Уроки обобщения как одна из форм развития познавательной активности

Поставленные перед школой задачи могут быть
решены в процессе дальнейшего совершенствования
не только методов обучения, но и форм организации
учебной деятельности, в процессе которой каждый
школьник должен овладеть определенной суммой
знаний и приобрести умения самостоятельного
учебного труда, проявляя при этом познавательный
интерес и активность.

Некоторые активные приемы обучения уже освоены
учителями. К их числу могут быть отнесены
эвристическая беседа, проблемное изложение
учебного материала, различные виды
самостоятельной деятельности, обобщающие
задания и т.п.

На уроках обобщения и систематизации знаний в
большей мере ставится и решается задача
овладения учащимися знаниями и опытом учебной
деятельности, развития познавательной
активности, приобщения их к самостоятельной и
творческой работе. Разработанные мною уроки
обобщения по органической и неорганической
химии предусматривают индивидуальную, групповую
и фронтальную формы работы. Уроки строятся в
несколько этапов, каждый оценивается учащимися
самостоятельно, что позволяет развивать у детей
адекватную самооценку.

Учащиеся на каждом этапе работы ставят перед
собой определенные задачи, решают их
самостоятельно, контролируют свои действия и
учатся объективно оценивать получаемые
результаты — этим и определяется активность
учения. Задания используются не только
репродуктивного характера, но и требующие
переноса знаний на нестандартную ситуацию, что
создает интеллектуальные затруднения у
учащихся, вызывая у них познавательный интерес.

Создание благоприятных условий для обучения
это также одна из задач школы и учителя, на таких
уроках дети чувствуют себя комфортно, они
участвуют в самоанализе результатов учения,
постановке новых задач перед собой и
корректирования знаний.

В общей системе уроков проведение обобщающих с
целью формирования у учащихся знаний и умений и
приобретения опыта, который потребуются им в
будущей жизни, является целесообразным и
рекомендуется многими педагогами.

Урок «Обобщение сведений о важнейших классах
неорганических соединений».

Тип урока: обобщения и систематизации
знаний.

Опорные понятия: классификация,
химические свойства, тип хим. реакции

Средства: тесты, схемы генетической
взаимосвязи, карточки с заданиями, карточки с
решением заданий.

Цели:

- образовательные: обобщить знания учащихся по
классификации неорганических веществ, свойств
соединений и способов их получения;

- развивающие: развивать познавательную
активность, самостоятельность, умения работать в
группе;

- воспитательные: воспитывать адекватную
самооценку,

Умения:

- специальные: классифицировать вещества,
составлять уравнения химических реакций,
определять типы химических реакций.

- общеучебные: организовать свою работу,
анализировать, сравнивать, делать выводы,
самоанализ.

Приложение.

Оформление доски:

- тема урока

- девиз урока » Мудрому достаточно намека»
(Плавт, 3-2 до н.э.)

- генетические цепочки

- на закрытой части доски ответы на тест и
критерии оценок за его выполнение

- домашнее задание

- форма ведомости

Ведомость Ф.И.

1) 5 номер задания и оценка

2) 4

3) 3

По сумме балов за задания ,разделив на их
количество определяется итоговая оценка.

(5+4+3) : 3 =4

Итоговая оценка 4.


Этап Задачи Содержание Формы работы Методы Контроль
1 организационный Подготовка учащихся к работе Оформление ведомости Фронтальная общеклассная
2 Подготовка к основному этапу занятий Обеспечение мотивации и актуализация
опорных знаний и умений
Постановка цели и задач урока.
Объяснение последовательности выполнения
заданий. Актуализировать знания о классификации
неорганических веществ.
фронтальная беседа
3 Основной этап Выявление качества и уровня овладения
знаниями и способами действий.
1. тест по классификации неорганических
веществ. Проверка теста.

2. работа по карточкам в
группах, проверка выполнения по решебникам.

3. решение генетических цепочек.

1. индивидуальная

2. групповая

3. индивидуализированно-групповая

Применение знаний Контроль знаний по классификации
веществ, свойствам веществ
4 Подведение итогов Анализ и оценка успешности достижения
цели.
Выставленные оценки за каждое задание
суммируются и делятся на количество заданий.
Полученная оценка выставляется за урок.
фронтальная Анализ результатов деятель ности
5 Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания цели, содержания
и способов действий (выполнения домашнего
задания)
Подготовится к контрольной работе по
изученной теме.

Повторить изученные параграфы.

фронтальная





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: