Урок-конференция по химии в 9-х классах Железный век продолжается?

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с характеристикой железа,
    как химического элемента, и как простого
    вещества.
  2. Раскрыть значимость изучаемой темы:
  3. A) роль железа в организме человека.
    Б) применение железа в годы В.О.В.
    B) значение железа для развития растений.

  4. Развивать творчество учащихся, умение
    выступать перед аудиторией, развивать
    познавательную активность учащихся.

План.

1. Общая характеристика элементов побочных
подгрупп.

2. Железо — как химический элемент и как простое
вещество.

3. Нахождение железа в природе.

4. Рудные минералы железа.

5. Применение железа.

6. Роль железа в организме человека и животных.

7. Знаете ли вы, что …

Примечание:

класс поделён на группы, пять
групп по 6 человек.

на столах у учащихся разложены химические
словари, атласы, коллекция «Полезные
ископаемые и минералы», периодическая таблица
химических элементов Д.И. Менделеева. Таблица
«Виды химической связи», кристаллическая
решетка железа, лекарственные препараты железа.

Общая характеристика элементов побочных
подгрупп

По первому вопросу выступает учитель.

Вопросы:

а) В каких периодах расположены элементы
побочных подгрупп?

б) Почему элементы побочных подгрупп относятся
к d элементам?

Учитель даёт подробную характеристику
элементам побочных подгрупп, отличая, что
характерной особенностью этих элементов
является то, что заполняется электронами не
внешний энергетический уровень, а предвнешний.

Примеры:

Са + 20 1s2 2s2 2p6 3s2 Зр6 3d0 4s2
Fe + 26 1s2 2s2 2p6 3s2 Зр6 3d6 4s2

У атомов d элементов структура внешнего
электронного слоя примерно одинаковая (1 или 2 S е).
Поэтому d элементы проявляют общие свойства.
Атомы d элементов характеризуются невысокой Е
ионизации. В их атомах имеются свободные
валентные орбитали, поэтому при взаимодействии d
элементов друг с другом возникает металлическая
связь. Рядом расположенные в периоде d элементы
образуют смешанные кристаллы, т.к. сходны
электронные конфигурации и примерно одинаковые
размеры атомов. Смешанные кристаллы — это один из
видов сплавов ( Fe с N ).

Работа со словарём

Что обозначает слово Ferrum (Fe)?

Твёрдые металлы — вещества кристаллические. Их
кристаллические решетки сходны с атомными
решетками алмаза, но в узлах металлических
решеток расположены положительно заряженные
ионы, которые притягивают электроны, — связь
прочная. Для металлов характерны
кристаллические решётки с плотной упаковкой
ионов; например, кубическая гранецентрированная
(Си); гексагонального типа (Zn), и менее плотная
кубическая объёмно — центрированная (Fe).

Характеристика железа как химического
элемента и как простого вещества

Этот вопрос освещает первая творческая группа.
Они дают подробную характеристику железу, как
химическому элементу, останавливаются на
строении атома, электронной и графической
формуле. Поясняют, отчего железо бывает двух и
трёх валентно.

При характеристике железа как простого
вещества демонстрируют физические свойства.

(Доклад учащихся прилагается. Смотреть приложение №1)

Нахождение железа в природе

Выступает вторая творческая группа. В своём
докладе учащиеся отразили знакомство человека с
железом в давние времена. Железо в самородном
состоянии встречается на земле главным образом в
виде метеоритного железа. Привели много фактов о
падении метеоритов на землю.

Редчайшим монументом, посвящённым веществу,
является памятник метеориту. В августе 1981 г.
группа учёных Москвы, Новосибирска и других
городов участвовала в открытии памятника на
сопке Метеоритная Красноярского края на месте
падения первого «небесного камня». В 1749 г. на
этом месте сибирский казак — кузнец Медведев
нашёл и вывез из тайги загадочный камень — глыбу
весом 42 пуда. А академик П. С. Паллас в 1775 г.
передал находку в кунсткамеру. Этот метеорит и
назвали «Палласово железо».

Учащиеся этой группы предложили небольшой
кроссворд.

(Приложение №2)

Рудные минералы железа

По этому вопросу выступила третья творческая
группа.

Учащиеся подробно охарактеризовали минералы
железа, сделав таблички с названиями минералов.
Все остальные учащиеся рассматривали данные
минералы по коллекции.

Учащиеся данной группы предложили два
кроссворда по своему вопросу.

(Смотреть приложение №3)

Применение железа

Выступает четвёртая группа учащихся. Звучит
музыка «Великая Отечественная война», и
учащиеся приводят интересные факты о том,
Сколько железа было израсходовано в годы войны.

Учащиеся данной группы составили интересную
викторину «Применение металлов побочных
подгрупп IV периода в годы войны».

(Смотреть доклад учащихся и викторину — приложение №4)

Роль железа в живых организмах

Пятая творческая группа даёт интересную
информацию о роли железа в организме человека и
животных.

(Доклады прилагаются. Смотреть приложение
№5
)

Знаете ли Вы, что…

По этому вопросу выступает каждый учащийся.
Учащиеся приводят много интересных фактов,
связанных с железом, сплавами железа, и вообще
где используется термин «железо», «железный».

Например: берёза — единственное в мире дерево с
белой корой, т.к. в коре берёзы есть особое
вещество — бетулин. Бетулин окрашивает кору в
белый цвет, а белый цвет отражает солнечные лучи.
Вот и остаётся ствол берёзы прохладным… А есть
берёза с тёмно-вишнёвой, тёмно-коричневой и даже
с чёрной корой. Древесина у этой берёзы по
прочности не уступает многим металлам. Она так и
называется — железная…





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: