Урок якутской литературы в 10-м классе Кулаковский и Нострадамус — диалог через века

(Урок посвящен жизни и деятельности
основоположника якутской литературы, поэта и
ученого, одного из теоретиков якутского
стихосложения Алексея Елисеевича Кулаковского.
Кроме этого на уроке для сравнения изучается
жизнь выдающегося французского пророка Мишеля
Нострадамуса).

Цели и задачи урока

: Разбор 3 основных
философских произведений основоположника
якутской литературы, великого поэта Алексея
Елисеевича Кулаковского, доказать, что он
являлся якутским поэтом-пророком, сравнить его с
великим французским пророком Мишелем
Нострадамусом.

Цитата:


Хоть вы и умерли — ваша воскресла душа,
От смерти вас спасла бессмертная идея!

П. А. Ойунский

(перевод Н. В. Макаровой)

1 этап.

Вступление.

Учитель знакомит учащихся с темой урока, читает
цитату, объясняет смысл. Затем весь класс читает
текст на экране — строки из стихотворения местной
поэтессы М. А. Поповой „Века — это люди“:

В грядущий XXI век,
Великий Кулаковский наш
Переступив через года,
В образе отлитом в бронзе
Пришел напомнить о себе
И о правде вековой. . .
Сын народа Кулаковский -
Орел бесстрашный, дерзкий
Взметнулся ввысь за облака
И пролетев через века
Явился к нам издалека.
Пророком был он и поэтом,
Предвидел он и говорил.

М. А. Попова

(перевод Н. В. Макаровой)

2 этап.

Учитель: Как вы понимаете слова пророк,
ясновидец, прорицатель?

Ученик: Одаренный человек, способный
предвидеть будущее.

Учитель: Назовите мне имена знакомых вам
пророков, ясновидцев.

Ученики: Ванга, Кулаковский, Нострадамус, Джуна
Давиташвили. . .

Учитель: Из этих имен несомненно самым
выдающимся пророком является французский
пророк, врач, астролог Мишель Нострадамус. Это
человек с интереснейшей полной загадок судьбой.

Мишель Нострадамус родился 14 декабря 1503 года в
семье нотариуса Жака Нострадамуса. Его мать Рене
де Сен-Реми увлекалась магией. Предки отличались
способностями по математике и медицине. Дед по
материнской линии Жан де Сен-Реми работал врачом
у герцога Калабрии. Он привил ему любовь к
звездному небу. После смерти деда он изучал
гуманитарные науки: риторику и философию в
городе Авиньон. В 1525 г. поступил в университет
города Монпелье, где изучал медицину. В 1529 г.
защитил звание доктора и стал преподавателем в
этом университете. В 1556 г. по просьбе короля
явился в Париж и предсказал его будущее. Все
предсказанное Нострадамусом сбылось. Все свои
великие предсказания он писал в стихотворной
форме. Среди них самые известные:

Открытие планеты Нептун (за 300 лет до этого до
этого события)

Судьбы королей Франции и их пребывание на
престоле.

Развитие астрономии как науки.

Вторая мировая война (1939-1945)

Политика и экономика государств мира.

3 этап.

Учитель: Вы с малых лет наслышаны о том, что
Кулаковский — поэт-пророк. На чем основаны эти
утверждения?

Ученик: Эти утверждения основаны на его
философских произведениях.

Учитель: Сегодня, основываясь на трех
философских произведениях Кулаковского мы
постараемся доказать, что он действительно был
поэтом-пророком. Сначала ознакомимся с историей
жизни этого великого человека.

(Выступает 1 ученик по заранее приготовленным
материалам).

Выступление ученика с помощью компьютерной
презентации Power Point.

История жизни Кулаковского:

Родился 16 марта 1877 года в месности Учай с.
Жехсогон Таттинского улуса (района).

В 1890 году закончил 4 класса Чурапчинской школы.

В этом же году поступил в реальное училище
города Якутска.

В 1897 году работал помощником писаря в управе
улуса.

В 1900 году написал первое произведение якутской
литературы, стал ее основоположником.

В 1905 году начал работу по сбору фольклорного
материала.

В 1912 году преподавал математику и физику в
школе города Вилюя.

С 1920 года работал в управлении образования
города Якутска.

В 1924-25 гг. вышли 2 тома его произведений под
названием Песни-стихи.

В 1926 году умер в г. Москве по дороге на 1
тюркологический съезд в г. Баку.

Творчество Кулаковского делится на 3 периода:

1. 1900-1908 гг. — начало творчества, в этот период
были написаны ранние произведения поэта.

2. 1909-1916 гг. — были написаны основные философские
произведения, это — пик его творчества.

3. 1923-1925 гг. — творчество писателя в советские
годы.

Основные произведения:

1 период: „Благословение Байаная“ (1900), „Скупой
богач“ (1907).

2 период: „Дары Лены“ (1909), „Сон шамана“ (1910),
„Спор разума с сердцем“ (1912), „Благопожелание
среднему поколению“ (1912).

3 период: „Самолет“ (1925), „Армия заснеженной
страны“ („Красная Армия“) (1924), „Приход лета“
(1924).

(Названия произведений представлены по
переводам Е. С. Сидорова).

4 этап.

Работа по группам.

Задание: Представление доказательства о том,
что Кулаковский является поэтом-пророком, по его
великим произведениям.

1 группа. „Сон шамана“ (1910 г.)

Основные вопросы для обсуждения:

Какие проблемы поставил поэт в поэме „Сон
шамана“?

Каким изречением заканчивается произведение?

Почему главным героем поэмы является шаман?

2 группа. „Благопожелание среднему
поколению“
(1912 г. )

Основные вопросы для обсуждения:

Каким видит поэт новое поколение?

Какой совет дает будущему поколению?

В чем видит пути развития народа?

3 группа. „Спор разума с сердцем“ (1912 г. )

Основные вопросы для обсуждения:

Какую главную проблему ставит поэт в этом
произведении?

В чем видит решение этой проблемы?

Спор и разум представлены как отдельные люди
или такой спор может происходить и в одном
человеке?

5 этап.

Защита работ по группам.

Группы дают объемные ответы на поставленные
учителем вопросы.

6 этап.

Учитель: Какие предсказания Кулаковского
сбылись? Давайте подведем итог:

Ухудшение экологии вследствие технического
прогресса

Ослабление демографии

Превращение классовой борьбы в революцию

Все войны XX века (в том числе — 1-я и 2-я мировые
войны)

Усложнение межгосударственных отношений

Дальнейшее развитие экономики и политики
Америки, Японии, Китая

Угроза исчезновения малочисленных народов

Возникновение империалистических держав

Известный якутский илтературовед и критик В. Б.
Окорокова в своей статье написала о том, что
„Кулаковский — это якутский Нострадамус“. Как и
Нострадамус Кулаковский был пророком, который
предвидел основные события 20-21 века.

В чем еще схожи эти 2 великих человека?

Их многие предсказания сбылись

Свои предсказания они облачили в литературную
форму

Пользовались глубоким уважением в народе за то,
что всегда придерживались принципов гуманизма и
ратовали за светлое будущее своего народа

Великий якутский поэт волновался за судьбу
своего малочисленного народа видел его будущее
развитие в:

Развитии науки, образования , культуры и
искусства

В здоровом образе жизни

В братстве и единении с русским народом,
Россией

Воспитании патриотов, способных улучшить жизнь
своего народа

Повышении уровня жизни, равноправии, в единстве
с другими народами и проживании с ними в мире

Творчество А. Кулаковского сегодня обретает
второе дыхание, вторую жизнь — настолько оно
актуально в наши дни. На протяжении трех с лишним
столетий мы живем в мире и согласии с русским
народом. И в этом году исполняется 375 лет
добровольного вхождения Якутии в состав
Российского государства. За это время наша
Республика внесла значительный вклад в
становление сильной и процветающей России и
вместе с тем сама достигла немалых результатов и
в настоящее время уверенно смотрит в будущее.
Весь якутский народ гордится процветанием
культуры и искусства, наши артисты, писатели,
художники стали известны не только в Республике,
но и за ее пределами. Народный эпос олонхо
признан ЮНЕСКО миоровым шедевром искусства.
Якутская молодежь освоила различные науки,
образование стало доступным. Все пророческие
взгляды А. Е. Кулаковского — выдающегося сына
народа саха, великого поэта, ученого, мыслителя,
демократа, просветителя, гуманиста исполнились и
воплотились в жизнь.

Домашнее задание: Сочинение „Великие
пророки“

К уроку в виде компьютерной поддержки
представлена презентация, выполненная по
программе Power Point.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: