Урок литературы в 7-м классе Забыть или помнить? Тема войны в русской литературе

Тема: Забыть или помнить?

Цели:

  • помочь учащимся осознать, что война есть
    ужасное событие, которое нельзя забывать,
    которое может лишить человека человечности;
  • развивать умение грамотно и аргументированно
    выражать собственную точку зрения;
  • совершенствовать умение выразительно читать
    художественный текст;
  • «развивать то, что есть в душе» ( В.Непомнящий),
    продолжить формирование системы нравственных
    ценностей.

Оборудование урока:

  • портреты М.Шолохова, В.Быкова;
  • компьютер,
  • мультимедиа,
  • СД «История России. 20 век», «Литература»;
  • распечатки на каждой парте с фрагментами
    художественных текстов.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний учащихся

Учитель (обращается к портретам на
доске).
На предыдущих уроках мы познакомились с вами с
рассказом М.А. Шолохова «Судьба человека» и
повестью В.В. Быкова « Круглянский мост». Оба эти
произведения о войне. Нас с вами , как и авторов, в
первую очередь волновали нравственные вопросы,
связанные с поведением человека в такой
ситуации. когда в нем способны развиваться как
худшие, так и лучшие стороны его натуры.

Вопрос классу. Вспомните, как
назывался урок знакомства с повестью
«Круглянский мост».
(«Меня интересует, в первую очередь, не сама
война… но, главным образом, «нравственный мир
человека»)

Человек на войне. «Вечное» и «преходящее»,
доброта и человечность. Эти слова звучали на
каждом уроке.

Проверка домашнего задания. Задан был
вопрос: что говорят о человеке писатели, в чем
пытаются нас убедить? В ответе использовать
описание картины «Притча о слепых».

Ответ ученика. Оба автора , каждый
по-своему, делятся с нами своими мыслями о вечных
истинах. М.Шолохов говорит о силе добра и
человечности, рассказывая о том, как «колесо
истории» не пощадило Андрея Соколова, но не убило
в нем человека. В.Быков в повести «Круглянский
мост» опасается нравственной слепоты своих
героев и хочет, чтобы люди прозрели духовно,
сделали правильно свой нравственный выбор. Что
может произойти с человеком, если наступит
духовная слепота, ярко представил нам
нидерландский художник Питер Брейгель на
картине «Притча о слепых». «Вечное» — доброта и
человечность – должно торжествовать. Вот что
утверждают М.Шолохов и В. Быков.

Учитель. Сегодняшний урок –
продолжение разговора о «вечном» и «преходящем»
в жизни человека.

2. Определение темы, цели и постановка
проблемы

А) Определение темы

Учитель. Предлагаю вам подумать и
сформулировать тему нашего занятия
самостоятельно.( Мотивирующий прием «яркое
пятно»).

Задание классу (распечатки на партах):
прочитайте выразительно отрывки из
стихотворений, определите ключевые слова.

Константин Мамонтов.

Забыть нельзя разорванное небо,
Друзей своих могильные холмы,
И каравай простреленного хлеба
В хозяйственных ладонях старшины…
ЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ! УЖЕЛИ МЫ ЗАБУДЕМ?

Юлия Друнина.

Я хочу забыть вас, полковчане,
Но на это не хватает сил,
Потому что мешковатый парень
Сердцем амбразуру заслонил,
Потому что полковое знамя
Раненая девушка несла –
Скромная толстушка из Рязани,
Из совсем обычного села.
Все забыть,
И только слушать песни,
И бродить часами на ветру,
Где же мой застенчивый ровесник,
Наш немногословный политрук.
Я хочу забыть свою пехоту.
Я забыть пехоту не могу.
Беларусь.
Горящие болота.
Мертвые шинели на снегу.

СД «История России. ХХ век». Фрагменты
хроники войны. «Партизаны» и «Бабий яр». (Приложение 1)

Задание классу: посмотрите хронику
войны, соотнесите увиденное с ключевыми словами
и сформулируйте тему урока в форме проблемного
вопроса.

Тему записываем после обсуждения в тетрадь.

Б) Постановка проблемы и цели

Учитель. Забыть или помнить? Такой
вопрос ставили перед собой и В. Быков, и жители
блокадного Ленинграда, и узники концлагерей,
ставят те, кто никогда не видел войны. Тема урока
определила и проблему.

Что же мы должны с вами решить?
Поставьте перед собой цель.

Ответы учеников.

3. Решение проблемы

А) Индивидуальные задания (информация,
мини-сочинение, воспоминания)

Учитель. Каждое поколение решает для
себя, что преходяще, а что – вечно. Забыть или
помнить? Давайте обратимся к тем, кто был
участником событий. Как бы они ответили на этот
вопрос?

Задание классу: прослушайте
выступления ребят и скажите, чем стала война для
героев их рассказов.

1 ученик. Вот что рассказала Ольга
Берггольц: «…От одного фонарного столба до
другого… Под фонарные столбы после обстрелов
подтаскивали изуродованные трупы горожан.
Дистрофики обнимали фонарные столбы, пытаясь
устоять на ногах, и медленно опускались к их
подножию, чтобы больше не встать…
Уже за Невской тропинку мою пересекала
поперечная. И так случилось, что в ту минуту,
когда я подошла к этому малому перекрестку,
столкнулась я с женщиной, замотанной во
множество платков, тащившей на санках гроб,
собственно говоря, даже не гроб, а что-то
вроде комодного ящика. Может быть, это даже и
был комодный ящик, заколоченный сверху фанерой.
Она тащила его, всем корпусом наклоняясь вперед,
почти падая. Я остановилась, чтобы пропустить
гроб, а она остановилась, чтобы пропустить меня,
выпрямилась и глубоко вздохнула. Я шагнула, а она
в это время рванула саночки. Я опять стала. А
ей уже не сдвинуть с места санки: наверное, они
наскочили на какую — нибудь выбоинку
или бугор на тропинке, и стоят они прямо около
моих ног. Она ненавидяще посмотрела на меня из
своих платков и еле слышно крикнула:- Да ну, шагай!
И я перешагнула через гроб, а так как шаг пришлось
сделать очень широкий, то почти упала назад и
невольно села на ящик. Она вздохнула и села
рядом.- Из города? – спросила она.

– Да
– Давно?
– Давно, часа три, пожалуй.
– Ну что там, мрут?
– Да .
– Бомбит?
– Сейчас нет. Обстреливает.
– И у нас тоже. Мрут и обстреливает.

… Потом мы встали, обе взялись за веревку ее
санок и перетащили гроб через бугорок, на котором
он остановился. Она молча кивнула мне. Я – ей. И
опять, от столба к столбу, пошла к отцу. Встреча с
женщиной, тащившей комодный ящик-гроб, и перекур
с нею ничего не шевельнули во мне тогда. Я
только подумала: «Теперь не присяду до завода
Ленина. А у завода съем кусочек хлебца».
Только спустя время поэтесса напишет в своей
книге «Дневные звезды» о ленинградской блокаде,
о том, что ей такое НЕ ЗАБЫТЬ:
Тяжело идти среди сугробов:
спотыкаешься , едва бредешь.
Встретишь гроб – не разминуться с гробом.
Стиснешь зубы и – перешагнешь.
Друг мой, друг, и я, как ты, встречала
сотни их, ползущих по снегам.
Я, как ты, через гробы шагала…
Память вечная таким шагам.
Память вечная, немая слава…

2 ученик. Вегеря Петр Иванович –
участник Великой Отечественной войны, наш
подшефный ветеран. Награжден медалями «За победу
над Германией», «За победу над Японией», орденом
Великой Отечественной войны.
Вот что он рассказал нам при нашей встрече: «В 1941
году мы жили на Украине, попали в оккупацию,
освободили лишь в 1943 году. Всю мою жизнь стоят
перед глазами виселицы, которые никогда не были
пустыми. Не было дня, чтобы не раздавались
крики, когда забирали близких и уводили на
расстрел. Тогда мне было страшно, но я дал
себе слово, как только нас освободят (о смерти
почему-то не думал), обязательно пойду на фронт,
чтобы отомстить. В 16 лет после освобождения из
оккупации пошел в истребительный батальон, затем
переправили на Дальний Восток. Никогда не забуду
я кровавых дней, слезы матерей. Этого никому не
забыть».

3 ученик. Мы познакомились с повестью
Василя Быкова «Круглянский мост», впереди и
другие его произведения. Все они о войне, вернее о
человеке на войне. И если бы мне довелось
самому спросить его: «Сможете ли вы забыть те
годы, дни, минуты?» Мне кажется, что он бы
ответил так: « Многое мне пришлось пережить в эти
годы. Голодные рыли окопы в августе 41, потом
отступали с армией до Воронежа. Воевал
командиром стрелкового взвода, взвода
автоматчиков, взвода «сорокопяток». Был ранен
дважды, лежал в госпиталях. Тяжело раненный под
Кировоградом, чудом спасся. Выполз из хаты,
которую через несколько минут раздавили
немецкие танки. Меня подобрали санитары
другой части, а в полку посчитали погибшим. В 1944
году семья получила извещение, что командир
Василь Быков погиб смертью храбрых. Долгое время
на обелиске одной из братских могил под
Кировоградом в списке погибших числилась и моя
фамилия (узнал об этом через несколько лет
после войны). Никогда мне не забыть тех, с кем
довелось мне воевать. Мои произведения – память
им. Хочу, чтобы все помнили о них, никогда не
забывали о том, что они умирали за вас, за ваше
будущее».

4 ученик. Андрей Соколов. Герой
рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека», на
долю которого выпали суровые испытания: он
воевал, был в плену, потерял близких. Как нам,
читателям, не забыть его глаза, «словно
присыпанные пеплом, наполненные такой
неизбывной тоской, смертной тоской, что в них
трудно смотреть», так и ему не забыть и не
простить себе свою невольную жестокость по
отношению к жене в минуты прощания, не забыть тех
зверств и жестокостей, на которые насмотрелся он
в лагере, не забыть глубокой воронки на месте
своего родного дома, не забыть своего убитого
сына. Не забудет и вытерпит, и преодолеет все
на своем пути ради того, чтобы вырастить
приемного сына, который, повзрослев, как и он,
сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем
пути, если к этому позовет его Родина».

Вывод в тетрадь. Для них война –
страшное и ужасное событие, которое нельзя
забывать. Такие события бесследно пройти не
могут. Гибнут близкие, рушатся надежды и мечты.

Учитель. Писатель В.Богомолов сказал:
«Я убежден, что из-за войны в жизни персонажей
моих рассказов, как и в жизни каждого человека,
«что-то не состоялось».

Б) Обращение к современности

Учитель. Спустя десятилетия эта тема
все еще остается актуальной. Ведь все еще звучат
выстрелы на земле. Вопрос «забыть или помнить?»
стоит и сейчас.

(Побуждающий диалог. Учитель приводит
примеры из жизни, а ученики должны привести
противоположные примеры).

Учитель

Врачи из разных стран
мира
отправляются в горячие точки
планеты, чтобы спасти жизнь
незнакомым людям.
Молодые парни погибли в
Афганистане, в Косово

Взрослые и дети до сих пор
помогают найти пропавших
без вести во время войны,
ухаживают за неизвестными
могилами солдат.

Ученики школ города
участвуют в соревновании
за право нести Почетную
Вахту у Вечного Огня.

Ученики

Боевики и террористы
смело распоряжаются
жизнями мирных
жителей: своих и чужих.

А в Эстонии принято решение
снести памятник
советскому
воину-освободителю.

Группа подростков устроила
веселье на Мемориале.
У Вечного огня в Волгограде
ранили часового-школьника.

– Послушайте фрагмент интервью с юнармейцами
нашего школьного отряда, который не раз
становился лучшим в городе.

В) Вопрос: почему так происходит,
что руководит одними, а что – другими?

Г) Вспомните героев М.Шолохова и В. Быкова.
Какую позицию занимает каждый?

Андрей
Соколов
Крыжнев
Маслаков
Бритвин
Ляхович

Д) Продолжите мою мысль: Если человек
теряет свое человеческое обличие. свой
«нравственный стержень»
, ОН (способен
превратить мир в мир Бритвиных, Крыжневых. И
тогда в их воле разбить и уничтожить землю, на
которой мы живем. Они не понимают, не осознают,
что сами превратили себя в страшных, безобразных
слепцов. Их нельзя назвать людьми ).

Е) Ученическая презентация «Нам не дано
забыть». (Приложение 2).

(Использование ресурсов Интернет. Данные о
погибших в концлагерях, фотографии)

Учащиеся должны определить надпись на
последнем слайде.

4. Творческая лаборатория. «Твой
нравственный выбор»

При итоге учитель обращает внимание на
иллюстрации учебника на странице 191.

5. Домашнее задание: стр. 190-191, вопрос 14
выполнить письменно.

Заключительное слово учителя. Каждый
из вас сделал свой нравственный выбор, я думаю,
правильный.
Надо помнить. Ну, а если вам пока трудно
ответить на вопрос урока, то пусть
слова писателя Юлиуса Фучика помогут вам в
этом ( написаны на доске):
«Об одном прошу тех, кто переживет это время: не
забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых .
Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал
за себя и за вас. Я не хочу, чтобы были забыты
товарищи, которые погибли честно, мужественно
защищаясь, сражаясь на воле или в тюрьме.
Я не хочу также, чтобы позабыли тех из
оставшихся в живых, кто столь же честно и
мужественно помогал нам в самые тяжелые часы.
Каждый, кто был верен будущему и умер за то, чтобы
оно было прекрасно, подобно изваянию,
высеченному из камня».





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: