Урок литературы в 11-м классе по творчеству В. В. Маяковского

Вот

Она

Россия

Моя любимая страна

В.В. Маяковский

Цель урока:

Показать значение образа России в творчестве
В.В. Маяковского.

Задачи:

  • обеспечить рабочую обстановку;
  • обеспечить восприятие, осмысление и усвоение;
  • подчеркнуть значимость и актуальность данной
    темы; развитие нового материала в
    самостоятельной деятельности;
  • развивать у учащихся гражданскую позицию;

Тип урока:

урок-исследование.

Оборудование урока:

Оформленная доска;
плакаты, созданные руками учащихся, отражающие
эпоху В.В.Маяковского. Презентация, раздаточный
материал (стихи поэта, алгоритм),

Методические приёмы:

Беседа, работа группами,
работа в парах, анализ стихотворений, дискуссия,
исследование, интерактивный метод.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

  1. 1.Учитель приветствует всех присутствующих в
    классе и начинает разговор о В.В.Маяковском.
  2. 2.Урок начинается с прослушивания
    “Стихотворения о Советском паспорте”.
  3. 3.Учащиеся смотрят презентацию и слушают
    стихотворение в исполнении Яхонтова.


II. Беседа

Вопросы классу

  1. Какие чувства вызывает у Маяковского
    “краснокожая паспортина”?
  2. Убедительно ли звучат последние строки
    стихотворения?
  3. Какую тему поднимает поэт в стихотворении о
    советском паспорте?

Вывод:

Учащиеся приходят к тому, что в данном
стихотворении прослеживается тема Родины, любви
к своему Отечеству.

Учитель говорит о том, что эта тема не нова. Тема
Родины является одной из ключевых тем в русской
литературе и переходит к домашнему заданию.


III. Проверка домашнего задания

Дома вы должны были ответить на вопрос:

Какой видели Родину русские поэты: Лермонтов
М.Ю., Некрасов Н.А., Блок А.А.?

Выполняя домашнее задание, вы работали в
творческих группах по заданному алгоритму,
исследуя творчество данных поэтов:

1 группа – творчество М.Ю.Лермонтова;
2 группа – творчество Н.А.Некрасова;
3 группа – творчество А.А.Блока.

Каждый учащийся из группы должен был выписать
ключевые строки, подтверждающие особенности
раскрытия темы, лидер группы должен был сделать
вывод, опираясь на ключевые строки, и выбрать
основную цитату, которая бы служила ответом на
данный вопрос.

Учитель осуществляет опрос каждой
группы

Ученики зачитывают ключевые строки из
стихотворений поэтов. Лидеры групп делают вывод
в устной форме и, выбранную цитату,
подтверждающую ответ на вопрос, прикрепляют на
доску.

Вывод:

Как мы видим, образ Родины каждый поэт
видит по-своему. Но наша задача: показать
значение образа России в творчестве В.В.
Маяковского.

IV. Исследовательская работа

1. Для того чтобы выполнить эту задачу, мы
переходим к следующему этапу нашей работы – это
исследование. За основу мы возьмём уже знакомый
вам алгоритм и ряд произведений поэта (см. Приложение). Данный
раздаточный материал находиться у вас на партах.

Учащиеся формулируют тему исследования и
записывают её в алгоритм. Исходя из темы,
формулируют вопрос исследования, также
записывают его в алгоритм.

2. Ученики работают с алгоритмом в группах и
выполняют задания №1 (см. Приложение).

3. Коллективное обсуждение (выборочно
зачитываются ключевые строки, выбирается
основная строка, которая шире раскрывает тему
исследования и записывается на доске).

4.Учащиеся сопоставляют отношение к Родине
В.В.Маяковского с предыдущими поэтами и
указывают на особенности раскрытия темы.

5. Каждая пара чётко формулирует особенность
раскрытия темы и записывает её на отдельном
листе, затем прикрепляют на доску.

6. Анализ особенностей раскрытия темы.

Вывод:

В.В.Маяковский по-новому, шире взглянул
на социалистическое Отечество. В его стихах
возникает образ новой Советской страны,
охваченной творческим, созидательным трудом. Он
выразительно передаёт счастье, радость жизни,
любовь советского народа к Родине. Поэт верит в
новый строй.

7. Дискуссия.

Думаю, что вы со мной согласитесь, что
произведения В.В.Маяковского современны и
актуальны.

Что же для нас, живущих в XXI столетии, особенно
важно и ценно?

Учащиеся называют те особенности, которые
являются важными для граждан XXI столетия.
Выбирают из тех, которые находятся на доске и
прикрепляют их под словом актуально. Тем самым,
доказывая современность и актуальность взглядов
В.В.Маяковского.

8.Учитель сообщает о том, что данная тема будет
рассматриваться в дальнейшем при изучении
творчества современных писателей и поэтов.

9.Учащиеся, работая в парах, вновь возвращаются
к работе с алгоритмом и выполняют задание №2. (см. Приложение)


V. Итог исследовательской работы

1.Ученики зачитывают строки, которые они
выбрали для названия темы урока и эпиграфа.

2.Учитель слушает и соглашается с выбором ребят,
но сообщает им о том, что свой выбор, они должны
будут аргументировать при написании сочинения
по данной теме.


VI. Вывод урока

1.Урок заканчивается чтением произведения
В.В.Маяковского и просмотром презентации
(одиннадцатиклассник выразительно читает
отрывок из поэмы “Хорошо” глава №17, в
презентации слайды отражают события нового
времени).

2. Учитель говорит о значимости выбранных строк
для прочтения.

Отечество

славлю,

которое есть,

но трижды -

которое будет.

Эти строки наполнены верой в Россию, в
новое Отечество.

Презентация





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: