Лес, огонь, человек

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (420 КБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

сформировать представление об опасности лесных пожаров для человека
и природы, последствиях лесных пожаров.

Задачи:

  1. Научить правилам противопожарной безопасности;
  2. Воспитывать бережное отношение к лесу и стремление принять активное
    участие в его охране;
  3. Вызвать беспокойство за экологическое состояние природы нашего края, и
    желание созидательно взаимодействовать с природой.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, доска, фото с пожарами,
листовки по противопожарной тематике, мяч.

Ход занятия

Педагог:

Здравствуйте, ребята! Тема нашего занятия “Лес, огонь, человек”.
Начать его я хочу с вопроса. Мы часто с вами слышим и говорим: “Лес – наше
богатство!”.

– А что значит лес для человека? (Ответы детей.)

Тогда возникает другой вопрос: Почему надо беречь лес? (Ответы детей.)

Занимая около 40% территории суши, леса на Дальнем Востоке имеют огромное
народнохозяйственное значение. Помимо лесозаготовок, большой ущерб
дальневосточным лесам наносят лесные пожары.

Работа с презентацией.

Слайд 1. Записать тему занятия в тетрадь.

Слайд 2.

Что называется лесным пожаром? Это стихийное,
неуправляемое распространение горения по лесной площади (записать в тетрадь).

На земном шаре ежегодно возникает более 200 тысяч пожаров. Эти данные вселяют
не меньшую тревогу, чем загрязнение Мирового океана и воздушной оболочки Земли.
Поэтому охрану лесов от пожаров следует рассматривать как часть общей
экологической проблемы – охраны окружающей среды.

Слайд 3.

Существует несколько видов лесных пожаров:

– Низовой:
– Верховой;
– Почвенный (записать в тетрадь). Все ли они одинаково опасны? Нет,
беглый низовой пожар, уничтожая травяной покров и подстилку, способствует
прорастанию семян и ускорению всходов таких пород как сосна и лиственница.

Слайд 4.

Причинами лесных пожаров являются:

– природные источники;
– антропогенные источники.

Слайд 5.

Природными источниками пожаров могут быть: грозы, молнии,
землетрясения, ураганы, торнадо, самовозгорание торфяника и т.д. (записать в
тетрадь).

Слайд 6.

Антропогенные источники (по вине человека): брошенная
горящая спичка или окурок, оставшийся тлеющий пыж после выстрела охотника,
загоревшийся промасленный обтирочный материал механизатора, разведенный костер
под деревьями, непотушенный до конца костер, осколок стекла – может быть как
зажигательная линза, травяные палы сухой травы и т.д. (Записать в тетрадь.)

Лесные пожары по вине человека начали возникать со времени появления на юге
Д.В. первых людей. Прирученный огонь не только согревал людей, помогал готовить
пищу, но и защищал от хищников. Однако первобытные люди тоже страдали небрежным
обращением с огнем. Разбрасывание горящих головней от костра для отпугивания
хищных зверей, ночная охота с горящими факелами, оставление незатушенных костров
– все это приводило к возникновению лесных пожаров по вине человека.

Перерыв.

Сейчас давайте проверим, как вы запомнили причины пожаров.

Слайд 7.

Кроссворд “ Причины пожаров” (кроссворд нарисовать на
доске). Вопросы на слайде. Время на выполнение 5 минут.

Слайд 8.

Все мы с вами знаем, что когда происходит пожар – образуется
очень сильный и едкий дым. Из чего же он состоит и как влияет на организм
человека?

  • Угарный газ – вызывает ухудшение зрения, нарушения центральной нервной
    системы, головную боль.
  • Диоксида серы – затрудняет дыхание, приводит к болезням легких.
  • Оксиды азота – вызывают воспаление глаза, кашель.
  • Сажа – канцероген, задерживает в организме ядовитые вещества.

(Записать в тетрадь.)

Слайд 9.

Последствия пожаров для человека:

  • Проблемы с органами дыхания;
  • Повреждение иммунитета;
  • Ухудшение зрения;
  • Повреждения печени;
  • Кожные заболевания;
  • Сердечно-сосудистые заболевания;
  • Сильные головные боли;
  • Раковые заболевания.

(Записать в тетрадь.)

Слайд 10

. Последствия пожаров для природы:

  • Погибают хвойный подрост и молодняк;
  • Поврежденные деревья заселяются вредными насекомыми и дереворазрушающими
    грибами;
  • На месте бывших лесов образуются гари, луга, болота;
  • Изменение водного режима рек; во время обильных осадков образуются
    наводнения;
  • Уменьшается количество птиц и зверей, ценных растений;
  • Уничтожаются запасы торфа.

(Записать в тетрадь).

Слайд 11. ПОЖАРООПАСНЫЙ СЕЗОН НАЧИНАЕСЯ В ПЕРИОД С МОМЕНТА
СХОДА СНЕГОВОГО ПОКРОВА В ЛЕСУ ДО НАСТУПЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОЙ ДОЖДЛИВОЙ ОСЕННЕЙ
ПОГОДЫ ИЛИ ОБРАЗОВАНИЯ СНЕГОВОГО ПОКРОВА.

Лучшие средства для тушения пожара: вода и песок.

Самой распространенной причиной лесных пожаров является неправильное
разведение костра или неверное его тушение. Я сейчас вам раздам задание
(Приложение 1)
, которое вы выполняете
парами. Постарайтесь из предложенных вариантов выбрать те, которые считаете
верными для разведения костра (возле выбранного варианта поставьте карандашом
галочку).

Слайд 12.

Правила разведения костра:

  • Лучше всего раскладывать на старом выжженном кострище;
  • Расчистить место – подальше от палаток, поближе к воде, убрать всю сухую
    траву;
  • Нельзя разводить костер под раскидистым деревом, на торфянике;
  • Снять дерн, выложить его по краям;
  • Для растопки собирать сухие веточки, бересту;
  • Использовать для костра поваленные деревья;
  • Покидая привал – затушите костер. Залейте водой, засыпьте землей.
    Удостоверьтесь, что он действительно потух!

Давайте сейчас посмотрим видеоролик


(Приложение 2)
.

Когда мы приходим в лес, на природу – мы приходим в гости, а в гостях нужно
вести себя культурно. Но, к сожалению, не все люди умеют это делать и не знают
правила экологически грамотного поведения на природе
(Приложение 3)
.

Ребята, скажите, как нужно вести себя на природе, чтоб не причинять вреда ей
и её жителям? (Ответы детей.)

Слайд 13. Лес – великий дар природы!

Итак, сегодня мы узнали, как огонь влияет на лес, сколько вреда приносят
лесные пожары человеку и природе, еще получили много полезных советов: как
развести костер и как его потушить. Надеюсь, вы узнали много интересного и
полезного для себя!

Давайте сейчас проверим, как вы усвоили наше занятие с помощью викторины.

Вопросы для викторины: (педагог бросает по очереди учащимся мяч и задает
вопрос, ребенок отвечает и кидает мяч назад)

  1. Для чего разжигают костер в лесу? (Уют, сушка, еда, комары.)
  2. Как называется огонь в лесу, разведенный человеком для уютного
    пребывания? (Костер.)
  3. Что может послужить началом пожара в лесу? (Окурок, молния, костер,
    торф, осколок.)
  4. Что может в лесу выполнить роль зажигательной линзы? (Осколок.)
  5. Естественные причины пожара в лесу. (Торф, молния.)
  6. Быстро ли горит торф? (Нет.)
  7. Какие виды лесных пожаров бывают? (Низовой, верховой, почвенный.)
  8. Что горит дольше: трава или дерево? (Дерево.)
  9. Как называется место, выжженное костром? (Кострище.)
  10. Можно ли разжигать костер под пологом деревьев? (Нет.)
  11. По чьей вине чаще всего происходит пожар в лесу? (Человек.)
  12. Чем защищены деревья от пожара? (Толстой корой.)
  13. Назовите пожароопасный сезон. (Лето, весна.)
  14. Огонь, выходящий из-под контроля человека. (Пожар.)
  15. Лучшие средства для тушения пожара? (Вода, песок.)
  16. Номер телефона пожарной службы. (01)

– Молодцы! Справились с заданиями и усвоили тему. На этом наше занятие
закончено.

Спасибо за внимание. До свидания!

Если остается свободное время до конца урока, то можно предложить
воспитанникам нарисовать листовки на противопожарную тематику

.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: