Урок литературы в 6-м классе по теме М. Ю. Лермонтов. О поэте. Анализ стихотворения «Парус»

Цель урока:

  1. Не столько дать сведения о биографии, сколько познакомить с личностью поэта.
  2. Подчеркнуть необычность судьбы Лермонтова с детства, его рано проявившуюся гениальность, постоянную устремлённость к неизведанному.

Задача:

  1. Познакомить учащихся с фактами из жизни поэта, уделить особое внимание личности поэта, подчеркнуть необычность его судьбы, гениальность;
  2. Почувствовать настроение стихотворения « Парус», осознать символические значения образов в этом стихотворении;
  3. Проанализировать «Парус» как творческий манифест поэта;
  4. Дать понятие художественным приёмам  инверсия и антитеза;
  5. Развитие внимания, художественной речи, воображения, творческих способностей;
  6. Воспитание любви к природе, гордости интеллигента-борца.

Оформление доски:

  1. Портрет М.Ю.Лермонтова. Художник Горбунов К.А., 1841г.
  2. Фотография А.П. Шан-Гирея.
  3. М.Ю.Лермонтов ребёнком (портрет работы неизвестного художника. Масло.1817- 1818)
  4. Иллюстрации учеников к стихотворению «Парус».

Ход урока

1.  Вступительное слово  учителя.

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

- Да, были люди в наше время,
Не то, нынешнее племя:

Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Всем вам известны строки этого стихотворения. « Бородино» — литературное произведение, оставленное нам М.Ю.Лермонтовым.

Но не все, наверное, знают, что поэт Лермонтов оставил и другие произведения — живописные. Он был и талантливым художником. Посмотрим на его автопортрет, репродукция которого перед. (См.слайд № 2).

Он в военной форме, на плечо наброшена лохматая бурка, фоном виднеются горы
Кавказа. Но самое главное, что обращает на себя внимание,- это лицо, печальное,
напряжённое, с тоской в глазах.

Из воспоминаний современника.

« Гладкие… слегка вьющиеся по обеим сторонам волосы оставляли совершенно открытым необыкновенно высокий лоб. Большие, полные мысли глаза». 

(См.слайд №3).

А вот второй портрет писателя..

« На Лермонтове был мундир лейб-гвардии гусарского полка, он даже не снял ни сабли, ни перчаток… В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительносью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и наподвижно – тёмных глаз. Их тяжёлый взор странно не согласовался с выражением почти детских и выдававшихся губ.., но присущую мощь тотчас сознавал всякий».

( И.С. Тургенев. «Литературные и житейские воспоминания»).( См. слайд №4 ).

II.Проверка домашнего задания.

2.ДОКЛАДЫ УЧАЩИХСЯ.

Послушаем, каким видели Лермонтова его современники (Современники о Лермонтове).

1).Аким Петрович Шан-Гирей ( См. слайды № 6,7,8).

слайд 6.

слайд 7.

слайд 8.

2).Дмитрий Алексеевич Милютин.

3).Екатерина Александровна Сушкова.( См. Приложение ).(по поводу данного приложения обращайтесь к автору статьи)

3.Сообщения  учеников. (См. слайды № 9, 10, 11,12).

слайд 9.

слайд 10.

слайд 11.

слайд 12.

III. Объяснение нового материала.

/ Запись в тетради темы урока/.(См. слайд №1).

4.Чтение статьи учебника. / стр. 203-205/.

Какие штрихи к личности поэта добавляет эта статья?

5.Чтение и анализ стихотворения « Парус».

1.Чтение статьи учебника /стр.205-206/

2.Выразительное чтение учителем стихотворения «Парус».

3.Вопросы после чтения стихотворения.

Что изображает Лермонтов в своём стихотворении?

Какое слово выбрал поэт для существительного «парус» в качестве определения? (См. слайд № 13)

Почему автор называет парус «мятежным»?

Акварельная картина Лермонтова «Морской вид с парусом» / стр.207/

- Рассмотрим  ещё первую акварель юного поэта.

Что сближает их, и чем отличаются они друг от друга?

Какие моменты стихотворения изобразили вы на своей иллюстрации?

6.Теория литературы.

Дать понятие инверсии. (См. слайд №14).

Дать понятие антитезы. ( См. слайды № 15, 16).

Работа в тетради.

IV. Закрепление нового материала.

Мы видим, что художественный приём антитезы является схемой всего произведения в целом. Но одновременно антитеза прослеживается на уровне слова и словосочетания.

Найдите такие примеры.

Ищет — кинул

В стране далёкой – в краю родном

Под ним струя – над ним луч солнца.( См. слайд 15).

А как называются слова с противоположным значением?

Антонимы.

А могут ли быть антонимами служебные части речи?

Могут. Здесь антонимы- предлоги ПОД и НАД.

Мы проследили построение всего произведения на основе художественных приёмов инверсии и антитезы.

Мы также проследили взаимосвязь между теорией стиха и морфологией, лексикой – разделами языкознания.

7.Прослушивание романса А.В.Варламова на стихи М.Ю.Лермонтова.

Заключительное слово учителя.

В поэзии М.Ю.Лермонтова буря- символ стихии, разрушения, яростной борьбы, стремления к свободе. Покой же не приносит удовлетворения герою.

«Парус»- итог размышлений поэта о смысле жизни.

Итог урока.

Какие черты характера Лермонтова вам показались необычными?

К чему, по замыслу автора « Паруса», должен стремиться человек?

V. Домашнее задание.

1).Детство и юность М.Ю.Лермонтова.

2).Стихотворение « Парус» выучить наизусть, уметь анализировать.

3).Что такое инверсия и антитеза?

/стр.203-208-учебник, записи в тетради/





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: