Урок-конференция для 9–11-х классов Глобальное потепление… Быть или не быть

Урок может проводиться как в одном классе, так и
для параллельных классов, начиная с 9 после
ознакомления с основными органическими
соединениями. Полезен при подготовке к ЕГЭ –
задание А30.

Цель занятия:

изучить значение закона
сохранения массы веществ и энергии М.В.
Ломоносова при решении задач по
термохимическому уравнению, анализируя одну из
экологических проблем современности, связанную
с глобальным потеплением.

Задачи:

Образовательные: Закрепление понятия о
количестве вещества и единицах его измерения:
моль, молярная масса, закон сохранения массы
веществ и энергии, формулы, связывающие эти
величины. Показ взаимосвязи физико-химических
величин: массы, количества вещества, тепловой
эффект химической реакции на примере конкретных
веществ и смесей газов, которые окружают нас в
повседневной жизни (природный газ, бензин, другие
виды топлива).

Воспитательные

: Воспитание умения работать в
команде, организованности и самодисциплины,
быстрота реакции, формирование мировоззрения,
экологической грамотности, исследование
психологического климата в коллективе.

Развивающие:

Развитие абстрактного и
логического мышления, математических и
творческих способностей, художественного вкуса,
использование средств интернета и компьютерных
технологий при составлении и защите презентаций.

Методы:

частично-поисковый.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, диски из серии “уроки
Кирилла и Мефодия” Химия-8, химия-10; презентации
учащихся. Портрет М.В. Лоионосова

На демонстрационном столе:

лабораторные
весы, схема Природный газ, коллекции Нефть и
продукты ее переработки.

На доске:

алгоритмы решения задач, формулы,
эпиграф и тема урока, табло учета баллов команд,
условия домашней задачи.

На партах:

листочки для каждого участника и
для списка команд, указатели с номерами команд,
калькуляторы, учебники и тетради, пишущие
принадлежности, составленные в опережающем
творческом задании кроссворды и сообщения по
темам.

Оформление доски

приведено в приложении
3.

Хронометражный план урока:

  • Вступительное слово учителя. Разминка –
    актуализация имеющихся знаний. 5 мин.
  • Проверка домашнего задания: представление
    презентаций и сообщений 13 мин.
  • Решение задач 10 мин.
  • Решение задачи эвристическим методом 5 мин.
  • Домашнее задание (задача). 3 мин.
  • Подведение итогов, выставление оценок . 4 мин.
  • Всего 40 минут.

    При подготовке используются опережающие
    задания – сообщения или презентации по вопросам
    конференции, применяются элементы ролевой игры в
    названиях представителей различных организаций:

    1. “История учения о глобальном потеплении”
      Организация Историко-гуманитарное наследие.
    2. “Оледенение или потепление ожидает нашу
      планету?” Институт прикладной химии.
    3. “Добыча и переработка природного газа и нефти
      – одна из угроз глобального потепления”
      Газодобывающая компания Ространснефть.
    4. “Автомобильное топливо как угроза глобального
      потепления” Союз автомобилистов.
    5. “Культура поведения в природе – залог чистоты
      окружающей среды” Туристическая организация
      “Чистый лес”.
    6. “Последствия парникового эффекта для планеты”
      Экологическая организация “Вместе в будущее”.

    План конференции приведен в приложении
    1
    и включает следующие пункты:

    • Выступления делегатов с презентациями и
      заданиями для участников.
    • Подведение итогов конференции. Принятие
      резолюции.

    Обучающиеся могут работать индивидуально или
    делятся на команды из 4-6 человек, выполняя
    задания по маршрутному листу и подводя итоги по
    рейтингу участника (Приложение 2).

    Задания выполняются в маршрутном листе
    участника конференции,
    по которому каждый
    может самостоятельно подвести итоги и
    определить свое место в индивидуальном или
    командном рейтинге. Ответы к заданиям приведены
    в приложении 4.

    Маршрутный лист

    Учени__ класса Ф.И.____________________________________

    Рейтинг участника конференции
    Глобальное потепление… Быть или не быть


    Задание Оценивание Макс.число баллов Мои баллы
    1. Кроссворд 1б. за ответ 9
    2. Эксперимент 1б. за правильную 2
    3. Классификация реакций 1б. за правильную 5
    4. Задача 5 б. 5
    5. Тест 1б правильный ответ 5
    6. Творческое задание (презентация, …) 5 5
    Итого 31

    (26 б.) баллов

    • Эксперимент. Проведение термохимических
      реакций:

    Инструкция

  • Поместите в колбу с водой и термометром 2
    таблетки гидроперита. Добавьте катализатор
    оксид марганца (IV). Закройте крышечкой колбу. Как
    изменилась to ?
  • Какой газ выделяется? Вспомните как доказать
    его наличие. Проведите опыт, предварительно
    убрав термометр из колбы.
  • Какие термохимические реакции происходят в
    данном эксперименте?
  • Напишите реакции:

    • Классификация реакций по термохимическому
      эффекту:

    • Решение задач по термохимическому уравнению

    Задача. Сколько теплоты выделится при
    пробеге автомобиля 400 км с расходом 95 бензина
    10л/100км, плотность октана 700 г/л, если модель
    термохимического уравнения реакции:

    Дано: Решение:

    2C8H18+ 25 O2= 16CO2
    + 18H2O+1000 кДж

    • Тестовые задания приводятся в приложении
      5.

    Впишите буквами вариант одного
    правильного ответа:

    Вариант:_________


    № задания

    Ответ

    1

    2

    3

    4

    5

    • Домашнее задание:
    1. Проконсультируйтесь с учителем физики и решите
      задачу:
    2. Задача. Хватит ли 1 кг сухих дров, чтобы
      нагреть на костре 1 литр воды для приготовления
      чая в походе, если удельная теплоемкость воды
      4200Дж/кго.

    3. Из сборника типовых вариантов заданий ЕГЭ 2012
      (ФИПИ) прорешайте 10 вариантов задания А30.

    Ценность данного урока заключается в
    межпредметной связи химии с экологией,
    информатикой, общественными дисциплинами, а
    также в формировании активной жизненной позиции
    обучающихся, компетентном взгляде на окружающий
    мир, природные явления, которые взаимосвязаны
    друг с другом. Материалы урока доказывают, что
    современному человеку требуется внимательное,
    вдумчивое отношение к природе, научный подход к
    анализу материалов средств массовой информации.

    Презентация





    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Следующий: