Урок обществознания Гражданин ‒ Отечества достойный сын. 6-й класс

Цели урока.

  • Подвести к пониманию значения звания
    “гражданин”.
  • Ознакомить учащихся с правами и обязанностями
    граждан России.
  • Продолжить формирование умений анализировать
    дополнительную литературу к уроку.
  • Объяснить тесную связь понятий “гражданин” и
    “патриот”; социальный статус гражданина, его
    конституционные права и обязанности.
  • Делать выводы.
  • Работать по тексту учебника.
  • Излагать сквозные вопросы темы урока.
  • Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине
    и гордости за историю её народа.
  • Оборудование урока.

  • Карта Российской Федерации.
  • Плазма и ноутбук.
  • Конституция РФ.
  • Изображения Герба РФ, Флага РФ, тест Гимна РФ.
  • Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    1. Карточки.

    Карточка № 1

    а) Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте
    развернутый ответ на него.

    Какова история происхождения герба
    Российского государства?

    б) Для этого подумайте:

    - Какие официальные государственные символы
    имеет Россия?

    - Что изображено на гербе Российской Федерации?

    - Что такое скипетр и держава?

    - Что символизирует всадник, побеждающий
    дракона?

    - Как выглядел герб СССР?

    - Где можно встретить изображение
    государственного герба?

    - Как на гербе нашей страны появился двуглавый
    орел?

    - Когда изображение двуглавого орла стало
    гербом Российского государства?

    в) Сделайте вывод.

    Карточка № 2

    а) Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте
    развернутый ответ на него.

    Что означают цвета российского флага?

    б) Для этого подумайте:

    - Что представляет собой Государственный флаг
    РФ?

    - Какие организации имеют свои флаги?

    - Для чего нужны были флаги в древности?

    - Что символизируют цвета государственного
    флага?

    - Когда в России флаг стал бело-сине-красным?

    - Как выглядел императорский штандарт?

    - Когда в России отмечается День российского
    флага?

    - Как выглядят флаги Военно-морского флота и
    Вооруженных сил нашей страны?

    в) Сделайте вывод.

    2. Работа с классом.

    (Проверка выполнения домашнего задания,
    проверка знания гимна Российской Федерации.)

    Ответьте на вопросы теста.

    1. Что из перечисленного является субъектом
    Российской Федерации?

    а) штат; в) край;

    б) департамент; г) муниципалитет.

    2. Соотечественник у греков

    а) националист; в) демократ;

    б) шовинист; г) патриот.

    3. Какой из городов является субъектом
    Российской Федерации?

    а) Санкт-Петербург; в) Казань;

    б) Екатеринбург; г) Новосибирск.

    4. В каком году была Отечественная война?

    а) 1612 г.; в) 1812 г.;

    б) 1709 г.; г) 1917 г.

    5. Какой символ России содержит двуглавого орла?

    а) флаг; в) гимн;

    б) герб; г) знамя.

    6. Какой из государственных флагов России
    красного цвета?

    а) Знамя Победы;

    б) Императорский флаг;

    в) Флаг Военно-морского флота;

    г) Государственный флаг Российской Федерации

    3. Устный развернутый ответ учащихся по
    карточкам № 1 и 2.

    Дополнения одноклассников.

    III. Изучение нового материала.

    План изучения нового материала.

    1. Гражданин.
    2. Права и обязанности граждан России.
    3. Моя хата с краю?

    Слово учителя.

    Обращение к истории. Следует напомнить
    учащимся, что в прошлом все жители страны
    назывались подданными царя. Слово “подданный”,
    как указывает В. Даль, произведено от слова
    “поддавать”, т.е. подчинять, отдавать. Подданный
    - значит, подчиненный, подвластный, подведомный
    правительству, государю. Слово “подданство”
    означало состояние подданного, принадлежность к
    какому-либо монархическому государству.

    Подданные имели различные обязанности (в
    России их в прошлом называли повинностями), но
    права их были ограничены. Слово “гражданин”
    связано с представлением о правах и свободах,
    которые ему принадлежат.

    Работа с текстом учебника в рубрике
    “Путешествие в прошлое” о правах граждан
    Афинского государства.

    Слово учителя.

    Из числа свободных людей не имели права
    голосовать в народном собрании не только
    женщины, но и метеки (“проживающие рядом” с
    гражданами). Важно подчеркнуть существенное
    различие между гражданами и не гражданами в
    Афинах и Риме: только первые имели право
    участвовать в управлении делами государства.

    Работа с текстом Конституции РФ.

    Определение понятия “гражданин”, данное в
    разделе “Права и обязанности граждан России”.
    Разобрать с помощью вопросов:

    1. Кого следует отнести к постоянному населению
    государства? (Имеются в виду временно приехавшие
    по делам иностранцы, беженцы из районов военных
    действий, люди, приехавшие в страну в поисках
    заработка, и т.п.)

    2. Что значит подчиняться законам?

    3. Что значит иметь права?

    4. Что значит выполнять обязанности?

    В разделе “Права и обязанности граждан
    России” представлены только политические права
    граждан России. Они касаются отношений
    гражданина с государством. Следует отметить, что
    гражданин в гражданском обществе выступает в
    качестве участника гражданских правоотношений.
    Эти отношения регулируются гражданским правом.
    Граждане могут:

    - иметь имущество в собственности;

    - наследовать и завещать имущество;

    - заниматься предпринимательской
    деятельностью;

    - совершать не противоречащие закону сделки;

    - выбирать место жительства и т.п.

    В Российской Конституции во многих статьях,
    излагающих права, используется понятие
    “каждый”. Это означает, что данные статьи
    относятся не только к гражданам России, но и к
    гражданам других государств, а также к лицам без
    гражданства. Это касается социальных прав, среди
    которых право на охрану здоровья и медицинскую
    помощь, право на благоприятную окружающую среду,
    право на образование и т.д.

    Работа с текстом рубрики “Обсудим вместе”.

    “Можно ли всех граждан России собрать на одной
    площади или в одном помещении, чтобы они
    совместно решали государственные дела?”
    Очевидный отрицательный ответ подводит к
    вопросу: “Каким способом граждане России могут
    выразить свою волю?”.

    Дать свой ответ на этот вопрос.

    Слово учителя.

    Два основных способа участия граждан в решении
    государственных дел.

    Первый способ: участие в управлении через
    своих представителей, избранных в высший
    представительный и законодательный орган —
    Федеральное Собрание. Непосредственно
    гражданами избирается одна из двух палат
    Федерального Собрания — Государственная Дума.
    Поэтому в учебнике говорится о выборах именно в
    Государственную Думу.

    Второй способ:

    участие путем голосования по
    наиболее важным государственным вопросам,
    которые выносятся на референдум. Это слово
    латинского происхождения (от лат. referendum — то, что
    должно быть сообщено) и означает всенародный
    опрос. Гражданин, пришедший на избирательный
    участок, получает бюллетень, в котором он дает
    ответ на поставленный государственный вопрос
    (например, принять или не принять новую
    Конституцию). После подсчета всех ответов за и
    против определяется воля большинства, и решение
    считается принятым.

    Правом быть избранным в органы государственной
    власти обладает кандидат с высокими
    профессиональными и моральными качествами,
    признанными избирателями.

    Слова “равный доступ” означают, что занятие
    любой должности не зависит от расы,
    национальности, языка, пола, социального
    происхождения, имущественного положения,
    отношения к религии и других обстоятельств, но
    зависит от способностей и профессиональной
    подготовки.

    Участвовать в работе суда наряду с
    профессиональными судьями любой гражданин может
    в качестве народного или присяжного заседателя.
    Они вместе с судьей принимают решения по
    рассматриваемому делу.

    Граждане также могут обращаться в
    государственные органы. Это могут быть и жалобы
    на ущемление их прав, и предложение по общим
    государственным вопросам.

    Наряду с правами каждый гражданин имеет и
    обязанности по отношению к государству.
    Целесообразно проверить понимание учащимися
    обязанностей, названных в учебнике, задав им
    следующие вопросы: “В чем значение обязанности
    гражданина соблюдать Конституцию, законы РФ?”,
    “Почему необходимо, чтобы каждый платил
    установленные государством налоги?”, “В чем
    состоит связь права гражданина на благоприятную
    окружающую среду и обязанности гражданина
    сохранять природу?”, “В чем состоит значение
    обязанности гражданина защищать свое
    Отечество?”, “Почему необходимо, чтобы каждый
    бережно относился к памятникам истории и
    культуры?”.

    Изложенные в Конституции РФ права и
    обязанности в равной степени относятся ко всем
    гражданам России.

    Порядок приобретения гражданства.

    В разделе названы основные возможные основания
    приобретения гражданства:

    1) по рождению, от родителей, которые являются
    гражданами России;

    2) по заявлению по вопросам гражданства.

    Важно подчеркнуть, что гражданством нужно
    дорожить: по сравнению с не гражданами,
    находящимися на территории России, только
    граждане наделены правами в сфере осуществления
    политической власти. Российское государство
    гарантирует защиту и покровительство своим
    гражданам, находящимся за его пределами.

    Работа с разделом “Моя хата с краю?”.

    Теоретическое понятие “гражданственность”,
    охватывающее комплекс политических,
    социально-психологических и
    морально-нравственных качеств гражданина.

    Черты гражданина как активного участника
    общественно-политической жизни своей страны,
    своего государства.

    Вопрос к учащимся.

    Название урока “Гражданин — Отечества
    достойный сын” означает, что любой человек,
    имеющий гражданство, является достойным сыном
    Отечества?

    Это идеал гражданина, представление о том,
    каким он должен быть. Слово “достойный” в
    словаре В. Даля толкуется как “стoящий,
    заслуживающий, надлежащий, должный, приличный,
    сообразный с требованиями правды, чести”.
    Достойный человек — это человек уважаемый,
    ценимый.

    Рубрика “Поэтическое слово”.

    1. Фрагмент стихотворения “Поэт и гражданин”
    Н. А. Некрасова.

    В нем поэт показывает, как не должен относиться
    гражданин к своей Родине.

    А как должен относиться гражданин к своему
    Отечеству?

    2. Стихотворения Ю. Яковлева

    Рубрика “Жил на свете человек”.

    Творчество Некрасова с позиции
    гражданственности.

    Некрасов переживал за свою страну, свой народ,
    он думал о будущем России, верил, что Россия
    преодолеет все испытания, которые выпадут на ее
    долю. Установить связь между понятиями
    “гражданин” и “патриот”. Вывод: достойный
    гражданин — это патриот своей Родины.

    Рубрика “Учимся быть достойными гражданами”.

    Как в будущем стать достойными гражданами
    своего государства? Обратить внимание учащихся
    на роль поведения в повседневной жизни для
    формирования личности гражданина.

    Вопрос: “А что полезного для других людей, для
    страны могут сделать дети?

    Приведите примеры своих полезных дел.

    В 2012 году наша школа заняла в проекте “Я –
    гражданин” 2 место в Кировской области.

    Какую работу в проекте выполнили вы и ваш класс?

    IV. Закрепление изученного на уроке.

    Фронтальный опрос.

    Кто такой гражданин?

    Чем референдум отличается от выборов?

    Кого избирают граждане России?

    С какого возраста гражданин в полной мере
    осуществляет свои права и обязанности?

    Что такое ополчение?

    Кого можно считать настоящим гражданином?

    V. Итоги урока.

    VI. Домашнее задание.

    П. 17, вопросы на странице 180 (устно).

    Литература.

  • Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. “Обществознание”. 6
    класс.
  • А.В. Поздеев, Е.Б. Биянова. “Поурочные разработки
    по обществознанию”, М; Вако, 2011.
  • Я.В. Соколов. “Россия – наш общий дом”, М; НИЦ
    “Гражданин”, 2012.
  • Я.В. Соколов. “Наша Родина – великая Россия”. М;
    НИЦ “Гражданин”, 2012.
  • Я.В. Соколов. “Мы – граждане независимой
    России”. М; НИЦ “Гражданин”, 2012.
  • Я.В. Соколов. “Наше государство и его символы”.
    М; НИЦ “Гражданин”, 2012.




  • Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Следующий: