Урок обществознания Гуманность на войне. Миф или реальность?. 9-й класс

Цель урока:

  1. Обобщить и систематизировать полученные ранее знания о МГП.
  2. Поразмышлять над решением вопросов, связанных с выбором модели поведения
    в ситуации вооруженного конфликта.

Эпиграф:

“Война – это зло. Ее ведут с помощью несправедливостей и насилия, но для
честных людей и на войне существуют некоторые законы. Нельзя гнаться за
победой, если выгоды, какие дает она, будут приобретены путем низости и
преступления.”
(Плутарх, древнегреческий историк.)

Оформление доски: название темы урока, эпиграф к уроку, книги по МГП,
портреты А.Дюнана, Л.Н.Толстого, роман “Война и мир”, картины о войнах.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Музыкальный эпиграф. Звучит песня “Комбат” (первый куплет).

3. Слово учителя: Тема нашего урока: “Гуманность на войне. Миф или
реальность?” Сегодня мы с вами попробуем выяснить, может ли война вестись по
правилам или на войне как на войне.

– За последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира.
– В наполеоновских войнах(1805–1815г.г.) число убитых составило около 1 миллиона
человек.
– Первая мировая война повлекла за собой 10 миллионов смертей в пропорции 20
участников военных действий на одно гражданское лицо. Материальный ущерб
составил 280 млрд. долларов.
– Во второй мировой войне было убито от 40 до 62 миллионов человек,
приблизительно в равном соотношении военнослужащих и гражданских лиц. Ущерб
составил 4 трил. долларов. Великая Отечественная война унесла свыше 26 миллионов
человеческих жизней.
– За последние 50 лет количество вооруженных конфликтов в мире увеличилось. Они
унесли жизни свыше 30 миллионов человек. Соотношение убитых составляет 10
гражданских лиц на одного военнослужащего.

Конечно, нельзя в одночасье добиться всеобщего мира согласия, но необходимо
приложить все усилия, чтобы уменьшить страдания, приносимые войной. Одним из
главных механизмов ограничения жестокости вооруженных конфликтов является
регулирование поведения их участников с помощью норм международного
гуманитарного права (МГП).

4. Вопрос классу: Что такое МГП? Дайте определение.

МГП – отрасль международного права, представляющая собой совокупность
правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение
последствий вооруженных конфликтов.

Вопрос классу: Как еще называют МГП? Почему?

Право Женевы, право войны, право вооруженного конфликта.

Слово учителя: Употребление термина “война” в МГП ограничено, вместо
него используется термин “вооруженный конфликт”. Это связано с тем, что термин
“война” употребляется по отношению к “международному вооруженному конфликту”, но
ведь бывают и “немеждународные вооруженные конфликты”.

Вопрос классу: В чем различие между международными и немеждународными
вооруженными конфликтами. Приведите примеры.

Слово учителя: МГП соединяет в себе правовые и нравственные ориентиры,
основываясь на милосердии, сострадании, помощи, защите, ограничении насилия. Оно
содействует пониманию того, что человеческая жизнь – высшая ценность.

Вопрос классу: Кого и что защищает МГП в период вооруженного конфликта?

(Ответы учащихся, схема на доске.)

Слово учителя: Как вы думаете, почему именно эта категория лиц
находится под защитой МГП?

Сущность МГП в том, чтобы регулировать поведение участников конфликта,
привнести в него определенный порядок, определив права и обязанности воюющих
сторон.

5. Работа в группах: Какой (какие) из ряда предложенных афоризмов
наиболее полно отражают сущность МГП?

  • Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту. (Конфуций)
  • Мы желаем ограничить неизбежные ужасы войны – этого лютого бедствия,
    которое грядущие поколения будут рассматривать как безумие. (А.Дюнан)
  • Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как
    рыбы, нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди.
    (Б.Шоу)
  • Война – незаживающая рана, которую получил мир. (Дж.Б. Пристли)
  • Старый девиз права войны: “Причини неприятелю всевозможный ущерб”
    уступил место новому закону: “Не причиняй неприятелю больший ущерб, чем того
    требует цель войны”. (Ж.Пикте)

6. Работа в группах: конструкторское бюро “Текст и вопрос”. Используя
все опорные слова, составь связный текст. Опорные слова: кодекс рыцарской чести,
забота о пленных и раненых, Ж.Ж. Руссо, Сольферино, стороны вооруженного
конфликта, А.Дюнан, Первая Женевская конвенция. (Раздаются листы.)

7. Слово учителя: Хорошо, мы вспомнили историю становления и развития
МГП.

Вопрос классу: Как вы думаете, почему так долго шел процесс
становления МГП?

Вопросы классу: Что вам известно о МККК?

– Какие события привели к его созданию?
– Назовите основополагающие принципы МККК?
– Почему основатели МККК сделали эмблемой своей организации красный крест?
– Кого должна защищать эта эмблема?
– Кого называют комбатантами?

8. Работа в группах: определить категорию лиц, изображенных на
рисунке, а также название Женевский конвенции, защищающей этих лиц. Придумайте к
рисункам подписи. (раздаются листы с рисунками)

9. Работа в группах: Задания 1-й группы: к серьезным нарушениям норм
МГП относятся следующие действия противоборствующих сторон: а). преднамеренное
убийство раненых; б). ложная информация; в). оказание помощи раненым противника;
г).пытки военнопленных с целью получения военных сведений.

Задания 2-й группы: При аресте у военнопленного нужно оставить: а). часы;

б). фотоаппарат; в). гранату; г). очки; д). карту; е ). письма.

Задания 3-й группы: В соответствии с нормами МГП разрешается: а). устраивать
засаду; б). имитировать аэродром; в). использовать санитарные транспортные
средства для перевозки боеприпасов; г). использовать мины-ловушки в виде детских
игрушек.

Задания 4-й группы: Военнопленные при допросе: а). могут о себе не сообщать;
б).обязаны сообщить только Ф.И., дату рождения, воинское звание, личный номер;
в). обязаны сообщить свою Ф.И., дату рождения, воинское звание, сведения о своей
воинской части, личный номер, место нахождения воинской части.

10. Слово учителя: Давайте вернемся к эпиграфу урока. Чтение слов
Плутарха.

Вопрос классу: Как вы считаете, был ли Плутарх сторонником МГП и
почему?

Учитель читает высказывание Л.Н.Толстого из романа “Война и мир”.

“Представим себе двух людей, вышедших на поединок с шпагами по всем правилам
фехтовального искусства: фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг
один из противников, почувствовав себя раненым – поняв, что дело не шутка, а
касается его жизни, бросил свою шпагу и, взяв первую попавшуюся дубину, начал
ворочать ею. Но представим себе, что противник, так разумно употребивший лучшее
и простейшее средство для достижения цели, вместе с тем воодушевленный
преданиями рыцарства, захотел бы скрыть сущность дела и настаивал бы на том, что
он по всем правилам искусства победил на шпагах. Можно себе представить, какая
путаница и неясность произошла бы от такого описания происшедшего поединка”.

Вопросы классу: Можем ли мы сказать, что Л.Н.Толстой был сторонником
МГП? – Почему?

– Как же получается, что великий писатель-гуманист, выступает против гуманных
способов ведения войны?
– В какой еще войне поднималась “дубина” народной войны?
– Возвращаясь к теме урока, ответьте мне на вопрос: “Гуманность на войне. Миф
или реальность?”
– Приведите примеры гуманности на войне известные вам из истории, литературы.

11. Выступления учащихся, готовивших индивидуальные задания: найти в
материалах печати, сети Интернет примеры гуманного поведения русских или немцев
в годы Великой Отечественной войны.

12. Итог урока. Слово учителя: Стал историей ХХ век. Человечество
вступило в новое тысячелетие. Каким оно будет? Удастся ли поставить заслон
бесчеловечности, насилию? Наверное, во многом это зависит от нас, от нашего
умения договариваться, жить по правилам, относиться друг к другу гуманно даже в
условиях жестокого противостояния.

Звучит песня “Комбат”.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: