Интегрированное занятие-путешествие урок-лабиринт Очень любим мы отходы превращать в доходы

Цель:

  • создание условий для применения учащимися
    приобретенных знаний и умений на практике в
    нестандартных ситуациях.
  • Задачи:

  • познакомить учащихся с некоторыми новыми
    способами применения бросовых материалов;
  • выработать у учащихся умения и навыки,
    необходимые в повседневной жизни;
  • развивать творческие способности и
    познавательные интересы детей младшего,
    среднего и старшего школьного возраста;
  • способствовать формированию эстетического
    вкуса, бережного отношения к природе,
    положительных качеств личности.
  • Используемые активные формы познавательной
    деятельности:

    обсуждение проблемы,
    практическая работа, кроссворд;

    Используемые методы организации занятия:

  • репродуктивный;
  • репродуктивно-творческий;
  • работа со словарем;
  • методы практической работы;
  • наглядный метод обучения;
  • проблемный метод;
  • рассказ; беседа; консультация.
  • работа с инструктивными картами, схемами.
  • ОБОРУДОВАНИЕ:

  • 4 стола (по количеству практических станций в
    лабиринте);
  • Рисунок «Незнайка с вопросом»;
  • Сундук с конвертом;
  • Инструктивные карты;
  • Образцы работ;
  • Конфетные обертки;
  • Пустые коробочки разных размеров;
  • Трубочки от сока;
  • Пластмассовые ячейки от Киндер — сюрприза;
  • Пластилин;
  • Цветная бумага;
  • Ножницы;
  • Клей;
  • Коробка с песком;
  • Кисточки;
  • Фломастеры;
  • Листы чертежной бумаги формат А-4.
  • Ход урока

    Организационно — подготовительный этап.

    - Здравствуйте, ребята! Я очень рада новой
    встрече с вами, где руки — не знают скуки, а голова
    постоянно стремится узнать что-то новое и
    интересное.

    -Думаю, что сегодня мы вместе сможем сделать наш
    урок необычным и запоминающимся.

    - Оглянитесь вокруг. Что сегодня не как всегда?
    (ответы детей) Поприветствуем, друг друга доброй
    улыбкой, настроимся на довольно трудное
    загадочное путешествие по лабиринту, который
    лежит перед вами.

    - Как вы считаете, что такое «лабиринт»? (ответы
    детей)

    - А вот какое определение этого понятия дает
    Ожегов, создавший в знаменитый словарь.

    - Вот и мы сегодня зайдем в интересный лабиринт,
    в котором на пути нам будут встречаться длинные
    переходы, просторные залы, причудливые галереи,
    тупики, не дающие возможности двигаться вперед.

    - У вас появляется прекрасная возможность стать
    первооткрывателями, исследователями, искателями
    удивительных кладов, состоящих из полезных
    знаний и умений. И каждый из вас попробует
    сделать нашу планету чище и прекраснее,
    превращая многочисленные отходы
    жизнедеятельности человека в массу полезных и
    нужных вещей (показать указкой на гору отходов и
    на выставку поделок).

    Конструктивный этап:

    а) Основной этап.

    -В каждом доме всегда можно найти ненужные вещи,
    которые почему-то не выбрасываются, а ждут своего
    часа. Какие вещи вы можете назвать? (ответы детей)

    - Если природный материал, перегнивая, дает
    плодородный слой почве, на котором потом растут
    цветы, деревья, грибы, то изделия из пластмассы, и
    из полиэтилена, пластмассовые бутылки, пробки: не
    перегнивают в почве, и поэтому их нельзя
    закапывать или выбрасывать на землю так как они
    засоряют природу. Их нельзя сжигать, так как они
    при сжигании выделяют ядовитые вещества в
    воздух, которым мы дышим, следовательно, вредят
    нашему здоровью. Поэтому, такие материалы
    называют бросовыми. А ведь с каждым годом его
    становится все больше и поэтому ученые, экологи
    ищут пути утилизации, вторичной переработки
    бросового материала. Строят специальные заводы,
    но их еще очень мало. И пока ученые решают эту
    проблему, творческие люди, народные умельцы
    мастерят из них различные сувениры, поделки,
    нужные в быту вещи. Мы с вами сегодня превратимся
    в таких умельцев, и будем творить чудеса в
    мастерской.

    - И девизом нашего сегодняшнего
    познавательного путешествия станет «ОЧЕНЬ
    ЛЮБИМ МЫ ОТХОДЫ ПРЕВРАЩАТЬ В ДОХОДЫ»

    - Путь по лабиринту отражен в маршрутном листе.

    б) Систематизирующий этап.

    - Наша первая остановка на пути — зал
    удивительных открытий «Чудо-коробочка».
    Посмотрите как много разных коробочек! Сколько
    же из них можно сделать игрушек и сувениров! Что
    для этого нам еще необходимо? (ответы детей)

    -Мы уже не раз работали с разными видами бумаги.
    Для чего вообще нужна человеку бумага? (ответы
    детей) Вспомните, пожалуйста, какие поделки из
    пустых коробочек вы уже делали. А сейчас вы
    разделитесь на подгруппы и пофантазируете, каких
    еще животных можно изготовить.

    Анализ образца

  • какие материалы используются для работы?
  • какие понадобятся инструменты?
  • из скольких частей состоит поделка?
  • как они соединены между собой?
  • Правила техники безопасности:

    Ребята, вспомните, как безопасно работать с
    ножницами?

    Какие правила надо соблюдать, работая с клеем?

    Работа по инструктивным картам:

    - Движемся дальше по лабиринту.

    - Ребята, посмотрите, что это у нас на пути за
    препятствие? (кроссворд)

    Мы не можем пройти дальше по галерее лабиринта,
    пока его не разгадаем.

    ( коллективная работа- разгадывание кроссворда)
    (Приложение 2)

    - Успешно выполнив задание, вы можете прочесть в
    выделенных клетках название материала, с которым
    нам предстоит работать в следующем уголке
    запутанного лабиринта, (зашифрованное слово-
    трубочка)

    - Эта остановка значится в маршрутном листе как «Волшебная
    трубочка»

    - Вы любите получать подарки? (ответы детей)

    - А дарить их? (ответы детей)

    - Предлагаю вам разделиться на 2 группы и
    изготовить в подарок разноцветные бусы. Будет
    приятно и радостно и нам, и вам!

    - Распределим работу (2 человека нарезают
    трубочки, 2 нанизывают, 1 придумывает дизайн бус)
    (коллективная работа), (пластмассовые трубочки
    для сока, разноцветные, разной длины; леска.)

    - Огромное спасибо за подарок!

    - Движемся по маршрутному листу дальше.
    Посмотрите ребята, кто это нам встретился на
    пути? (Незнайка) У него к нам вопрос: ЧТО
    ПОЛЕЗНОГО ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ОКРУЖАЮЩИХ Я СДЕЛАЮ,
    ЕСЛИ НЕ БУДУ ВЫБРАСЫВАТЬ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ?

    - Давайте поможем ему ответить.

    (по мере того как дети высказывают свои
    варианты, на доске появляются советы)

    - Продлю жизнь вещам;

    - Будет чище в городе

    - Экономия семейного бюджета;

    - Полезная вещь облегчит нашу жизнь;

    - Изготовляя поделки, мы приобретаем умения и
    навыки, необходимые в повседневной жизни.

    -Движемся дальше!

    -Вы ребята молодцы, уже прошли 4 препятствия, но
    на пути еще много нового и интересного. Вперед!

    - Посмотрите куда мы с вами попали? (учащиеся
    рассматривают экспонаты)

    - Принося вам, радость в виде вкусного шоколада
    и игрушки внутри, он потом остается
    невостребованным.

    - А вот и наши киндер — сюрпризы: цветы,
    гусеница, сделанные своими руками.

    - Ребята, а какую форму имеет киндер — сюрприз?
    (овал — правильной и вытянутой формы в виде яйца)

    - А можно киндер — сюрприз представить в виде
    туловища какого то животного, птицы, рыбы? (можно)

    - Посмотрите сколько фигурок животных, рыбок,
    птиц можно сделать, используя, киндер — сюрприз в
    качестве туловища, причем расположить его можно
    по разному: как в вертикальном положении, так и в
    горизонтальном, (одновременно показ образцов
    изготовленных и нарисованных на листах,
    прикрепленных к доске)

    - Значит, если добавить к киндер — сюрпризу
    недостающие части задуманной фигурки животного,
    вашу фантазию и творчество, то ваш киндер -
    сюрприз преобразится, а вы станете настоящими
    волшебниками.

    Поможет вам в этом технологическая карта
    порядка сборки изделия на примере поросенка.
    (Обращаюсь к технологической карте на доске)

    1. Сделать лапки (они есть у всех, 2 или 4) можно
      просто подставку, чтобы киндер — сюрприз был
      устойчивым.
    2. Затем добавляем детали мордочки характерные
      данному животному, в нашем случае пятачок и ушки.
    3. Добавляем глаза, рот, хвост.

    -Я вам раздам инструктивные карты с планом
    изготовления некоторых животных. Вы дома
    самостоятельно сделаете сувенир либо по
    инструктивной карте, либо, пофантазировав, став
    на миг волшебником, придумаете свой.

    - Но мы не можем пройти дальше не выполнив
    задание (задание: придумайте стихотворение или
    лозунг о использовании ОТХОДОВ)

    - Посмотрите ребята, как много нужных, красивых
    поделок мы изготовили сами своими руками из,
    казалось бы, ненужных вещей. Мы прошли с вами по
    лабиринту, и попали в последний зал, откуда уже
    виден выход. Однако перед нами еще одна
    интересная вещь- сундук.

    - Откроем его?! Достаньте и прочтите задание.
    (Задание: «Ребята, нарисуйте экологические
    плакаты. Как нужно беречь природу? Может вы
    придумаете новое применение бросовым
    материалам!?»)

    - На прошлом занятии вы индивидуально или в
    парах выполнили это задание. Кто может
    представить свою работу. (презентация 1,2 работ)

    Аналитический этап. Рефлексия.

    - Ребята, какую пользу каждый из нас может
    принести окружающему миру? (высказывания детей)

    - Спасибо, ребята!

    - Что вас удивило на сегодняшнем уроке? Что вы
    почувствовали, гуляя по лабиринту?

    - Как вы думаете, лично вы сможете сделать наш
    город чище и красивее? И вот пришло время оценить
    нашу совместную деятельность.

    - Кто устал?

    - Кому было интересно?

    - Что вам больше всего запомнилось?

    - Где возникали сложности?

    - Большое спасибо за работу!

    - Вы прекрасно трудились, творили, сочиняли.
    Думаю, знания, которые вы сегодня приобрели,
    пригодятся вам в дальнейшей учебе и повседневной
    жизни! Сейчас мы возьмем ваши плакаты и лозунги и
    прикрепим их на нашей игровой площадке. Но в
    нашем сундуке есть чудо-конфетка, сделанная из
    пластиковой бутылки она наполнена сладкими
    призами для вас. (Приложение 3)

    - Вы заслужили, угощайтесь! До новых встреч!

    Приложение 1, приложение
    2, приложение 3.





    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Следующий: