Урок по окружающему миру: Каменный уголь

Тема: Каменный уголь.

Цели:

  • развивать наблюдательность, практические
    умения и навыки учащихся;
  • развивать познавательный интерес к родной
    природе, любознательность;
  • привести знания детей в систему;
  • расширить и углубить знания о каменном угле;
  • создать условия для формирования чувства
    гордости за родной край.

I. Работа с «Дневником наблюдения»

а) Рассказ о феврале.

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега!
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно
Наступил февраль, то верно.

Февраль – снежень, бокогрей, лютый.
1 февраля – какова в этот день погода,
таков будет и весь февраль.

Ну, природа есть природа.
А какая же на улице погода?

б)*Характеристика погоды:

Облачность.
Осадки.
Температура.
Ветер.

*Работа в группах (сообщить).

II. Проверка домашнего задания

а) Игра «Собери слова»

еыпзноел
киесыоапем
полезные
ископаемые

– Что такое полезные ископаемые?

б) Отгадать загадки:

Если встретишь на дороге –
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)

Он очень прочен и упруг,
Строителям – надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

в) Задания группам: найти карточку с условным
знаком, соответствующим:

глине;
граниту;
песку;

и подчеркнуть их свойства.

Глина Гранит Песок
твёрдое; очень крепкое; чёрного цвета;
плохо пропускает воду; вязкое; сыпучее;
чёрного цвета; сыпучее; горючее;
пластичное; жёлтого цвета; жёлтого, белого цвета;
красного, белого, голубого, серого
цвета;
белого, серого, красного цвета; хорошо пропускает воду;
сыпучее; хорошо полируется; имеет запах;
вязкое; зернистое ископаемое; отдельные песчинки округлой формы;
Где применяется?
строительство; строительство; строительство;
изготовление кирпича; отделка; стекло;
глиняная посуда; в быту;
плитка, черепица;

III. Работа над новым материалом

а) Отгадать загадку:

Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Каменный уголь)

б) Применение каменного угля в хозяйстве

**Вводная беседа

  • Дети, потрогайте батареи отопления – горячие!
    Почему?
  • Откуда пришла в батареи горячая вода?
  • Чем нагревают воду в котлах?

**Демонстрация

Щелчок выключателя – загорелись электролампы
– мы получили свет.

  • Почему загорелись электрические лампы?
  • Откуда поступает ток?
  • Где ещё, кроме освещения, применяется
    электричество?

**Из каменного угля делают: краски,
пластмассы, резину, лекарства

Вывод: Каменный уголь – источник
тепла и энергии, важное химическое сырьё.

– Как связаны между собой слова: каменный
уголь, батареи отопления, электричество?

в) Свойства каменного угля

Работа в группах с каменным углем.
Заполнить таблицу в тетради, опираясь на тексты
учебников:

  • З.Клепинина «Природоведение», стр.49-50.
  • «Естествознание», стр.205-206.

Демонстрация

Свойства:

Цвет – чёрный.
Твёрдость – сломать руками.
Хрупкость – удар молотком по куску угля (в смятой
бумаге).
Растворение в воде – стакан с водой (нет).
Горение – главное свойство каменного угля.

Итог: Каменный уголь чёрного цвета,
блестит, твёрдый, но хрупкий, в воде не
растворяется, хорошо и ярко горит.
Образовался из отмерших древних растений.

г) Добыча каменного угля

1. Отгадывание ребусов (работа в
группах)

  • шахта
  • шахтёр
  • разрез
  • ?

*Какого слова не достаёт? Почему? (Горняк)

2. Рассказ учителя

Каменный уголь в основном залегает под землёй,
но бывает. Что его слои выходят и на поверхность,
поэтому уголь находили давно… в оврагах, по
берегам рек. Люди из любопытства бросали его в
огонь, но при горении уголь сильно коптит и
выделяет резкий запах (много углекислого газа),
поэтому в кострах уголь не применяли.
До нас дошло предание, что 250 лет назад русские
войска шли в поход на Азов под руководством Петра
Первого.
Армия шла в поход на конях, орудия тянули на быках
– войска шли знойными степями. Чтобы избежать
пожара в степи и не оставить животных без пищи
(травы), солдатам был отдан жестокий приказ – на
привалах обкладывать костры камнями. На одном из
привалов солдаты обложили костёр чёрными
камнями, найденными в овраге, когда костёр
разгорелся – загорелись и камни.
Пётр Первый, когда ему показали эти странные
камни, вроде бы сказал: «Сей минерал, ежели не нам,
то нашим потомкам полезен будет».
Слова его оказались пророческими.
Сейчас уголь добывают, в зависимости от его
залегания, или в карьерах, или в шахтах.
Показать устройство шахты (рисунок) и труд
шахтёра.
Шахтёров угольных шахт нетрудно узнать – в
ладони и под ногти въелась угольная пыль. При
бурении угольного пласта бурильщики, несмотря на
респираторы (маски), дышат мелкой угольной пылью.
Она попадает в лёгкие, и человек много дней
отхаркивает тёмную слюну (угольную пыль из
лёгких).
Иногда шахтёры-бурильщики дышат каменной пылью,
образованной при бурении пласта, ведь не везде
лежит чистый уголь, а каменная пыль, попадая в
лёгкие, цементируется в них, и человек заболевает
силикозом – профессиональным заболеванием
шахтёров.
Вы видели, конечно, по телевидению, как работают в
шахтах большие и умные машины, помогающие
шахтёрам. Всё это, конечно, есть, но машины
применяют там, где пласт угля имеет толщину около
1 метра и больше, но во многих шахтах уголь
добывается там, где пласт имеет толщину 60-80 см,
здесь машину не применишь. И шахтёр работает,
согнувшись, или даже лёжа тяжёлым отбойным
молотком (иногда можно видеть отбойный молоток
на улице – им вскрывают асфальт, при этом молоток
издаёт звук, похожий на стрельбу из пулемёта, и
сильно трясётся). Удержать его в руках целую
смену может только очень сильный человек.
Представляете, как болят у шахтёра руки после
смены?
К сожалению, несмотря на все старания, в нашей
стране в шахтах иногда погибают шахтёры. На
каждый добытый 1млн. тонн угля приходится две
человеческих жизни. Посчитайте, сколько погибнет
шахтёров, если у нас в год добывается 700 млн. тонн
(1400 человек). В среднем 4 человека в день.
Сколько детей становится сиротами – теряют
отцов, чтобы у нас в классе и дома было тепло,
ходили поезда, работали станки, горел свет.
Помните об этом, не ленитесь выключать лишний
свет – тогда меньше на электростанциях
понадобится угля, и может чей-то папа придёт
домой с работы живым.

*Сейчас уголь добывают, в зависимости от его
залегания, или в разрезе, или в шахте.
Чем отличается?
*Рассматривание фотографий разреза в г.Коркино.

3. Месторождения каменного угля

Месторождение – что это?
Месторождения каменного угля
на карте обозначаются чёрным
квадратом. Работа с физической картой России, с
атласами.
В России много месторождений каменного угля.
Самые крупные из них:
*Печорское – около города Воркута на
Севере – восточнее реки Печора.
Интересна история открытия Печорского
месторождения. Его нашёл охотник Попов Виктор
Яковлевич во время охоты (с сыном). Он набрал угля
в рюкзак, а, добравшись до дома, отправил посылку
в Москву. Посланная экспедиция геологов
обнаружила богатейшее месторождение, здесь
вырос город шахтёров Воркута. В.Я.Попов был
награждён орденом Ленина. Это месторождение
находится на далёком Севере, здесь безлесная
суровая тундра, долгая и суровая зима.
*На Дону.
*Кузбасс – около города Новокузнецка в
Сибири.

РК.
Работа с картой Челябинской области.

«Нет во всём мире земли, где бы хранилось
столько богатств, где бы были так могучи силы
недр…»

А.Ферсман

В Челябинской области месторождение каменного
угля – г. Бреды.

4. Образование каменного угля

Рассказ учителя, демонстрация отпечатков,
картина (леса карбона).

Каменный уголь – замечательный чёрный камень,
в нём спрятано тепло и свет. Если кто видел, как
горит уголь в печке, – зрелище завораживающее.
Откуда же взялся каменный уголь?
Люди, раскалывая куски угля, часто натыкались на
отпечатки листьев растений, коры деревьев. Это
доказывает, что уголь образовался из остатков
растений давно-давно.
Специальные приборы умеют определять возраст
угля. Так вот, ему много миллионов лет (тогда на
земле и людей-то не было).
По отпечаткам установили, что растения тогда
росли совсем другие, чем сейчас, только
папоротник есть сейчас в лесах.
Умирая, растения (трава, деревья) образовывали
слои, которые спрессовывались и без доступа
воздуха обугливались, а не сгнивали.
Но главное чудо в другом – ведь эти растения
законсервировали в себе свет и тепло Солнца,
которые пришли на Землю миллионы лет назад. Когда
мы зажигаем уголь, мы видим свет Солнца и
чувствуем (греемся) его тепло, спрятанное в угле
миллионы лет назад.
И неважно, где мы греемся, у печки или батарей
отопления.
Вот так и получается, что «уголь – солнечные
консервы»
– чудо-консервы.

IV. Итог урока

По таблице «Каменный уголь», (см. Сухарев
«Природоведение»)

– Кто может сам изложить материал?

– Что интересного о каменном угле вы
расскажете дома?

V. Домашнее задание

Дополнительный материал (с вопросами).
Текст учебника (пересказ), в помощь – таблица.
*Сочинение о труде шахтёров – членов семьи.
*Рисунок, ребус, кроссворд по теме.

Приложение





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: