Урок литературы в 11-м классе по теме По праву памяти

Приложение. Слайд 2.

Задачи рока:

  • формирование и углубление знаний учащихся о
    жизни и деятельности поэтов, писателей,
    испытавших на себе все тяготы, лишения репрессий;
  • развитие умения анализировать, делать выводы;
  • воспитание патриотизма, гражданской позиции,
    интереса к истории, литературе.

Оборудование: ТСО: презентация (Приложение); выставка
книг «Летопись горького времени»

Оформление: литературная гостиная:
свечи, зеленые скатерти; эпиграфы на доске:

Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить
Живую боль и чтобы волны
Над ней сомкнулись.
Быль – забыть!

А. Твардовский.

«История – сокровищница наших деяний,
свидетельница прошлого, пример и поучение для
настоящего, предостережение для будущего».

Сервантес

Слышишь, судьба, не хочу подаяний!
Полною лирой отмерь мне страданий!
Жги на огне, в три погибели гни!
Если народ разбужу я стихами
Горе отступит. И жаркое пламя
Высушит слезы!
К чему мне они!

Магжан.

Учитель: Поговорим о противоречивом и
интересном времени 30-х – 60-х годов ХХ века, о
литературе этого времени.
– Должна ли литература, по-вашему, быть
отражением эпохи? (Ответы учащихся).

Приложение. Слайд 3.
Да, литература – это голос времени, именно она
способна передать историю человечества,
выразить личностный мир в потоке общего движения
народов, тайну созидания истории.
Сегодня мы вспомним имена тех, кто сделал свой
нравственный выбор во время непонятной
«странной» войны против нации, которая была
развернута в 20-е – 50-е годы Сталиным.
Мы множество раз повторяем: «Никто не забыт,
ничто не забыто», – и предали глубочайшему
забвению миллионы наших сограждан.
Мы с комом в горле слушали «Бухенвальдский
набат», но не слышали набата Колымы, Печоры,
Соловков, Куропат. А ведь жертвы сталинского
геноцида не имеют даже братских могил.

Всем, кто клеймен был статьею полсотни восьмою,
кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем,
кто по суду, без суда, совещаньем особым был
обречен на тюремную робу до гроба, кто был с
судьбой обручен кандалами, колючкой, цепями, им
наши слезы и скорбь, наша вечная память!

Ученик 1: Сообщение о сталинских репрессиях
(2 мин.)

«Политические репрессированные» – то есть те
граждане, которым была инкриминирована статья 58
УК (контрреволюционная деятельность и другие
тяжкие преступления против государства) и
которые были приговорены к расстрелу или другим
мерам наказания.

Приложение. Слайды
4-13.

Репрессии связаны с личностью Иосифа
Виссарионовича Сталина и его политикой.
Всех людей, которые были противниками действий
центра или могли ими стать, начали убирать с
дороги. В своем выступлении Сталин предупреждал
«Мы будем уничтожать каждого такого врага, хотя
был бы он и старым большевиком, мы будем
уничтожать весь его род, его семью…» Эти слова
прозвучали как руководство к действию. Одних
расстреляли, других отправили в ссылки или в
тюрьмы на большие сроки заключения, третьих
выгнали из страны. Это было ужасное время. Каждый
человек жил в постоянном страхе, неуверенности в
завтрашнем дне. Сколько судеб было сломано лишь
благодаря чьим-то ложным показаниям и выпытанным
признаниям в совершении тяжелых преступлений.

С 1921 по 1953 год таких было около 4 миллиона
человек. Из них около 800 000 были приговорены к
расстрелу. Кроме того, около 600 000 умерли в тюрьме,
так что общее число жертв достигает 1,4 млн.
человек. Лишь в 1989 году, необоснованно осужденные
за государственные преступления в 30-х годах были
реабилитированы.
В Казахстане было создано 7 лагерей, крупнейшим
из которых был КАРЛАГ и АЛЖИР.

В «АЛЖИРЕ» томились в заключении более 8 тысяч
женщин, числившихся как «члены семей изменников
родины». Агрономы, врачи, учителя, пианистки,
балерины сажали огород, доили коров, вышивали
салфетки, косили камыш, строили дома.

Приложение. Слайд 14.

А. Ахматова, человек редкого мужества,
пережившая расстрел мужа, аресты сына, измены
друзей, написала так об этой страшной эпохе.

Ученик 2:

Отрывок из поэмы «Реквием».
Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска.
…………………………………
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.

И, когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
…………………………………
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе… Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.

Приложение. Слайд 15

Учитель: А.С.Пушкин предрек в своем
«Памятнике», что народу он долго будет любезен
тем, что «в жестокий век» восславил свободу и
«милость к падшим призывая». А уже в 20-е годы
Александр Солженицын в своей Нобелевской лекции
по литературе скажет: «Насилие не живет одно и не
способно жить одно: оно непременно сплетено с
ложью. И простой шаг простого мужественного
человека: не участвовать во лжи!.. писателям же и
художникам доступно больше: победить ложь».
– Согласны ли вы с мнением писателей?
– Должен ли поэт быть гражданином?
– Кого в русской, казахской литературе вы можете
назвать поэтом – гражданином?

Мы говорили о тех, кто не смог смириться с
действительностью, кто говорил правду вслух, и за
это был наказан, кто «писал в стол», кто вынужден
был эмигрировать, а кто – то просто ушел из жизни.

Ученик 3: Стихотворение Анатолия
Краснова «О российские поэты…»

Алкоголь,
вражда,
наветы,
Конвоирующий взвод…
О российские поэты,
Как вам в жизни не везет!

Пал один у речки Черной,
А другой –
под Машуком,
Третий, смолкший, обреченный,
В пыточной
прикрыт мешком.

Кто там бал преступный правил,
Кто создал кровавый БРИЗ?..
И летит Васильев Павел
Легкой ласточкою вниз.

От державного каприза
Не уйдешь ни в лес, ни в дол, –
Бьют в Корнилова Бориса,
Как в трипольский комсомол.

И могилы, словно штампы,
На синеющем снегу…
Тонкий профиль Мандельштама
На последнем берегу…

Дней и лет жестоких мета,
Вечной памяти рубцы…
О российские поэты,
Мученики, храбрецы!

Приложение. Слайд 16

Учитель: Только в 30-е годы в стране
репрессировано более 1000 литераторов. Сегодня мы
расскажем о некоторых из них, но в их судьбах
отражена судьба многих. Драматична судьба этих
поэтов, писателей, но оптимизм, как черта души,
был всегда в их душевном складе. Помните у М.
Цветаевой:

Правда вся та же!
Средь мрака ненастного
Верьте чудесной звезде вдохновения,
Дружно гребите, во имя прекрасного,
Против течения!

«Против течения» – так было в 30-е, 40-е, 50-е, 80-е гг.

Приложение. Слайд 17.

Ученик 4: Николай Степанович Гумилев (1886-1921)

Николай Гумилев – поэт, переводчик, критик,
теоретик. Он родился в семье корабельного врача в
Кронштадте. Николай Прожил очень яркую, но
короткую жизнь. Его творчество всегда привлекало
чарующий новизной и смелостью, остротой чувств,
взволнованной мыслью. Его поэтические сборники:
«Романтические цветы», «Жемчуга», «Чужое небо»,
«Колчан», «Костер», «Шатер», «Огненный столп».
В первую мировую войну он ушел добровольно на
фронт. В 1921 году был избран председателем
Всероссийского Союза писателей. Гумилев был
необоснованно причислен к участникам
контрреволюционного движения и расстрелян.
Замечательный поэт, известный путешественник Н.
Гумилев был арестован, 3 августа 1921 года, а 24
августа Петроградская Губчека примет решение о
расстреле 61 человека, в т. ч. и Гумилева. Уже в
тюрьме поэт написал свое последнее
стихотворение:

Приложение. Слайд 18

В час вечерний, в час заката
Каравеллою крылатой.
Я не трушу, я спокоен,
Я моряк, поэт и воин,
Не поддамся палачу,
Пусть клеймит клеймом позорным
Знаю – сгустком крови черной
За свободу заплачу,
За стихи и за отвагу
За сонеты и за шпагу,
Знаю, строгий город мой
В час вечерний, в час заката.
Каравеллою крылатой
Отвезет меня домой.

Так и завершилась героическая баллада недолгой
жизни Гумилева, успевшего в свои 35 многое.

Приложение. Слайд 19

Ученик 5: Осип Мандельштам. (1891-1938 гг.)

Осип Эмильевич Мандельштам родился в
Петербурге 3 января 1891 г. Образование он получил в
стенах известного Тенишевского училища. Однако
мудрость и красоту жизни поэт постигал в
многообразном «шуме времени»: в парках и дворцах
Павловска и Царского Села, на студенческих
сходках у Казанского собора в Петербурге…
В годы революции и гражданской войны поэт много
странствует: Грузия, Армения, Крым, вновь улочки
Москвы и запутанные дворы-колодцы Петрограда –
такова поэтическая география Мандельштама,
запечатлевшего в стихах радость встреч с землей
и народом своей страны. Он живет как подлинный
поэт-странник, ищущий вдохновенья в красках
окружающего мира, бытия.
Тридцатые годы стали для Мандельштама временем
последнего творческого взлета и гибельным
безвременьем житейских тягот …
В роковом для поэта 1933 г. он написал эпиграмму на
Сталина, за что вскоре был арестован.

Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища
И сияют его голенища…

…Три года ссылки. Сперва Чердынь, потом
Воронеж.

Пусти меня, отдай меня, Воронеж:
Уронишь ты меня иль проворонишь,
Ты выронишь меня или вернешь, –
Воронеж – блажь, Воронеж –
ворон, нож …

Приложение. Слайд 20.

С момента ареста он все время готовился к
расстрелу, несколько раз говорил жене: «Поэзию
уважают только у нас. За нее убивают. Только у нас.
Больше нигде…».
В мае 1938 г. О. Мандельштам был арестован вторично.
Ему было вынесено тривиальное обвинение в
контрреволюционной деятельности. В октябре 1938 г.
оказался в лагере под Владивостоком, а 27 декабря
русский поэт Осип Мандельштам погиб, немного не
дожив до 48 лет.
В наши дни русский поэт Михаил Визи, живущий в
США, посвятил памяти О. Мандельштама
стихотворение.

Ни изменником не был, ни вором,
ни убийцей не был в ночи,
но не знаем, в году котором,
за каким колючим забором
неповинного доконали,
под сугроб закопали,
сапогом пихнув, палачи.

Так расстался с тюремной вонью
на снегах кровавых Сибири,
приморожен грязной ладонью
к золотой невидимой лире,
в снег последнюю песню бросив,
раб Господен, поэт Иосиф.

Ни метель не ревела пьяно,
не клонились кедры от горя,
не извергли огня вулканы,
не вставало цунами с моря…

Только в небе сером, далеком
плакал ангел горестноокий,
потому что редко на суше,
от конца ее до начала,
так жестоко пылают души,
как его душа отпылала.

Приложение. Слайд 21.

Ученик 6: Марина Цветаева

Цветаеву-поэта не спутаешь ни с кем другим.
Стихи ее узнаешь безошибочно – по особому
распеву, неповторимым ритмам, необычной
интонации.
Поэтический рост Цветаевой пришелся на лихое
время: первая мировая война, революции (1905 и 1917
гг.), гражданская война.
В 1922 г. Марина Ивановна вместе с дочерью Ариадной
уехала за границу, в Чехию, где в это время был ее
муж Сергей Эфрон, офицер белой Добровольческой
армии. В эмиграции Цветаева жила в Берлине, в
Праге, а затем в Париже. Но душа ее всегда
оставалась в России.
– 1939 г. М. Цветаева с сыном Георгием возвращается
на родину. Возвращается к мужу и дочери, которые
еще раньше уехали в Москву. 17 лет, проведенные на
чужбине, остались позади. Но нелегко ей далась
эта встреча… Она, конечно же, знала, что ее ждет в
СССР, но уже в первые месяцы увидела, что «размах
торжествующего зла превзошел все ожидания».
Вскоре ее муж С. Эфрон И дочь Ариадна были
репрессированы. Сергей Эфрон был расстрелян в 1941
году, Ариадна почти 20 лет провела в лагерях и
ссылке.
После ареста Али, гибели мужа ее силам уже пришел
конец, а тут – вторая мировая война, эвакуация
сначала в Чистополь, потом в Елабугу. Безысходная
нищета, новые
унижения… Ее не печатают, жить не на что.
«Почему вы думаете, что жить еще стоит? Разве вы
не понимаете будущего?
Нет будущего. Нет России… Я когда-то умела писать
стихи, теперь разучилась… Какая страшная улица…
Я ничего не могу… Мыть посуду я еще могу…».
И еще один документ:
«В Совет Литфонда.
Прошу принять меня на работу в качестве
судомойки в открывающуюся столовую Литфонда.
Марина Цветаева.
26 августа 1941 года».

Но и в этой последней просьбе ей было отказано.
Как же, все-таки бывшая контра, жена
белогвардейского офицера, дочь репрессирована…

Приложение. Слайд 22.

Атмосфера все сгущалась. И 31 августа 1941 г.
«одиночества верховный час» окончательно настиг
Марину Ивановну Цветаеву – она покончила с собой
в Елабуге.

Отказываюсь – быть.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь – жить.

Поэт-эмигрант В. Сумбатов посвятил памяти М.
Цветаевой стихотворение:

Одна, ни в чем не схожая,
Несхожеством горда,
Дорогою прохожею
Не шла ты никогда.

Ты видела и слышала
По-своему всегда,
Своим узором вышила
Пролетные года.

К укорам равнодушная
И в дружестве трудна,
Одной себе послушная –
Осталась ты одна.

И, не стерпев изгнания,
Домой вернулась вдруг,
Но там нашла страдания,
Веревку, стул да крюк.

И в петле непреклонная
Склонилась голова,
И смолкли самозвонные
Ударные слова.

Приложение. Слайд 23.

Ученик 7: Варлам Шаламов.

Его можно назвать едва ли не самой трагической
фигурой: писатель – страдалец, писатель –
мученик.
Он был высок, худ, длиннорук, с круглой головой и
неправильными, простонародно – русскими чертами
лица, изрезанного складками – бороздами. И на
этом лице яркие синие глаза, словно вспыхивающие,
когда разговор приобретал интересный для него
оборот.

Приложение. Слайд 24.

Кисти рук у него были сильные – кисти пильщика
на лесоповале, а руки все время странно двигались
– ему выбили их при допросах, так же, как
повредили и вестибулярный аппарат: всякий раз,
садясь в кресло, он терял сознание, ощущение
пространства.

Приложение. Слайд 25.

В. Шаламов 17 лет провел в лагерях и тюрьмах в
североуральских и колымских лагерях. Он прошел
все круги ада и чудом вернулся, чтобы поведать
обо всем нам в своих «Колымских рассказах».

Приложение. Слайды
26-27.

Ученик 8: Исаак Бабель

Исаак Бабель как писатель созрел в Одессе. И
Одесса признала его сразу.
Для всей страны Бабеля открыл Маяковский в 1924
году.
Он был одним из самых зорких советских писателей,
остро чувствовавший тропические изломы времени:
он запечатлел на страницах своих книг революцию,
гражданскую войну, коллективизацию.
Но прежде всего он – автор «Конармии» – одной из
лучших книг о гражданской войне. Эта книга –
памятник эпохе с ее революционным максимализмом,
жестокостью, героикой. Но многие блюстители
«казарменного порядка» в литературе увидели в
«Конармии» клевету на Красную Армию. И вскоре
писатель замолчал, и уже из Парижа, из эмиграции в
1928 году, Бабель пишет: «Очень трудно писать на
темы, интересующие меня, очень трудно, если
хочешь быть честным».
Вернувшись на Родину, писатель очень много ездит
по стране, собирая очередной материал.
Наибольший интерес представляла для него
коллективизация деревни. Он задумывает книгу
рассказов «Великая Криница». Рассказы готовы, но
он их не печатает. В рассказах несправедливость,
боль, смерть – то, на чем строилось
раскулачивание коллективизация. Полонский,
прослушав один из рассказов, написал: «… Просто,
коротко, сжато, – сильно. Деревня его так же, как и
Конармия, – кровь, слезы… Его постоянный
материал». Бабель старался показать «мир,
видимый через человека», что так раздражало
номенклатурщиков.
16 мая 1939 года Бабель был арестован. При аресте
были изъяты 5 папок с заметками, рукописями. Он
обвинялся в «антисоветской заговорщической
террористической деятельности и подготовке
террористических актов… в отношении
руководителей ВКПБ и советского правительства».
27 января 1940 года Бабеля расстреляли. А через 14 лет
реабилитировали.

Приложение. Слайды
28-30

Ученик 9: Александр Исаевич Солженицын
(1918-2008)

А.И.Солженицын родился в семье казаков в
Кисловодске. В 1924 г. переехал с семьей в
Ростов-на-Дону, в 1941 г. окончил физмат Ростовского
государственного Университета. Был участником
Великой Отечественной войны, награжден орденом
Отечественной войны ой степени и орденом Красной
Звезды.
9 февраля 1945 г. за критику действий Иосифа
Виссарионовича Сталина в письмах к другу детства
Николаю Виткевичу Солженицын был арестован и 27
июля осужден на 8 лет исправительно-трудовых
лагерей. В лагерях пробыл с 1945 по 1953: в Новом
Иерусалиме под Москвой; в так называемой
«шарашке» – секретном
научно-исследовательском институте в поселке
Марфино под Москвой; в 1950-1953 находился в
заключении в одном из казахстанских лагерей. В
феврале 1953 был освобожден без права проживания в
Европейской части СССР и отправлен на «вечное
поселение» (1953-1956); жил в ауле Кок-Терек
Джамбульской области (Казахстан).
В 1956 г. решением Верховного Суда СССР Александр
Солженицын был реабилитирован. В 1962, в журнале
«Новый мир», по особому разрешению
Н.С.Хрущева был опубликован первый рассказ
Александра Солженицына – «Один день из жизни
Ивана денисовича» (переделанная по требованию
редакции повесть «Щ-854. Один день одного
зэка»). Рассказ был выдвинут на Ленинскую
премию, что вызвало активное сопротивление
коммунистических властей.
В сентябре 1965 архив Солженицына попал в Комитет
государственной безопасности (КГБ) и по
распоряжению властей дальнейшее издание его
произведений в СССР было прекращено: уже
вышедшие произведения изымались из библиотек, а
новые книги стали выходить в свет по каналам»
самиздата» и за границей.
В ноябре 1969 Солженицына исключили из Союза
писателей. В 1970 Александр Исаевич Солженицын
стал лауреатом Нобелевской премии в области
литературы, но от поездки в Стокгольм на
церемонию вручения премии отказался, опасаясь,
что власти не пустят его обратно в СССР. В 1974,
после опубликования в Париже книги «Архипелаг
ГУЛАГ» (в СССР одна из рукописей была изъята
КГБ в сентябре 1973, а в декабре 1973 состоялась
публикация в Париже), писатель-диссидент был
арестован. 12 февраля 1974 состоялся суд: Александр
Солженицын был признан виновным в
государственной измене, лишен гражданства и
приговорен к высылке из СССР на следующий день.
В СССР произведения Солженицына стали
публиковаться только с конца 1980-х годов. В 1989, в
журнале «Новый мир», состоялась первая
официальная публикация отрывков из романа »
Архипелаг ГУЛАГ». 16 августа 1990 г. указом
президента СССР советское гражданство
Александра Исаевича Солженицына было
восстановлено. В 1990 за книгу «Архипелаг
ГУЛАГ» Солженицын был удостоен
Государственной премии. 27 мая 1994 писатель
вернулся в Россию. В 1997 избран действительным
членом Академии наук Российской Федерации.

Приложение. Слайд 31.

Учитель: Обобщить сказанное вами
можно словами Магжана Жумабаева, взятыми
эпиграфом урока:

Слышишь, судьба, не хочу подаяний!
Полною лирой отмерь мне страданий!
Жги на огне, в три погибели гни!
Если народ разбужу я стихами
Горе отступит. И жаркое пламя
Высушит слезы!
К чему мне они!

Магжан.

Да, поэты и писатели, о которых мы говорили,
обращались к каждому из нас, к нашей совести, к
нашему чувству человеческого достоинства
страстным напоминанием, что очищение и
высвобождение общества из-под власти зла может и
должно начинаться лишь с нашего собственного
очищения.
И даже в самых мрачных своих произведениях они
оставляют всегда свет надежды на лучшее будущее,
которое строить вам, но при этом помните, что
нужно не забывать трагедию прошлого, чтобы не
пережить ее заново.

Обращение к книжной выставке «Летопись
горького времени»

Итог о работе учащихся

Домашнее задание: сочинение-эссе

  • «Поэзии Красная книга»
  • «… во имя прекрасного против течения»

Рефлексия:

– Сегодня на уроке я узнала…
– Самым интересным для меня было…
– Для себя я возьму…





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: