Модульный урок по теме Спирты с использованием элементов информационных технологий

Тип уока.

Изучение нового материала

Характер и форма организации
учебно-познавательной деятельности учащихся:


проблемно-поисковый, исследовательский и
репродуктивный характер деятельности с
применением ИКТ технологии; самостоятельная
работа.

Цели урока:

  1. Образовательные – получение новых знаний
    по теме “Спирты”: номенклатура, классификация
    спиртов, их физические и химические свойства,
    способы получения.
  2. Развивающие – развивать познавательную
    активность учащихся, совершенствовать навыки
    самостоятельной работы, активизировать
    логическое мышление, умение самостоятельно
    формулировать выводы;
  3. Воспитательные – формировать умение
    работать индивидуально, оценивать возможности,
    проводить антиалкогольную пропаганду.

Оборудование:

  • персональный компьютер, медиапроектор, диск с
    презентацией “Спирты”;
  • видеофрагмент “Получение и свойства спиртов”;
  • презентации учащихся;
  • инструктивные карты;

Ход урока

I. Организационный момент.

Отметить отсутствующих, объяснить цели урока и
познакомить учащихся с его планом.

На протяжении всего урока используется
презентация “Спирты” (Приложение 1).

(слайд 1)

II. Изложение нового материала.

Учитель объясняет план изучения нового
материала по учебным модулям (слайд
2).

Объясняет, как правильно работать с учебными
модулями. На экране демонстрирует каждый модуль.

I модуль.

Классификация и номенклатура спиртов.

(слайд 3)

Цель:

сформировать представление о составе и
номенклатуре спиртов.

Учащиеся самостоятельно работают по учебнику и
отвечают на вопросы:

1) Какие вещества называют спиртами?

2) Какова классификация спиртов?

3) Назовите формулы отдельных представителей
спиртов.

Затем идёт обобщение изученного модуля (слайд 4) и учащиеся находят
соответствие между названиями и формулами
спиртов (работа класса с инструктивными картами)

1. Метанол

2. Этанол

3. Пентанол – 2

4. 2 – метилбутанол – 1

Самоконтроль. Компьютерный тест.

Учащиеся выполняют тест “Строение и
номенклатура спиртов” (Приложение 2), созданный в
программе Microsoft Word. (слайд 5)

Учитель делает вывод о результатах изучения
модуля 1.

Модуль 2.

Получение этанола.

(слайд 6)

Цель: познакомиться с некоторыми способами
получения метанола, этанола.


Учащиеся изучают схему: (слайд
7)

Учащиеся записывают уравнения реакций.

С помощью виртуальной лаборатории
(видеофрагмент) проводят опыт: получение этанола (Приложение 2).

Затем идут дополнения учителя, комментарии.
Делается вывод.

Самоконтроль. Компьютерный тест.

По итогам изучения этого модуля, учащимся
предлагается тест (Игра «Нет-да»), созданный
в программе Microsoft Word (Приложение 2).

Учащимся предлагается опровергнуть или
подтвердить высказывания о способах получения
спиртов (слайд 8)

Вопросы:

1) Можно получить спирт из этена?

3) Брожением сахаристых веществ получают
метанол?

2) Этанол содержится в листьях растений?

4) Из древесной стружки сбраживанием можно
получить этанол?

5) Если картофель заморозить, то можно получить
этиловый спирт?

Учитель делает вывод о результатах изучения
модуля 2.

Модуль 3.

Характерные химические свойства этилового
спирта.

(слайд 9)

Цель:

научиться писать уравнения реакций,
характеризующих химические свойства этанола.

Учащимся предлагается прочитать текст
учебника (слайд 10).

Затем учащиеся выполняют эксперимент:

А)

С помощью виртуальной лаборатории
(видеофрагмент) проводят опыт: взаимодействие
этанола с натрием; окисление спиртов (Приложение
2).

Записывают уравнения реакций.

Б)

Проводят реальный эксперимент под
руководством «лаборанта» (ученика) и делают
вывод о растворимости спирта и его свойствах как
растворителя.

(слайд 11)

Учитель даёт комментарии, делает выводы.

Самоконтроль (работа класса с инструктивными
картами).

Для закрепления материала предлагается
цепочка превращений (слайд 12):

Учитель делает вывод о результатах изучения
модуля 3.

Модуль 4.

Отдельные представители одноатомных спиртов.

(слайд 13)

Цель:

изучить физические свойства этанола и
метанола.

Учащиеся самостоятельно работают по учебнику и
заполняют таблицу (слайд 14)

Затем предлагается найти соответствие (слайд 15):

Ткип = 64,7;
бесцветная жидкость, смешивается с
водой в любых отношениях;
растворитель органических веществ;
яд.

Интернет-ресурсы.

Предлагается учащимся поработать в Интернете,
найти информацию о здоровом образе жизни; о
влиянии этилового спирта на организм человека (слайд 16).

(слайд 17) Сообщение “Влияние
этанола на организм человека”
(Приложение 2).

Затем учащиеся комментируют выражение Эдгара
По “Спирт и опиум – близнецы ада и гибели”

Учитель делает вывод о результатах изучения
модуля 4.

  • http://referat.mytop.ru/ – банк рефератов.
  • http://www.nature.ru/ – научная сеть для школьников.
  • http://www.chemistry.ssu.samara.ru/ in dex.html – учебник
    органической химии.
  • http://www.college.ru / chemistry./ – открытый колледж
    химии.

III. Конкурс “Угадай меня”

(слайд 18).

Творческое задание: “Я создан на основе
этанола…”

Учащимся предлагается задать один вопрос,
чтобы угадать вещество.

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание: П.17, упр. (2,9);

  • сообщения по теме “Спирты”;
  • творческая работа по теме “Спирты”
    (презентация).




Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: