Урок обобщения Россия. Век XIX. 8-й класс

Тип урока:

обобщение и систематизация знаний.

Цели урока:

подвести итоги изучения истории
Отечества ХIХ века; систематизировать знания
учащихся об основных этапах ее развития; создать
обобщенный образ эпохи.

Задачи:

образовательные

: выявление и осмысление
характерных черт развития страны в ХIХ веке,
закрепление знаний учащихся о сущности и
значении основных событий, процессов, достижений
отечественной истории, роли и оценки ее деятелей;

развивающие

: развитие умений и навыков
работы с различными источниками: обработка
информации, представление полученной информации
в различных видах; развитие коммуникативных
способностей, умение работать в группах; умение
кратко и всесторонне выразить собственную
позицию с использованием интерактивного приема
– ПОПС – формулы;

воспитательные

: способствовать формированию
у учащихся патриотических и нравственных
качеств, уважения к своему Отечеству и малой
родине, познавательного кругозора и развитие
творческого потенциала учащихся; воспитывать
чувство такта, уважительное отношение друг к
другу.

Оборудование:

слайд-презентация к уроку,
карточки с заданиями для групповой работы,
памятка по использованию – ПОПС – формулы.

Предварительная подготовка

: учащимся дается
задание повторить все материалы по истории
России данного периода; сформировать 5 групп для
работы на уроке; желающим подготовить
презентацию “ХIХ век в истории Екатеринбурга”.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас итоговый урок по истории Россия XIX
века – века одного из важнейших, переломных в
истории нашего Отечества. Далее формулируем
вместе с учащимися основную цель и задачи урока (подвести
итог изучения истории в XIX веке; вспомнить
основные имена, даты, деятелей эпохи и т. п.).

В ходе урока, повторяя и выполняя задания, мы
создадим своеобразный творческий проект
“Россия. Век XIX”, в нем выделим событие, открытие,
реформу, достижение века, которые, по вашему
мнению, были наиболее значимы для развития
России, а также историческую личность,
деятельность которой наиболее повлияла на
историю страны.


II. Основная часть урока.

Что же представляла собой эпоха XIX века? Слайд
№ 1

Главные черты – бурное развитие страны, только
число жителей выросло в 5 раз, территория
увеличилась на 3,5 млн. километров.

Новые черты в экономике привели к появлению
новых классов, качественно менялась жизнь
российского общества, в культурной жизни –
наступил “золотой век”.

И, тем не менее, поэт Александр Грибоедов,
современник эпохи, пишет о XIX веке такие слова: Слайд
№ 2

“Ужасный век…

Прямой был век покорности и страха,

Все под личиною усердия к царю.”

– Как вы понимаете слова поэта?

– О какой характерной черте XIX века говорит
автор? (О господстве самодержавия – форме
правления, при которой неограниченная власть
находится в руках наследственного монарха).

– Царствованием, каких императоров отмечен XIX
век? Слайд № 3 (интерактивное задание)

– Выполним первое задание: соотнесите имена
императоров и годы их правления. Слайд № 4
(линия времени)

Именно в эпоху их царствования Россия стояла
перед выбором: реформы или революция?

– Чем же отличаются деятельность этих
императоров между собой, укажите преобладающую
черту их правления? (Александр I – реформы,
Николай I – отказ от реформ, Александр II –
реформы, Александр III – контрреформы).

Обратите внимание, что контрреформы – процесс,
происходящий после угасания или полного
осуществления реформ. Можно даже говорить об их
неизбежности, т.к. реформы не могут продолжаться
бесконечно.

В подтверждение такой характеристики
правлений можно привести прозвища императоров,
данные им современниками и историками –
Благословенный, Палкин, Освободитель,
Миротворец.

– Сохранилась ли преемственность в правлении
императоров? Если да, то в чем выражалась? (Императоры
продолжали реформаторский курс – кто в
большей, а кто в меньшей мере).

А теперь вспомним наиболее значимые события в
период их правления, открытия, достижения,
выдающихся личностей, работая в группах. Слайд
№ 5

Цель работы групп – дать краткую
характеристику эпохи правления одного из
императоров, включая те важнейшие события,
открытия, выдающихся деятелей, которые группа
считает самыми значимыми для эпохи правления
данного императора (не более 5пунктов), а также
представить свои предложения для коллективного
творческого проекта “Россия. Век XIX”. На
подготовку – 15-20 мин.

Задание 1– 4 группам.

  • Составьте краткую характеристику правления
    императора, включая те важнейшие события,
    выдающихся деятелей, достижения, которые группа
    считает самыми значимыми для эпохи правления
    данного императора (не более 5пунктов).
  • Подготовьте краткое представление своей работы
    на 3-5 мин. обязательно с обоснованием выбора. Свой
    выбор аргументируйте (используя ПОПС – формулу).
    Будьте готовы ответить на вопросы.
  • Задание 5 группе.

  • Предложите свой вариант проекта, определив,
    событие, открытие, реформу, достижение, которые,
    по вашему мнению, были наиболее значимы для
    развития России, деятельность какого
    выдающегося деятеля, вы считаете наиболее
    повлияла на историю страны по направлениям:
  • человек века
    реформы века
    события века
    события внешней политики
    открытия века
    шедевр века.

  • Подготовьте краткое представление своей работы
    на 3-5 мин. обязательно с обоснованием выбора. Свой
    выбор аргументируйте (используя ПОПС – формулу).
    Будьте готовы ответить на вопросы.
  • По окончании работы выслушиваются ответы 1– 4
    групп.

    Итак, мы вспомнили основные события, открытия,
    выдающихся деятелей, достижения периодов
    правлений императоров ХIХ века. А теперь перейдем
    к нашему проекту.

    Группе № 5 было предложено определить событие,
    открытие, реформу они считают наиболее значимыми
    для развития России, деятельность какого
    выдающегося деятеля, по их мнению, повлияла на
    историю страны.

    Выступление группы.

    – Согласны ли вы с мнением группы?

    – Что бы вы предложили добавить или заменить.
    Почему?

    – Так какой же он XIX век в истории нашей родины?


    III. Заключительная часть урока.

    Подведем итоги нашей работы, закончив
    предложения: Слайд №6

    Я (мы) узнали, что …(предметные результаты)

    Я (мы) научились …
    (деятельностно-коммуникативные результаты)

    Я (мы) поняли, что …(личностные результаты).


    IV.

    Домашнее задание.

    Подготовьте компьютерную презентацию проекта
    “Россия. Век XIX”, выделив и кратко
    охарактеризовав:

    человек века
    реформу века
    событие века
    событие внешней политики
    открытие века
    шедевр века.

    Выполнять задание можно по группам или
    индивидуально.

    Список литературы:

    • Аствацатуров Г.О. Модульно-редуктивное обучение
      на уроках истории и обществознания. – Волгоград:
      Учитель, 2009.
    • Данилов А.А. История России XIX век. Учебник для 8
      класса. М.: Просвещение, 2007.
    • Дорожкина Н.И. Современный урок истории:
      использование мультимедийных презентаций: 5-11
      классы. – М.: ВАКО, 2009. (Мастерская историка).
    • Современные образовательные технологии в
      изучении и преподавании предметов
      социально-гуманитарного цикла. – М.: ООО “ТИД
      “Русское слово – РС”, 2007.
    • Сергеев И.С. Как организовать проектную
      деятельность учащихся: Практическое пособие для
      работников общеобразовательных учреждений. – 3-е
      изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2006.
    • Настольная книга для учителя истории. 5-11 классы
      /Авт.-сост. М.Н.Чернова. – М.: Эксмо, 2006.
    • Образовательный комплекс. История России. Часть
      3. CD.

    Презентация





    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Следующий: