Урок обществознания Общественный прогресс. Противоречия прогресса

Ожидаемые результаты:

в результате
проведения занятия участники смогут
:

  • определять понятие прогресс, регресс;
  • называть основные критерии общественного
    прогресса;
  • познакомиться с методом “упрощенное судебное
    разбирательство”.

В ходе занятия участники смогут:

  • рассмотреть проблему критериев общественного
    прогресса;
  • познакомиться с различными точками зрения на
    общественный прогресс;
  • принять участие в работе малых групп, ролевой
    игре.
  • Краткое описание идеи занятия:

    В данном
    занятии использованы следующие методы: мозговой
    штурм, ролевая игра, работа в малых группах, один
    из механизмов решения проблемных вопросов:
    “шкала мнений”, работа в малых группах, работа с
    документами. Участники занятия обсудят
    противоречия общественного прогресса, предложат
    на основе документов критерии прогресса. Данное
    занятие может быть использовано в курсе
    обществознания в разделе: “Общество” в 10-м
    классе

    Основные понятия

    : общественный прогресс,
    регресс, критерии общественного прогресса. (Приложение №1)

    План занятия

    :

    1. Мотивация. 10 минут.
    2. Постановка проблемы 5 минут.
    3. Деление на группы. Формулирование задания
      группам. 10 минут.
    4. Работа в группах 10-12 минут.
    5. Игровой момент 20 минут.
    6. Контроль знаний. Рефлексия 10 минут.

    Материалы:

    раздаточные материалы (Приложения
    1-5
    ), ватманы, фломастеры

    Ход занятия:

    I. Мотивация:

    Афоризмы:

  • Если в древности люди носили шкуру леопарда, то
    сейчас они носят сшитую из нее шубу, — прогресс,
    как говорится, налицо, но только не для леопарда. (Тойшибеков
    Бауржан)
  • Если кричат: «Да здравствует прогресс!»,
    всегда справляйся: «Прогресс чего?» (Станислав
    Ежи Лец)
  • Весь прогресс, на который можно надеяться, — это
    сделать людей несколько менее злыми. (Гюстав
    Флобер)
  • Возражения против прогресса всегда сводились
    к обвинениям в аморальности. (Джордж Бернард
    Шоу
    )
  • - какие мысли по поводу прогресса
    прослеживаются в данных афоризмах?

    - прогресс всегда противоречивое явления?

    - какие примеры противоречивости прогресса вы
    бы могли привести?

    Определение понятия “общественный прогресс”.

    Общественный прогресс – это направление
    общественного развития, для которого характерен
    переход от низшего к высшему, от менее
    совершенного к более совершенному.

    Начиная с XVII века, общественный прогресс
    понимался по-разному, разными были и критерии
    прогресса. (Приложение №1,словарь)


    II. Постановка проблемы

    Наша задача рассмотреть проявления
    общественного прогресса и регресса в
    современном мире, на основе критериев
    предложенных судьями, вынести приговор
    прогрессу.


    III. Деление на группы, приложение №2.
    Формулирование задания группам.

    IV. Работа в группах.


    V. Проведение игры, с соблюдением правил
    ведения судебного разбирательства.

    Каждая сторона получает по 5-7 минут для защиты
    своих интересов.

    • Коллегия судей оглашает выработанные на основе
      различных точек зрения критерии прогресса.
    • Выступает сторона обвинения, итоги подводит
      прокурор
    • Вопросы со стороны защиты, судей, присяжных
      заседателей
    • Выступление защиты, итоги подводит адвокат
    • Вопросы со стороны обвинения, судей, присяжных
      заседателей
    • Присяжные заседатели выносят вердикт, объясняя
      свою точку зрения
    • Коллегия судей оглашает приговор.

    Подведение итогов. Обсуждение вопроса:

    - Возможно, ли в современном мире сократить
    негативные последствия прогресса?

    - К чему приведет прогресс человечество?
    Возможно использование метода “Шкала мнений”

    На доске:

    Полностью за прогресс в любых проявлениях, в
    любых проявлениях

    Скорее за

    Скорее против

    Против прогресса


    VI.

    Лист контроля знаний, самооценки и
    рефлексии (приложение №5)

    Список литературы:

    Авус С.Н. Подготовка к итоговой аттестации по
    обществознанию, 2005.

  • Гутников А., Пронькин В. Живое право; книга для
    преподавателя; Санкт-Петербург;2001.
  • Гражданское образование содержание и активные
    методы обучения; М.2005.
  • Дидактические материалы по курсу “Человек и
    общество”, под ред, Л.Н.Боголюбова; М.2001.
  • Короткова М.В. Методика проведения игр и
    дискуссий на уроках истории; М. “ВЛАДОС”. 2001.




  • Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Следующий: