Интегрированный урок в 6-м классе В стране чудес

Цель

:

  • Познакомиться с удивительным миром химии,
    презентовать новый учебный предмет.
  • Раскрыть творческие способности учащихся через
    литературные сочинения, рисунки, инсценировки.
  • Воспитать чувство ответственности и
    коллективизма во время работы в малых группах.

Оборудование

: химические препараты для
опытов, рисунки детей о чудесах, песня
«Маленькая страна».

В процессе подготовки урока были созданы 4
микрогруппы:

  • 1 микрогруппа «Художники»: Приготовить рисунки
    о чудесах.
  • 2 микрогруппа «Литературная»: Выучить стихи о
    чудесах, прочитать кн. «Алиса в стране чудес».
  • 3 микрогруппа «Творческая»: Сочинить сказки о
    волшебном кувшинчике, о волшебном цветке,
    многоголовом змее, волшебной палочке.
  • 4 микрогруппа «Театральная»: Подготовить
    сценку «Алиса в стране чудес».

Ведут урок 2 учителя:

  • 1-й — учитель русского языка и литературы,
  • 2-й — учитель химии.

На доске эпиграф:

«Химия — это область чудес, где скрыто
счастье человечества». М. Горький

1-й учитель:

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Урок сегодня необычный,
От всех других весьма отличный.
Как происходят чудеса?
Хотите взмыть под небеса?
Желание не столь простое
Попасть в Страну Чудес большое.

Каждый из нас в детстве любил читать сказки, в
которых могущественные феи и добрые волшебники
совершают удивительные чудеса, и каждому
хотелось ощутить на себе силу волшебства и
самому побыть в роли волшебника. Подрастая, мы
начинаем понимать, что чудес в жизни не бывает.
Но, оказывается, это не так.

2-й учитель: Наука — вот истинная волшебница
наших дней. И среди всех наук, творящих чудеса,
выделяется химия. Она позволяет получать из
природного сырья необходимые человеку
материалы, каких не встретишь в природе. Яркие
игрушки, школьные принадлежности, ткани и
пластмассы даёт нам эта добрая волшебница.
Каждый из вас, сам того не подозревая, ежедневно
осуществляет химические реакции, даже не выходя
из дома: зажигает газ, готовит обед. Да и сам
человеческий организм — большая химическая
фабрика, в которой происходит множество
химических реакций.

1-й учитель: (читает эпиграф урока) Таким
образом, сегодня мы проводим интегрированный
урок, и ведут его сразу 2 учителя. Разговор пойдёт
о Стране Чудес, куда мы попадём с вами вместе с
химией и литературой. А поможет нам осуществить
сказочное путешествие в Страну Чудес одна из
героинь литературных сказок. Используем для
этого удивительные чернила.

(1-й опыт «Таинственная надпись», появляется
запись: Алиса).

В 1865 году в Лондоне вышла в свет удивительно
своеобразная сказочная повесть «Алиса в стране
чудес». Автор этой повести, профессор математики
Чарльз Доджсон, укрылся под псевдонимом Льюис
Кэрролл. Писатель-математик сочинил книгу для
маленькой девочки Алисы. В этой книге он
намеревался с помощью выдумки, сказки
познакомить детей с точными науками, избежав
излишней назидательности, продемонстрировать
законы точных наук и их увлекательность в
необычной форме.

Июльский полдень золотой
Сияет так светло,
В неловких маленьких руках
Упрямится весло.
И нас теченьем далеко
От дома унесло.
Безжалостные! В жаркий день,
В такой сонливый час,
Когда бы только подремать,
Не размыкая глаз,
Вы требуете, чтобы я
Придумывал рассказ.
И первая велит начать
Его без промедленья,
Вторая просит: «Поглупей
Пусть будут приключенья».
А третья прерывает нас
Сто раз в одно мгновенье.
Но вот настала тишина,
И, будто бы во сне,
Неслышно девочка идёт
По сказочной стране.
И видит множество чудес
В подземной глубине.
Но ключ фантазии иссяк —
Не бьёт её струя.
- Конец я после расскажу,
Даю вам слово я.
- Настало после! — мне кричит
Компания моя.
И тянется неспешно нить
Моей волшебной сказки,
К закату дело, наконец,
Доходит до развязки.
Идём домой. Вечерний луч
Смягчил дневные краски.
Алиса, сказку детских дней
Храни до седины
В том тайнике, где ты хранишь
Младенческие сны.
Мой странник бережёт цветок
Далёкой стороны.

(Пересказ начала повести «Алиса в стране
чудес»),

Главная героиня сказки — маленькая девочка
Алиса. Именно с ней случаются те необычные,
загадочные истории, которые происходят в Стране
Чудес.

Вопрос: Какие же чудеса происходят с Алисой? (
отвечают).

Викторина:

  1. Каким образом Алиса становилась то маленькой,
    то большой девочкой?
  2. Что предстояло преодолеть Мыши, которую
    встретила Алиса?
  3. Что оставил после себя Чеширский кот, который
    исчез частями?
  4. Какое любимое приказание давала Королева?
  5. Что использовали игроки в крокет?
  6. В чём обвиняли Червонного Валета во время суда?

Вспомним, с чего начались приключения Алисы?
(пересказ отрывка)

  • 2-й опыт «Волшебный кувшинчик» (опыты проводит
    учитель химии).
  • 3-й опыт «Заживление раны»

Чтение сказки о волшебном кувшинчике,
составленной самими учащимися, и сказки
«Волшебный цветок».

  • 4-й опыт «Волшебный цветок».

Вернёмся к Алисе в её Страну Чудес.

(Сценка в исполнении детей).

В стране чудес всё необычно: и герои, и их
рассуждения. У русского поэта К. Бальмонта есть
стихотворение «У чудищ». Оно тоже о чудесах, о
волшебстве (читает ученик).

  • 5-й опыт «Дым без огня».
  • 6-й опыт «Фараоновый змей».

Давайте перенесёмся ещё в одну сказку, но не
Алисы, а нашу (читают собственную сказку
«Многоголовый змей», «Волшебная палочка»).

Сказка заканчивается пробуждением Алисы. Какой
же это был забавный и чудесный сон! Сон, который
никогда не забудешь!

(Читают стих. В.Высоцкого «Песня Додо, или песня
Кэрролла»).

Мы не прощаемся с Алисой. Во 2-й книге «Алиса в
Зазеркалье» девочка попадает в зазеркальную
страну, где живут и действуют шахматные фигуры.

А сейчас мы расскажем о писателе Борисе
Заходере, который перевёл книгу Льюиса Кэрролла
с английского (рассказывает ученик). Обращаясь к
современному юному читателю, Борис Заходер
писал: «Как вы, наверно, догадались, книжка об
Алисе — одна из самых любимых моих книг. Я читал и
перечитывал её не раз и не два — целых двадцать
пять лет. Читал я её по-английски: скажу по
секрету, что ради неё я выучил английский язык. И
чем больше я её перечитывал, тем больше она мне
нравилась, тем более я убеждался в том, что
перевести её на русский язык совершенно
невозможно».

Любовь к героине сказки — Алисе помогла
писателю великолепно справиться с поставленной
задачей. Вот как об этом говорит сам Борис
Заходер: «И вскоре я понял, что самое главное в
книжке об Алисе — не загадки, не фокусы, не
головоломки, не игра слов и даже не блистательная
игра ума, а сама Алиса, которую автор так любит,
что эта великая любовь превращает фокусы в
чудеса, а фокусника в волшебника. Потому что
только настоящий волшебник может подарить
девочке — и сказке — такую долгую-долгую, на века,
жизнь!»

Обратимся к эпиграфу урока. Почему Горький
сказал, что «химия — это область чудес, где
скрыто счастье человечества»? (отвечают).

(Звучит песня «Маленькая страна»).

Рефлексия

  • Какие желания у вас возникли во время урока?
  • Почему писатели обращаются к таким жанровым
    формам, как фэнтези?




  • Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Следующий: