Соли угольной кислоты. 9-й класс

Цели урока

: изучить свойства солей
угольной кислоты карбонатов и гидрокарбонатов.

Задачи урока

:

– отработать навыки в решении
расчетных и экспериментальных задачах;

– повторить свойства и строение
угольной кислоты, гидролиз солей и реакции
обмена;

– воспитывать коммуникативную
культуру, уверенность в себе и своих знаниях,
навыки контроля и самоконтроля.

Тип урока

: изучение новой темы

Методические приемы

: рассказ,
демонстрации опытов.

Оборудование

: раствор Na2CO3; раствор
HCl, H2SO4, Ca(OH)2, Na2CO3 твердая, индикатор –
фенолфталеин, штатив, газоотводная трубка;
карточки – задания

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

Сегодня на уроке мы должны изучить
соли угольной кислоты. Но прежде чем отправимся в
увлекательный мир карбонатов, нам надо повторить
свойства и строение H2CO3.

(2 человека у доски, 3 человека на
рабочем месте)

У доски

1. Дать характеристику угольной
кислоте: сила, основность, содержание кислорода.
Составить уравнение диссоциации.

2. Химические свойства угольной
кислоты.

На месте.

  • Дать характеристику аллотропным модификациям
    углерода.
  • Дать сравнительную характеристику физических и
    химических свойств оксида углерода (VI) и оксида
    углерода (II): строение молекул, физические и
    химические свойства.
  • Допишите определения:
  • а) адсорбция – это процесс – …

    б) процесс выделения поглощенных
    веществ называется …

    Пока ребята готовят ответы на вопрос,
    мы проведем небольшую письменную работу (10
    вопросов)

    • Разновидности простого вещества, образованного
      одним и тем же химическим элементом? (Аллотропные
      видоизменения)
    • Электронная формула атома углерода. (1s22s22p2)
    • Количество электронов на внешнем уровне у
      элементов IV группы главной подгруппы (четыре)
    • Летучие водородные соединения С и Si? (СН4 –
      метан, SiН4 – силан)
    • Формула высших оксидов элементов IV группы
      главной подгруппы? (RО2)
    • Масса 0,5 моль СО2 ? (22г)
    • Объем 2 моль СН4 при н.у.? (44,8 л)
    • Чего больше по массе в угарном газе углерода или
      кислорода? (кислорода С:О=3:4)
    • Степень окисления углерода в угарном газе и
      углекислом газе? (+2;+ 4)
    • Что такое сухой лед?

    Проверка (правильные ответы на доске)

    Ребята проверяют исправляют ошибки,
    выставляют себе оценки.

    Проверка ответов у доски: рассмотрим
    свойства H2CO3.


    III. Объяснение нового материала.

    H2CO3 диссоциирует в две стадии. Сколько
    типов солей образует данная соль?

    (По ходу опроса записывают схему на
    доске)

    H2CO3

    В повседневной жизни мы часто
    сталкиваемся с солями угольной кислоты (питьевая
    сода, известняк, мрамор, мел и т.п.)

    Списывают с доски в тетрадь
    тривиальные названия солей.

    Стихотворение о карбонатах

    . (Пока
    учащиеся пишут)

    На земле живут три брата
    Из семейства карбонатов.
    Старший брат красавец – мрамор.
    Славен именем каррары
    Превосходный зодчий он
    Строил Рим и Парфенон.
    Всем известен известняк
    Потому и назван так.
    Знаменит своим трудом
    Возводя за домом дом.
    И способен и умел младший
    Мягкий братец мел.
    Как рисует посмотри
    Этот …СаСО3.

    CaCO3 – мел, известняк, мрамор

    NaHCO3 – питьевая сода

    Na2CO3 – кальцинированная сода

    Na2CO3·10H2O – кристаллическая сода

    CaCO3 – жемчуг (минерал арагонит)

    Получение солей

    : назовите
    лабораторный способ получения солей.

    (кислота + основание–> соль + вода –
    реакция нейтрализации)

    Для получения солей угольной кислоты
    используют –>C02

    2NaOH+CO2–>Na2CO3+H2O,
    если избыток CО2
    получаются кислые соли

    Na2CO3+CO2+H2O–>2NaHCO3

    Химические свойства.

  • Отношение к нагреванию.
  • CaCO3–> CaO + CO2

    CaHCO3–>CaCO3+CO2+H2O

    (Это свойство позволяет использовать
    гидрокарбонаты в пищевой промышленности в
    качестве разрыхлителя теста)

    В результате реакций выделяется CO2, как его обнаружить?

    – лучина тухнет.

    - через раствор известковой воды (Ca (OH)2)
    образуется осадок белого цвета.

    Ca(OH)2+CO2–>CaCO3+H2O,

    но если дальше пропускать CO2 осадок растворяется

    CaCO3+CO2+H2O–>Ca(HCO3)2

  • Реагирует солями (тип реакций?)
  • Na2CO3+CaSO4–>K2SO4+CaCO3

    (На доске расписывает ученик полное и
    сокращенное ионное уравнение)

  • С кислотами
  • Na2CO3+2HCl–>2NaCl+CO2+H2O

    Наблюдение “вскипание”.

    Реакция взаимодействия солей H2CO3 с
    кислотами – качественная.

    Геологи используют это свойство для
    определения карбонатных минералов.

    Опыт.

    Na2CO3+HCl

    Na2CO3(р-р)+HCl

    CaCO3(мел)+HCl

    вскипание

    Самостоятельно составьте уравнения
    химических реакций.

  • Гидролизу подвергаются соли угольной кислоты
    образуя в результате кислые соли в щелочной
    среде.
  • Испытать раствор Na2CO3 индикатором
    фенолфталеином (раствор малинового цвета)

    Вывод

    : соли угольной кислоты имеют
    общие свойства солей и специфические: 1)
    взаимодействие с кислотами; 2) гидролиз.

    IV. Решение задачи

    Какой объем СО2 выделится (при н.у.) при
    обжиге 230 кг известняка, содержащего 10 % примесей.


    V. Подведение итогов урока
    (выставление оценок).

    VI. Домашнее задание

    § 33, № 21-22 (с. 91-92)
    устно, задача 3 (с.92).





    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Следующий: