Можно ли преодолеть экологический кризис?

Тема: Можно ли преодолеть экологический
кризис.

Цели:

1. Определить влияние хозяйственной
деятельности человека на окружающую среду,
прогрессирующее загрязнение природы на примере
Восточно-Сибирского региона.

2. Выяснить особенности современной
экологической ситуации. Проанализировать с
учащимися возможные пути разрешения (смягчения)
экологических проблем.

3. Развитие познавательной деятельности
учащихся, защита экологических проектов.

4. Воспитание нравственного отношения к
природе, значение личного участия каждого
человека в охране окружающей среды.

Оборудование урока:

Учебник Боголюбова
“Введение в обществознание”, карта Иркутской
области, атласы Иркутской области, Конституция
Российской Федерации, статьи местных газет,
проекты учащихся по защите окружающей среды.

Тип урока:

Комбинированный.

Ход урока.

План:

  • Вводная беседа;
  • Работа с документом (Конституцией РФ);
  • Знакомство с бесхозяйственной деятельностью
    человека через: анализ статей, работа с картой
    Иркутской области, атласами, схемами
    экологического вестника.
  • Защита экологических проектов.

  • I. Вводная беседа:

    Можно ли преодолеть экологический кризис? Этот
    вопрос волнует все человечество.

    Дайте определение экологическому кризису? ( это
    такое состояние окружающей среды, которое
    угрожает биосфере и человеку)

    Что, по-вашему, привело к ухудшению
    экологической обстановке?

    Вопрос отношения человека и природы волнует
    нас давно. Хозяйственная деятельность человека
    привела к тому, что мир находится на краю
    экологической катастрофы. Это показало
    необходимость вмешательства в проблемы экологии
    закона.


    II. Работа с документом (Конституция РФ)

    Статьи: 41 п.3; 42, 58.

    -О каком праве идет речь?

    Какие обязанности рассматривает ст. 58
    Конституции РФ?

    Соблюдаются ли наши конституционные права на
    благоприятную экологическую обстановку?


    III. Бесхозяйственная деятельность человека.

    Работа с картой Иркутской области и атласами
    Иркутской области (с.41).

    Приведите примеры из статей газет о
    бесхозяйственной деятельности человека.

    - Почему в нашей области сложилась
    неблагоприятная экологическая обстановка?

    - Какие отрасли промышленности наиболее
    развиты у нас в области? (Энергоемкие
    производства: металлургическая, химическая,
    теплоэнергетика и т.д.)

    По данным областного комитета природы
    предприятия г.Усолье-Сибирского выбрасывают в
    воздух большое количество примесей влияющих на
    здоровье человека.

    Анализ таблицы: данные из экологического
    вестника Иркутской области 1994 г.

    Краткая эколого-гигиеническая
    характеристика воздействия примесей,
    выбрасываемых в атмосферу г.Усолье-Сибирское, на
    человека.

    По данным Государственного доклада
    Экологическая обстановка в Иркутской области 1994.


    Примесь Класс опасности Характеристика влияния на
    человека
    1 .Двуокись азота

    II

    Воздействие на органы
    дыхания, слизистую оболочку, пищевой тракт.
    2.Серы двуокись

    III

    Поражение органов дыхания,
    изменение состава крови, нарушение обмена.
    3.Углерода окись

    IV

    Связывает гемоглобин крови и
    мешает снабжению кислородом тканей и органов.
    4.Пыль неорганическая

    III

    Поражение органов дыхания,
    слизистых оболочек.
    5.Пыль органическая

    I

    Поражение органов дыхания.
    Аллерген.
    6. Формальдегид

    II

    Поражение центральной
    нервной системы, органов зрения, печени, почки,
    аллерген, мутаген.
    7.Диоксины

    I

    Воздействуют на печень,
    нервную систему.
    8.Сульфаты

    III

    Воздействуют на органы
    дыхания, желудок, кишечник.
    9.Ртуть

    I

    Токсична, мутогенна, имеет
    способность накопления в организме.
    10.Свинец

    I

    Токсичен, мутоген,
    накапливается в организме.
    11 .Хлор и его соединения Общетоксичен. Поражает:
    слизистую, органы дыхания, многие жизненно
    важные органы.


    IV. Защита экологических проектов.

    Что вы можете предложить, как защитить природу?

    Учащиеся представляют свои проекты.

    Вывод: Очень приятно, что вы задумались над этой
    проблемой, попытались пофантазировать. А что
    реального вы можете предложить? ( не мусорить, не
    загрязнять лес, водоемы, не жечь костры и т. д.)


    Подведение итогов:

    - Какого высказывания вы придерживаетесь?

    1. Экологический кризис можно приостановить
    лишь в том случае, если он будет восприниматься
    как вопрос жизни и смерти”

    2. Торопиться некуда. Природа-
    саморегулирующаяся, самовосстанавливающаяся
    система?

    Все наши природоохранные проекты, очистные
    сооружения, безотходные технологии, несмотря на
    лучшие намерения, не дадут должного эффекта, пока
    мы не изменим взгляд на самих себя.

    Выставление отметок.





    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Следующий: