в наше непростое время есть во имя чего
жить, есть во что верить, и образ Ассоль – как
живое воплощение строк: « По вере вашей да
будет вам». России необходимы люди верящие и
люди делающие. Быть именно такими учат книги
Грина .

Окруженный реальностью далекой от светлой
мечты, Грин не раз испытывал душевные кризисы. Мы
не знаем – думал ли он в эти мгновения о Боге,
но знаем, что Бог помнил о нем и вложил в его
измученное сердце слова, обращенные к тем, кто
еще верил, что мир – это не только кровь,
голод, предательство. И вот эта книга перед нами.
Давайте прочтем ее пророчество:

Ответ ученицы из группы православных ученых:

«…Однажды утром в морской дали под солнцем
сверкнет алый парус. Сияющая громада алых
парусов белого корабля двинется, рассекая волны,
прямо к тебе… тогда ты увидишь храброго
красивого принца: он будет стоять и протягивать к
тебе руки.
«Здравствуй, Ассоль! – скажет он. – Далеко-далеко
отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы
увезти в своё царство. Ты будешь там жить со мной
в розовой глубокой долине. У тебя будет все, чего
только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так
дружно и весело, что никогда твоя душа не
узнает слез и печали». Он посадит тебя в лодку,
привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в
блистательную страну, где всходит солнце и
где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить
тебя с приездом».

Вопросы учителя:

– Встречали ли вы людей, похожих на героев
повести?

– Прочитайте понравившиеся строчки книги.

Слово аналитической группе.

Итоги урока . Выводы

Оценки за урок.

Домашнее задание

– Написать сочинение-миниатюру «Что мне дало
знакомство с повестью А. Грина «Алые паруса»

Литература:

1. Священник Пафнутий Жуков, Бондаренко Г.
Мы увидим алые паруса.//Мироносицкий вестник
–апрель 2003. с.14–15.
2. Смоленцев А. Александр Грин и
Вятка./Мироносицкий вестник.апрель 2003.с.15.
3. Из воспоминаний об Александре Грине.// Круг
чтения /календарь/.– М:Политиздат,1989. с 102–103.

Приложение





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: