Статья Использование мультимедийных технологий на уроках истории и обществознания

Современное обучение невозможно представить
без технологий мультимедиа.

Мультимедиа

– совокупность компьютерных
технологий, одновременно использующих несколько
информационных сред: графику, текст, видео,
фотографию, анимацию, звуковые эффекты,
высококачественное звуковое сопровождение.

Использование мультимедийных средств повышает
качество и эффективность обучения истории,
развивает учебную деятельность.
Многофункциональность компьютера позволяет
удовлетворить множество познавательных
потребностей ученика.

Преимущества мультимедийных технологий в
преподавании истории:

  • Знакомство с историческими событиями можно
    сопровождать показом видеофрагментов,
    фотографий.
  • Широко использовать показ репродукций картин
    художников (особенно неоценимо для уроков МХК).
  • Демонстрировать графический материал (таблицы,
    схемы).
  • “Оживлять” карты.
  • “Посещать” крупнейшие музеи мира.
  • Прослушивать записи песен.
  • Активизировать учебный процесс.
  • Применение компьютерных технологий на уроках
    истории повышает качество образования через
    оптимизацию учебно-познавательной деятельности,
    индивидуализацию обучения, возможность
    организовать самообразование учащихся, дает
    возможность организации коллективной
    научно-исследовательской деятельности учащихся
    на базе мультимедиасредств.

    Компьютерные средства обучения можно
    использовать на всех этапах обучения:

    • как источник учебной информации – при
      объяснении нового учебного материала,
      повторении и закреплении изученного;
    • как тренажер в процессе формирования учебных
      умений и навыков;
    • как источник информации для организации
      исследовательской работы, самоподготовки и
      индивидуальной работы;
    • как средство диагностики пробелов и коррекции
      знаний и умений;
    • для осуществления дистанционного обучения с
      учащимися.

    Помимо того, компьютерные технологии дают
    возможность стать участниками сетевых викторин,
    олимпиад, участвовать в творческих
    интерактивных проектах.

    Информационно-коммуникативных средств,
    которые можно использовать на уроках истории
    достаточно много. Это, прежде всего:

    1. Мультимедийные обучающие программы,
      электронные учебники.
    2. Электронные библиотеки по курсу истории.
    3. Интерактивные тренажеры (тестирование по курсу
      истории, подготовка к ЕГЭ).

    На мой взгляд, наиболее интересными для работы
    на уроке и в процессе подготовки к уроку,
    являются следующие диски: “История России.
    862-1917.”, “От Кремля до Рейхстага”, “Россия на
    рубеже третьего тысячелетия”, “Мировая
    культура и искусство”, “Сокровища мирового
    искусства”, “Флот во славу России”, “Русский
    космос”, “История России XX век”. Достоинством
    этих компакт-дисков является наличие большого
    количества анимированных исторических карт,
    видеофрагментов, таблиц, схем. Кроме того, сейчас
    есть большой выбор учебных фильмов BBC на DVD:
    “Крестовые походы”, “Леонардо да Винчи”,
    “Чингисхан” и другие.

    Мы можем использовать данные
    мультимедиа-ресурсы на своих уроках. Но не стоит
    забывать, что ничто не может заменить учителя на
    уроке. Ни в коем случае нельзя превращать урок в
    простую демонстрацию красивых картинок,
    фрагментов. Урок должен быть продуман от начала
    до конца. Средствам мультимедиа нужно отводить
    лишь определенные этапы урока, иллюстрируя или
    дополняя изучаемый материал.

    В последнее время я пришла к выводу, что на
    уроке более эффективным является применение
    презентаций PowerPoint, а не готового продукта (в
    виде дисков с обучающими программами). Во-первых,
    каждый учитель должен иметь возможность
    творчески выстраивать урок. Во-вторых,
    презентация позволяет использовать информацию в
    любой форме представления (текст, таблицы,
    диаграммы, видео-аудиофрагменты и т.д.)

    Работа в программе PowerPoint позволяет каждому
    учителю стать разработчиком собственного
    программного продукта по своему предмету. В
    Интернете можно найти готовые презентации. Если
    что-то не устраивает, то с помощью данной
    программы легко внести свои изменения (заменить
    текст, вставить рисунок, карту, диаграмму и т.д.).

    • Использование презентации позволяет
      чередовать различные виды деятельности такие
      как: работа с картой, учебником, тетрадью, с
      информацией на экране.
    • Чередование видов деятельности, способов
      подачи информации позволяет активизировать
      различные каналы восприятия, способствует
      повышению внимания и росту активности учащихся
      на уроке, снижает утомляемость.

    Презентации могут готовить и сами учащиеся. Для
    этого ребята используют интернет-ресурсы,
    различные мультимедийные пособия, энциклопедии.
    Презентации можно использовать в проектной
    деятельности по истории, обществознанию, МХК.

    Исходя из возможностей компьютерных
    презентаций, их можно использовать на уроках
    любого типа.

    Одним из последних современных цифровых
    устройств является электронная
    интерактивная доска
    – это сенсорная панель,
    работающая в комплексе с компьютером и
    проектором. Электронные интерактивные доски
    обогащают возможности компьютерных технологий,
    предоставляя большой экран для работы с
    мультимедийными материалами. Этот экран, который
    могут видеть все учащиеся в классе, выводит
    взаимодействие учащихся с преподавателем на
    новый уровень. Интерактивная сущность
    электронной доски и возможности поставляемого в
    комплекте программного обеспечения позволяют
    устраивать в классе мероприятия, в которых
    участвуют все присутствующие.

    Можно перечислить следующие виды
    образовательной деятельности, которые
    применяются при использовании электронной
    интерактивной доски:

    • Работа с текстом и изображениями;
    • Создание заметок с помощью электронных чернил;
    • Сохранение сделанных заметок для передачи по
      электронной почте, размещения в интернете или
      печати;
    • Коллективный просмотр Web-сайтов;
    • Демонстрация и нанесение заметок поверх
      образовательных видеоклипов;
    • Демонстрация презентаций, созданных учащимися.

    Интерактивные доски позволяют ускорить темп
    урока и вовлечь в него весь класс. Все учащиеся
    проявляют активность на уроке. Им нравится
    отвечать у такой доски, работать с инструментом,
    для управления которым достаточно лишь
    несколько прикосновений. При использовании
    электронной доски учащиеся более внимательны,
    заинтересованы, чем при работе на обычной доске.

    В заключение хотелось бы отметить, что
    применение мультимедийных технологий в процессе
    преподавания истории и обществознания приводит
    к следующим результатам:

    1. Повышение уровня наглядности на уроке;
    2. Повышение производительности урока;
    3. Установление межпредметных связей с основами
      информатики и вычислительной техники.
    4. Возможность организации проектной
      деятельности учащихся по созданию учебных
      программ под руководством учителя.
    5. Повышение мотивации учебной деятельности за
      счет нетрадиционной формы подачи материала,
      элементов игровой деятельности
    6. Учащийся становится активным участником
      процесса обучения, а не пассивным слушателем
      лекций, организация материала позволяет ему
      вживаться в своеобразную роль исследователя.
    7. Все это повышает уровень интенсификации и
      индивидуализации обучения, позволяет обеспечить
      личностно-ориентированный подход.

    Дворцовые перевороты
    (презентация)

    Использование ММТ на
    уроках истории и обществознания (презентация)

    СССР и антифашистская
    коалиция в решающих битвах Второй мировой войны





    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Следующий: