Открытое мероприятие кафедры научно-естественного цикла. Пиар-проект Мастерская природы

Цель: Развитие индивидуальных
способностей обучающихся путем более глубокого,
чем это предусматривается базовым курсом,
освоением основ наук, систематических знаний и
способов действий, присущих предметам
естественного цикла


Предметные умения Метапредметные умения Личностные результаты
Понимание роли биологии
в формировании кругозора
Познавательные

Самостоятельная
информационная деятельность, Умение
ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;

Формирование современной
естественно-научной картины мира

Активное и
целенаправленное познание мира

Умения исследовать и анализировать
биологические объекты и системы (Змеи)
Регулятивные

Умение принимать
решение,

Принятие и реализация ценностей здорового и
безопасного образа жизни

Осознанное выполнение и пропаганда
правил здорового, безопасного образа жизни;
Владение основными методами научного
познания, используемыми в химии: наблюдение и
эксперимент
Коммуникативные

Умение работать в
группе, умение публично выступать;

достигать взаимопонимания и успешно
взаимодействовать;

Бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так
и других людей, умение оказывать первую помощь;
Владение правилами техники
безопасности при использовании химических
веществ;
Навыки сотрудничества со сверстниками,
детьми младшего возраста.
Умение использовать средства ИКТ

Действующие лица: 3 девочки-ведущие,
“уж”, “гадюка”, мальчик-“химик”.

Ход мероприятия.

Выход детей под музыку. Песня “Где водятся
волшебники”.

Появление ужа, испуг детей.

Уж объясняет, что не ядовит.

Стихотворение.

Похож он сильно на гадюку,
Но взять такого можно в руку.
Ведь он совсем не ядовит
И у него не грозный вид.
Лягушек ловит возле луж
Змеючка маленькая… (УЖ).

Девочка №1: “Я читала, что в Европе уж считался
хранителем семейного очага. Его приманивали,
ставя кувшины с молоком”.

Девочка №2: “А я слышала, что молоко можно
получить даже из воды. Но скорее такое под силу
лишь волшебникам…”

Минутка химии. Связь с химией.

Мальчик-химик: “А вот и нет! Это сможет любой
ученик, изучающий химию! Попробуем?”

Звучит песня “Песенка волшебника…(сделать
хотел грозу…)

Уж: “Надеюсь, у нашего химика-волшебника все
получится не как в песенке!”

Опыт 1 “Получение молока из воды”.

Взаимодействие хлорида кальция с карбонатом
натрия, при этом образовался белый осадок
карбоната кальция, суспензия которого имеет вид
молока.

CaCl2 + Na2CO3 = CaCO3 +2NaCl

Девочка №3: “А я больше люблю газированную
воду!”

Опыт 2 “Превращение молока в газировку”

Перелили полученный раствор карбоната кальция
в стакан с соляной кислотой, осадок растворился и
выделился газ – образовалась газ-вода

CaCO3 + 2HCl=CaCl2 +H2O + CO2

Уж: “Ребята, а вы знаете, к какому классу
животных я отношусь?”

(Пресмыкающиеся, или Рептилии)

Змея читает загадку:

Наш портрет довольно прост:
К голове приделан хвост.
Вот и все. Ни лап, ни шеи.
Потому что это…(змеи)

Девочка № 1: “Я тоже знаю загадку

Поясок – живучий, голосок – шипучий.
По траве кривляется.
Кем она является? (Змея)

Литературная минутка. Связь с
литературой.

Змея: “Позвольте и мне попробовать себя в
поэзии:

Говорят я – мудрая. Люди, вам видней.
Выползаю утром я к солнцу из корней.
Мне послушать хочется лес и тишину.
В гордом одиночестве мимо проскользну.
Сами не обидите, я не трону вас.
Даже не увидите, как исчезну с глаз!

Девочка №3: “Я что-то не понимаю, почему мы
ведем разговоры про змей. Я слышала, что на
планете их насчитывается более 3 тысяч видов. Но
есть и другие животные”

Змея: “Ведь по восточному календарю 10 февраля
наступит Год Змеи!”

Историко-географическая минутка.

Уж: “Змеи всегда внушали людям священный ужас.
Одни их боялись, другие — уважали. В Южной Америке
индейцы до сих пор поклоняются анаконде,
некоторые африканские племена – питону. Индусы
проводят фестиваль кобр: чтобы задобрить змей, их
посыпают пряностями, лепестками цветов, угощают
медом”

Математическая минутка. Связь с
математикой.

Змея задает вопросы про змей.

  • Какая змея самая длинная? (Анаконда)

Да, она может достигать 11 метров в длину.

Ну, это знают многие.

  • А назовите самую короткую змею.

(Слепозмейка. Она обитает вблизи Мадагаскара:
всего 10 сантиметров! Внешне похожа на дождевого
червяка).

Девочка №3:

А чем измеряли размер змеи в одном знаменитом
мультфильме?

(В попугаях. “38 попугаев”)

Девочка №2: “Раз уж мы вспомнили
математические величины, я предлагаю решить
задачу, конечно же, про змей:

У Тугарина-Змея одна голова,
У Змея Горыныча – три.
На сколько голов Змей Горыныч умнее змея
Тугарина.

Биологическая минутка.

Змея: “О нас, змеях, люди придумывали разные
небылицы. До сих пор иногда говорят: “Змея
ужалила”. Скажите, это верно? Конечно, нет. Люди
принимали за жало раздвоенный язык, с помощью
которого змеи исследуют окружающие предметы. На
самом деле змея не жалит, а кусает. У ядовитой
змеи на верхней челюсти есть два крупных зуба с
желобками. Ядовитые железы находятся за глазами,
вокруг них – мышцы. Когда змея кусает, мышца
нажимает на железу и выдавливает в зубы яд,
который по желобкам попадает в жертву”

Девочка №1: “Скажите, все ли змеи ядовиты?
Правильно, не все. Ядовиты лишь 25 % змей. А какие
змеи самые ядовитые? (Заслушиваем ответы)

Самые ядовитые – королевская кобра. Она
нападает без промедления и тигровая змея,
обитающая в Австралии – ее яд один из самых
сильнодействующих. Правда, на человека нападает
редко. Ловит ящериц и других мелких животных

Королевская кобра является также самой большой
ядовитой змеей, ее длина до 5 с половиной метров”

Географическая минутка. Связь с
географией.

Девочка №2: “Но независимо от размеров змей и
степени их ядовитости, все змеи могут
предчувствовать землетрясения и даже извержения
вулканов”

Опыт 3 “Извержение вулкана”. Связь с
химией.

Разложение во время нагревания аммоний
дихромата. Образовавшийся зеленый оксид хрома
(III) напоминает пепел вулкана.

(NH4)2Cr2O7 N2+4H2O+Cr2O3

Уж: “Что-то наши зрители заскучали.

Вопросы:

  1. Как называется наука, изучающая змей?
    (Серпентология)
  2. Какова продолжительность жизни змей? (20-30 лет)

Самая северная змея? (Обыкновенная гадюка,
встречается даже за Полярным кругом)

Литературная минутка. Связь с
литературой.

Девочка №1. В сказке Киплинга
“Рикки-Тикки-Тави” есть герой – змея. Что это за
змея? (Королевская кобра). Что мы о ней уже
говорили? (Королевская кобра является самой
большой ядовитой змеей, ее длина до 5 с половиной
метров)

Девочка № 2. В каком рассказе о Шерлоке Холмсе
героем является змея? (Пестрая лента)

Это змея называется Ленточный крайт.

Обитает змея в Индии, на юге Китая и в Бирме.
Длина этих змей – 180 см, но некоторые вырастают до
двух с половиной метров. Связь с географией.

Историческая минутка. Связь с историей.

Девочка №3. Сообщение о Клеопатре. Клеопатра
(69 — 30 гг.
до н. э.) — последняя царица
Египта. В
Возрасте 38 лет умерла, как предполагают от укуса
змеи. Ее нашли мёртвой, в царском уборе, на
золотом ложе. Поскольку перед тем к Клеопатре
прошёл крестьянин с горшком инжира, не вызвавший
подозрений у стражи, было решено, что в горшке
Клеопатре пронесли змею. Утверждали, что на руке
Клеопатры были чуть видны два лёгких укола. Саму
змею в комнате не нашли, будто бы она сразу
уползла из дворца. По другой версии, Клеопатра
хранила яд в полой головной шпильке.

Минутка ОБЖ. Связь с ОБЖ

Змея. Какая ядовитая змея встречается в нашей
Московской области? (Гадюка обыкновенная). Как же
вести себя для обеспечения безопасности жизни в
природе, при встрече со змеями?

Девочка №1. Главное правило – не паниковать, не
делать резких движений. Змея не нападает на
человека без причины, она предпочитает скрыться.
Если же все-таки змея укусила, нужно сразу
обратиться к врачу.

Уж. Не забывать ОБЖ приходится и на уроке
химии, особенно при проведении некоторых опытов.
Поэтому опыт, предлагаемый вашему вниманию,
будет показывать учитель химии.

Опыт 4 Волшебное получение морковного
сока”.
Связь с химией.

К раствору глюкозы добавить свежеосажденный
гидроксид меди (II). Образующийся в ходе реакции
гидроксид меди (I) cразу разлагается на оксид меди
(I) морковно-красного цвета и воду.

Заключение.

Бьют часы с кремлевской башни. В воздухе –
салют.
До свиданья год вчерашний, змейка тут как тут!
В год Змеи одни пятерки нужно получать.
В лес ходить, кататься с горки…некогда скучать!
Пусть друзья шагают рядом бедам вопреки,
Не ужалят сладким ядом горе и враги!
Пусть удача улыбнется всем выпускникам,
Им ЕГЭ писать придется…Прочных знаний вам!





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: