Проект интегрированного урока на тему Прямоугольный параллелепипед и Древний Вавилон 5-й класс

Тип урока

: Урок ознакомления с новым
материалом по математике и обобщение
пройденного по истории Древнего Востока с
акцентом на историю Древнего Вавилона

Форма урока

— Путешествие по станциям

Цели

:

  • Систематизировать, обобщить и закрепить знания
    по истории Древнего Востока, создать условия для
    формирования у учащихся знаний о прямоугольном
    параллелепипеде и умение применять его
    определение и свойства на уровне обязательной
    подготовки.
  • Совершенствовать навыков работы с
    историческими документами, исторической картой,
    лентой времени и дополнительной литературой,
    развивать навыки работы в коллективе, переносить
    усвоенное на новый материал.
  • Способствовать развитию у школьников интереса
    к истории и математике
  • Показать взаимосвязь истории и математики

Оборудование

: Маршрутный лист
путешественника, карты по древнему Востоку,
иллюстрации памятников культуры, вещественные
источники древневосточных изобретений,
мультимедийная установка, фрагмент фильма по
истории Древнего Вавилона, слайды прямоугольный
параллелепипед, модели параллелепипедов,
ножницы, листы в клетку для изготовления
развёрток.

Маршрут путешествия:

Путешествие по станциям:

  • станция — знакомство с правилами путешествия и
    их применение.
  • станция — знакомство с темой урока, определение
    цели.
  • станция — страна Картография
  • станция — страна Археология
  • станция — история + математика
  • станция — прямоугольный параллелепипед
  • станция — проверь себя
  • станция — письмо почтальона, восстанови
    историческую справедливость
  • станция — историческая цепочка
  • станция — ФИНИШ, подведение итогов урока,
    рефлексия.

№ пп Этапы урока Деятельность
учителя учащихся
1 Организационный

Психологический настрой

проверяют готовность к уроку,

приветствуют
класс:

Здравствуйте уважаемые путешественники во
времени, на прошлых уроках истории мы с вами
завершили путешествие по странам Древнего
Востока. Впереди — дорога в Грецию и Рим. Сегодня
в игровой форме мы проверим наши знания и таким
образом простимся с Древним Востоком

проверяют готовность к уроку,
настраиваются на работу
2 Станция №1- «Правила путешествия» (см.
прил. 2)
Для того, чтобы не потеряться во время
путешествия, успешно выполнить задание на
станции №1 учитель математики предлагает
повторить правила нахождения площади и
периметра прямоугольника и квадрата.(см. прил. 1)
работают в парах

(рассказывают друг
другу правила)

3 Станция №2- «Целеполагание» Для определения темы урока предлагает
выполнить зашифрованное задание по карточкам (Приложение №1).Учитель истории
подводит к цели урока. Ребята, а что
необычного в нашем сегодняшнем уроке?

-
правильно мы сегодня объединили историю и
математику,

-для чего, как вы думаете?

- Правильно, чтоб проследить взаимосвязь этих
предметов

- итак, какова же цель нашего совместного урока

Выполняют задание по вариантам,
определяют тему урока, ставят перед собой цель.

-
мы объединили математику и историю

- чтоб узнать, что связывает эти предметы.

- проверить и обобщить знания по истории
Древнего Востока и изучить новую тему по
математике — Прямоугольный параллелепипед

4 Станция №3 — «Страна Картография» Приветствую Вас на станции Страна
картография, для того чтоб продолжить наше
путешествие, нам необходимо показать как можно
больше стран Древнего Востока? Рассказать об их
местоположении, климате, больших реках и главных
городах.

Молодцы, вы хорошо справились с
заданием, продолжаем наш круиз:

Ребята по желанию выходят к доске и на
карте показывают следующие гос-ва: Древний
Египет, Месопотамию, Финикию, Древний Китай,
Индию, при этом поясняя местоположение древних
государств, называя крупные реки и города.
5 Станция №4- «Страна «Археология» Страна Археология показалась на
горизонте Причалим?

Ребята, а что за наука
археология? Что она изучает?

Представьте себе, что вы археологи. Определите
по вещественным источникам, в каких именно
странах было сделано изобретение?

- шёлк

-бумага

-чай

-буквы

-стекло

-фарфор

- Вещественные исторические источники

- Китай

- Китай

- Китай

- Финикия

- Финикия

- Китай

6 Станция №5 — «История + Математика» Ребята, у каждого из вас есть маршрутные
дневники путешествия (см. прил. 1),
чтобы нам благополучно причалить к этой стране
решите пожалуйста исторические задачи
Ребята решают задачи в маршрутных
листах и ставят себе оценку за выполнение
задания
7 Станция №6 — «Прямоугольный
параллелепипед»

Физминутка

Учитель мат- ки показывает 1 слайд
«Прямоугольный пар- д» (см. прил. 2)
и предлагает ответить на вопрос: «Какие в жизни
фигуры дают представление о пар- де?».

Предлагает
взять в руки модели и выяснить из чего состоит
поверхность.

Показывает 2, 3 слайды «Параллелепипед» и ещё
раз повторяет информацию о поверхности.

Вводит понятие — 3 измерения пар- да и
предлагает ребятам самостоятельно
сформулировать определение куба, рассказать о
его поверхности.

Проводит зарядку

По группам

Предлагает решить устно №790 из учебника
(отрабатывает навыки нахождения по готовому
чертежу вершин, граней, рёбер пар- да)

Предлагает выполнить практическую работу,
которая поможет в изготовлении моделей
прямоугольного пар- да, используя слайд №4
«Развёртка пар- да».На листах в клетку начертить
развёртку пар- да, взяв свои приемлемые размеры,
вырезать и согнуть, сравнить свою модель с
моделями на столах. Показывает другой вид
развёртки( более удобной). (Слайд № 18) Предлагает
сделать вывод.

Говорит: «И вот пришла теперь пора — проверить
каждому себя» и предлагает выполнить задания
(слайды №5, 6.7 — «Проверь себя»).

Предлагает оценить каждому себя (слайд №8).

Отвечают на вопрос учителя

Рассматривают модели и выясняют из чего
состоит поверхность

Закрепляют знания по чертежу о расположении
вершин, рёбер, граней и их количестве.

Формулируют определение куба, рассказывают о
его поверхности.

Делают зарядку

Работают в группах по 4 человека, готовя устно
ответы на вопросы задачи №790.

Выполняют практическую работу, сравнивают,
делают вывод

каждый индивидуально выполняет задание

Оценивают себя, задают вопросы при затруднении
в выполнении задания.

8 Станция №7- «Письмо почтальона» Ребята, к нам пришло письмо, но
почтальон тоже побывал в разных странах, очень
устал и запутался, в письме есть ошибки, давайте
восстановим справедливость. Работа в маршрутных
листах.
Выполняют задание в маршрутных листах
(см. прил.2) . Сами себя оценивают
9 Станция №8- «Древний Вавилон» Просмотр фрагмента фильма о Древнем
Вавилоне

Показ слайдов №9, 10, 11, выясняет связь
между прямоугольным пар-дом и древним Вавилоном.

Просматривают фрагмент учебного фильма

Выясняют
связь — в архитектурных строительствах.

10 Станция №9-»Историческая цепочка» Ребята, мы с вами благополучно
добрались до станции «Историческая цепочка»,
чтоб продолжить успешно путешествие, вам
необходимо выполнить задание в маршрутных
листах
Выполняют задание в маршрутных листа,
ставят себе оценку за выполнение задания
11

12

Станция №10 «Финиш» (подведение итогов
урока)

Рефлексия

Подошло к концу наше путешествие

Что
нового вы узнали?

Ребята, вы все сегодня хорошо поработали
большое вам спасибо, а теперь сами поставьте себе
оценки.

Ребята, я прошу вас отметить на доске
понравился ли вам сегодняшний урок

- Что такое куб и параллелепипед

-
научились изготавливать развёртку пар- д

- Выясняли связь истории и математики, и
проследили её в архитектурных строительствах
Древнего Вавилона.

Оценивают себя и ставят итоговую оценку за
работу на уроке.

На станции «Финиш» ребята прикрепляют красные
прямоугольники если урок понравился жёлтые — не
всё понравилось,

чёрные — урок не понравился





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: