Урок-диалог по рассказу П. Проскурина Азъ воздам, Господи

Цели:


показать старшеклассникам воплощение
нравственных проблем рассказа;
развитие логического мышления;
умение конкретно вести дискуссию.

Эпиграф к уроку :

Истинное мужество в том, чтобы любить жизнь,
зная о ней всю правду.

С. Довлатов.

Тяжелее всего человеку быть человеком изо дня в
день …

М.Булгаков. “Мастер и Маргарита”.

Ход урока.

Этот урок входит в систему занятий с
десятиклассниками. Начали с эссе В. Гроссмана
“Сикстинская Мадонна”. Именно тогда ребята
выделили ключевую фразу в этом эссе :

“Не дать погибнуть человеческому в человеке”,
тогда же обратили внимание на предложение :
“Пришло волчье время: в это время люди живут
волчьей жизнью, а волки живут жизнью людей”. Так
логично перешли к роману Г.Айтматова “Плаха”,
затем “Тавро Кассандры”. И вот сегодня
небольшой рассказ П. Проскурина “Азъ воздам,
Господи”.

Урок начинаю с вопроса : Ваше впечатление от
прочитанного ?

Ответы ребят не удивляют : бессилие от того, что
зло торжествует, а кто-то, наоборот, в убийстве
Тулубьева увидел несостоятельность вершителей
сегодняшней жизни. Кто-то возмущён, а кто-то
удивлён : неужели так бывает?

А какие проблемы поднял Пётр Лукич в рассказе ?

Нравственный выбор человека, семья, духовность,
творчество, добро и зло.

В какие годы происходит действие рассказа ?

Определяют однозначно : начало 90-х. Зачитывают
строки : “… зазвучали совершенно другие гимны,
опрокидывающие и оскверняющие всё прошлое отцов
и дедов, … хищно возносились стоэтажные
банковские чудовища, символизирующие
безоговорочную власть капитала,
вседозволенность сильного и всепокорность
слабого”, начало строительства храма Христа
Спасителя.

Родион Афанасьевич
Тулубьев, известный писатель, как живётся ему в
это время
?

Называют приметы времени : центр Москвы уже
давно заселили миллионеры, президенты различных
компаний, банков. И только он, старый чудак,
держался за свою квартиру, где уже давно всё было
распродано, включая богатейшую библиотеку,
выставляя за порог юрких квартирных маклеров и
сводников.

Зачем к Тулубьеву приходит мальчик?

Ребята рассказывают о недописанной книге
Тулубьева, о том, какое впечатление произвела на
Серёжу пропажа Рыжика.

Что больше всего потрясло Тулубьева в первую
встречу с Серёжей ?

Ребёнок неизлечимо болен. Но он глубоко
несчастен, одинок, так как растёт в семье, где
высшей ценностью являются деньги. На вопрос
Тулубьева, знают ли его родители, где он, мальчик
отвечает : “Да им всё равно, правда, правда”.

Старшеклассники рассуждают о роли семьи в
жизни человека, упоминая, что дочь и зять
Тулубьева живут чуждой писателю жизнью. И здесь
Серёжа с Тулубьевым родственны.

Мальчику стало хуже.

Почему не к мужу, не к врачу, а к писателю
прибегает обезумевшая мать Серёжи ? Сам собой
возник вопрос : что могут деньги ?

Ребята, цитируя текст, размышляют, почему врач
обращался к отцу Серёжи, господину Никитину с
неосознанным вызовом.

Другой ученик обратил внимание на то, как
писатель рассказывает о господине Никитине:
деньги не зарабатывает, а делает.

Все единодушны в одном: исцелили мальчика не
деньги Никитина, а высокая человечность
Тулубьева, который ночами пишет продолжение
повести о Рыжике, а днем читает умирающему
Сереже.

Произошло чудо … “… Он почувствовал робкое
прикосновение тонких сухих пальцев мальчика к
своей руке. Серёжа лежал с широко открытыми
глазами, и в них светилось столько выстраданной
тихой нежности, что Тулубьев сердито вытер
повлажневшие глаза и услышал, как ручонки Серёжи
слабо обняли его шею”. Мальчик пошёл на поправку.
Почему через несколько лет после
выздоровления Серёжи Никитин предлагает
Тулубьеву уехать ?

Он видит, что ребёнку ближе, понятнее мир
Тулубьева, Серёжа не принимает бездуховный,
денежный мир своего отца.

Финальная сцена рассказа потрясает: “Тулубьев
облокотился о решётку балкона – и в тот же миг
тяжёлая пуля, вылетевшая из мрака, тупо ударила
его в середину лба … Время вспыхнуло,
рассыпалось и погасло …”

Что такое человеческое в человеке ?

Как не дать погибнуть человеческому в человеке
?

Обсуждая эти вопросы ребята задают свой вопрос
: как сложится судьба Серёжи ?

А я, завершая наш урок, возвращаю их к эпиграфам
нашего урока “Тяжелее всего человеку быть
человеком изо дня в день” и выражаю уверенность :
каждый сидящий сегодня на уроке останется
человеком в любом жизненном испытании.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: