Урок литературы в 6-м классе на тему Н. А. Некрасов. «Школьник»

Цели урока:

  • кратко познакомить с жизнью и творчеством
    Н.А.Некрасова, показать, какое внимание уделялось
    писателем изображению жизни простого народа;
  • познакомить учащихся с важными вехами жизни
    М.В.Ломоносова;
  • формировать умение формулировать выводы и
    предположения по результатам исследования
  • воспитывать стремление к получению знаний на
    примере жизни знаменитых соотечественников.

Оборудование:

  • портреты Н.А.Некрасова, М.В.Ломоносова,
  • репродукции картин А.Венецианова, В.Маковского,
    К.Маковского, Н.Богданова-Бельского и др.
    (рассказывающих о трудном крестьянском детстве),
  • грамзапись стихотворения Н.Некрасова
    “Школьник”,
  • карточки с заданиями,
  • толковые словари.

Методические приемы:

  • рассказ учителя, выразительное чтение
    стихотворения мастером художественного слова,
  • беседа по вопросам,
  • исследование, проводимое учащимися,
  • анализ текста.

ХОД УРОКА

I. Постановка цели, общей исследовательской
задачи.

Учащимся предлагается назвать ассоциации,
которые приходят им на ум, когда они слышат слово
ДЕТСТВО (слово записано на доске). Эти ассоциации,
самые разные, могут быть связаны как с
воспоминаниями и своем собственном детстве, так
и с впечатлениями о прочитанном, увиденном на
теле- или киноэкране. Учитель тоже может
предложить свои ассоциации (все они записываются
рядом с ключевым словом на доске).

- Бывает ли несчастливым детство? (Бывает,
конечно).

Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы
“Подросток в литературе XIX века”, познакомимся
со стихотворением Николая Алексеевича Некрасова
“Школьник”, работая в группах, мы будем
исследовать тексты русских писателей и картины
живописцев XIX века. Все это мы будем делать для
того, чтобы выяснить, как в литературе и живописи
XIX века отражена тема крестьянского детства.
Какое место эта тема занимает в лирике
Н.Некрасова.

II. Работа в группах. Постановка частных
исследовательских задач для групп.

1 группа “Художественные критики”.

  • 2 группа “Литературные критики”.
  • 3 группа “Биографы”
  • 4 группа “Лингвисты”
  • (см. Приложение “Памятки”)

    III. Обсуждение выводов, сделанных школьниками в
    ходе исследования.

    • 1 группа представляет выставку картин с их
      анализом.
    • 2 группа рассказывает, как представлена тема
      крестьянского детства в произведениях писателей
      XIX века.

    IV. Слово учителя о Н.А.Некрасове.

    Тема крестьянского детства – это одна из тем,
    которую поднимал в своей общественной лирике
    Николай Алексеевич Некрасов. Для него данная
    тема была значимой, поскольку, несмотря на свое
    дворянское происхождение, поэт пережил лишения,
    голод, нищету.

    Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября
    1821 года. Его детство прошло в имении Грешнево,
    которое стояло у дороги, по которой проходил
    самый разный народ. Спустя много лет поэт напишет
    об этом в стихотворении “Крестьянские дети”:

    Под наши густые, старинные вязы
    На отдых тянуло усталых людей.
    Ребята обступят: начнутся рассказы
    Про Киев, про турку, про чудных зверей …

    Замечу, мотив дороги в творчестве Некрасова
    будет занимать одно из центральных мест.

    Недалеко от усадьбы Некрасовых протекала
    Волга. Здесь, на великой русской реке, мальчик
    столкнулся с нечеловечески трудной работой
    бурлаков, которые на себе, волоком, держась за
    крепкие лямки, тащили баржи против течения.
    Некрасов был, пожалуй, единственным поэтом, кто
    рассказал о тяжести подневольного труда так, как
    это сделал бы сам народ.

    Отец Некрасова всегда желал, чтобы его сын
    наследовал его звание и поступил в военную
    службу. Николай отказался и начал готовиться в
    университет, за что был лишен отцом денежных
    средств.

    “Судьбе угодно было, чтобы я пользовался
    крепостным хлебом только до 16 лет, далее я не
    только никогда не владел крепостными, но будучи
    наследником своих отцов, имевших родовые
    поместья, не был ни одного дня даже владельцем
    клочка родовой земли”, — вспоминал писатель.

    1838 – 1841 гг. – это годы лихорадочного труда,
    безостановочной работы. Некрасов тяжелым трудом
    зарабатывал себе гроши на полуголодное
    существование.

    “Ровно три года я чувствовал себя постоянно,
    каждый день голодным. Приходилось есть не только
    плохо, не только впроголодь, но и не каждый день”.
    (Н.А.Некрасов).

    Николай Алексеевич терпел лишения для того,
    чтобы учиться и заниматься своим любимым делом –
    литературой.

    Конечно, это отразилось и в его творчестве.

    Послушаем стихотворение “Школьник”.

    V. Слушание стихотворения

    (грамзапись).

    VI. Анализ стихотворения.

    Обратите внимание на следующую строфу:

    Скоро сам узнаешь в школе,
    Как архангельский мужик
    По своей, и Божьей воле
    Стал разумен и велик.

    Кого имеет в виду автор в этих строчках?
    (Ломоносова)

    Летом 1856 г. Некрасов жил на берегу Финского
    залива в Ораниенбауме, в 40 километрах от
    Санкт-Петербурга. Эта морская пристань и город
    вокруг нее связаны с именем великого русского
    ученого и поэта М.В.Ломоносова. Становление
    личности этого выдающегося человека всегда
    волновало поэта. В 1840 году, в самом начале своего
    творчества, Некрасов написал пьесу в стихах
    “Юность Ломоносова”.

    Проводя лето в местах, которые хранят память о
    великом соотечественнике, он создал
    стихотворение “Школьник”.

    3 группа работала с текстом этого
    стихотворения. Сопоставляя его с фрагментами
    биографии Ломоносова. Проверим, что у них
    получилось.

    Ответы ребят 3 группы.

    – Откройте учебники на с.152.

    Начинается стихотворение с обращения к
    мальчику, герою стихотворения. Какой изображена
    дорога? (“Невеселая дорога”)

    - В форме диалога или монолога написано
    стихотворение? (Монолог автора)

    Кто помог мальчику собраться в город на учебу?

    (…батька на сынишку

    Издержал последний грош.
    Знаю, старая дьячиха
    Отдала четвертачок,
    Что проезжая купчиха
    Подарила на чаек.

    - Обратите внимание на 5 строфу и время
    написания стихотворения (1856 г.). Скоро вы узнаете
    из курса истории: в 1855 г. умер Николай I, к власти
    приходит царь-реформатор Александр II. Крепостное
    право пока еще не отменено, но уже не столь
    нерушимы устои крепостного быта.

    - Найдите в тексте синоним к слову дорога.

    (“Это многих славных путь”).

    - Подберите к слову путь прилагательные. Может
    ли путь быть жизненным?

    Заметьте, дорога в стихотворении вырастает в
    жизненный путь человека.

    Ребята 4 группы анализировали стихотворение
    “Школьник” и выписывали просторечные слова,
    встречающиеся в тексте. Они сделали словарик,
    который сейчас нам представят.

    Выступление 4 группы (На доске появляются
    страницы словаря).

    - Как вы думаете. Почему в тексте много
    просторечных слов? (Герой стихотворения –
    крестьянский мальчик, который пошел учиться).

    - Как вам кажется. Как сложится жизнь этого
    мальчика? (Ему будет нелегко).

    - Относится ли название стихотворения только к
    Ломоносову или ко всякому, кто пошел славным
    путем знаний?

    История знает людей, прошедших суровую
    жизненную школу, ставших гордостью своей страны,
    своего народа – именно в 60-е годы XIX века. Это
    Добролюбов, Чернышевский, сам Некрасов. Врачи:
    Боткин, Пирогов.

    Не бездарна та природа,
    Не погиб еще тот край,
    Что выводит из народа
    Столько знатных-то и знай …

    - Какое значение имеют эти строки?

    (В них заключена основная мысль стихотворения).

    VII. Подведение итогов. Выводы.

    Итак, взяв за основу разговора стихотворение
    Н.А.Некрасова “Школьник” и проиллюстрировав его
    примерами живописи и художественных
    произведений других авторов XIX века (Тургенев,
    Чехов), мы можем сделать вывод: крестьянские дети
    стремились выбраться из нищеты, бесправия,
    выбрать другой путь, нежели их родители и судьба
    Ломоносова – яркий тому пример. То есть у детей
    была тяга к знаниям, и они проявляли упорство для
    достижения поставленных целей.

    В этом и заключена идея стихотворения
    “Школьник”, где образ дороги переходит в образ жизненного
    пути, “славного пути” и “широкого поприща”.

    Домашнее задание: (Исследовательская
    задача).

    Обширен перечень областей науки, техники,
    культуры, с которыми соприкасался Ломоносов,
    внося в них новое: химия. Физика, история. Поэзия,
    экономика, механика, геология, астрономия и т.д.
    Он был новатором в горном деле, в изготовлении
    приборов, в русской грамматике, в правилах
    стихосложения и во многом другом. Продолжите
    изучение биографии ученого и решите задачу на
    с.153 (в.8).





    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Следующий: