История общества через призму закона диалектики

Эпиграф

Есть в жизни всех людей порядок некий,
Что прошлых дней природу раскрывает.
Поняв его, предсказывать возможно
С известной точностью грядущих ход
Событий, что еще не родились,
Но в недрах настоящего таятся…

В.Шекспир

I. Материалистическая диалектика как
учение о всеобщей связи и развитии, как научный
метод познания и преобразования
действительности.

Изучение предметов и явлений окружающего нас
мира убеждает нас в том, что они существуют не
изолированно друг от друга, не обособлено, а во
взаимной связи и взаимной обусловленности.
Каждый предмет и каждое явление многочисленными
нитями связаны с другими предметами и явлениями
и воздействуют друг на друга.

Диалектика рассматривает мир как связное
единое целое, где отдельные части, предметы и
явления образуют единый процесс всемерной
универсальной живой связи всего со всем.

Наука установила множество связей, которые
существуют в окружающем нас мире. Приведём
примеры этих связей:

  • Тесная связь существует между живой и неживой
    природой. Живая природа возникла из неживой. Все
    живые организмы зависят от Солнца. Все живые
    организмы состоят из многочисленных органов,
    каждый из которых воздействует на другие и сам
    зависит от их деятельности.
  • Внутри человеческого общества различные
    стороны общественной жизни связаны между собой.
    Люди в процессе жизни вступают в многоразличные
    связи и отношения – экономические, политические,
    правовые, моральные и прочее.
  • Взаимосвязь существует не только в
    материальном мире, но и в мышлении человека. Так,
    понятия и другие формы мышления (суждения,
    умозаключения), в которых отражаются вещи и их
    отношения, связываются друг с другом, образуя
    систему знаний об окружающем мире.

Таким образом, всеобщая связь предметов и
явлений составляет существенную особенность
реальной действительности. Этот принцип
всеобщей связи и взаимообусловленности является
основным принципом диалектики – науки о
всеобщей связи и развитии. Второй принцип
диалектики – принцип развития.

Таблица: Принципы диалектики (на экране).

Всеобщая связь явлений проявляется в
многообразных формах. Какие бывают виды связей?

Таблица: Виды связей (на
экране).

1. связи внутренние и внешние; внутренние связи
определяют сущность данного предмета (H2O),
внешние – связи с другими предметами.

2. существенные и несущественные; существенные -
такие связи, без которых предмет и явление не
могут существовать и развиваться (Солнечная
энергия > жизнь), несущественные – не имеют
определяющего значения (Лунный свет)

3. важная форма всеобщей связи явлений –
причинная связь или причинность – это такая
связь между явлениями, в которой одно явление
служит причиной другого, а другое является
следствием первого.

Таблица: Причинно-следственные связи (на экране).

Выступление ученика: Под воздействием
солнечных лучей (П) на земной поверхности
происходит испарение воды (С). Водяные пары (П),
охлаждаясь в верхних слоях воздуха, образуют
дождевые тучи (С). Из образовавшихся дождевых туч
(П) на землю выпадают осадки (С). выпавшие осадки
(П) делают земную поверхность влажной (С). Наличие
в почве влаги (П) создаёт благоприятную водную
среду для развития растений (С).

Вывод (слово учителя ):
причинно-следственная связь носит всеобщий
характер, ибо в мире нет беспричинных явлений.
Знание причин возникновения явлений и процессов
даёт возможность человеку воздействовать на них
в нужном для него направлении.

4. необходимые и случайные связи; необходимая –
такая связь, которая вытекает из самой сущности
вещей, процессов и в силу этого неизбежно
наступает или должна наступить.

Таблица: Необходимость и случайность в
истории
(на экране и на столах раздаточный
материал с задачами).

Выступление ученика: На основе
статистического анализа Кондратьев доказал
существование длинных циклов. Данная диаграмма
показывает, что экономика стран с развитой
рыночной системой в процессе своего роста прошла
четыре длинных цикла. Первый, начавшийся в конце
XVIII в., прошёл повышательную волну, вершина
которой приходится на середину второго
десятилетия XIX в. Затем проходит второй длинный
цикл с вершиной в 1869-1875 гг. и впадиной в 1886-1888 гг.
Третий длинный цикл начинается в конце 80-х гг. XIX
в., проходит свою вершину во второй половине
второго десятилетия ХХ в. и завершается впадиной
в первой половине 30-х гг. Наконец, четвёртый
длинный цикл охватывает период, начавшийся в
первой половине 30-х гг. Его повышательная волна
длится до конца 50-х гг. и продолжается в течение
60-х гг. Понижательная волна этого цикла
завершается в конце 80 — начале 90-х гг. ХХ в.

Вывод (слово учителя ): Наука не отрицает
существование случайностей. Но задача науки
состоит в том, чтобы за бесчисленной массой
случайностей, имеющих место в природе и обществе,
вскрыть внутренние, необходимые связи. Только
сознавая необходимость, люди проникают в
сущность вещей и процессов.

II. Понятие закона (слово учителя).

Итак, мир представляет собой не хаотическое
скопление предметов и явлений, а в нём имеется
необходимый естественный порядок. Это значит,
что в мире существует объективная
закономерность, т.е. совокупность законов,
выражающих связь явлений в той или иной области
действительности и в мире в целом.

Таблица: Определение закономерности ( на
экране).

Что же такое закон? Когда мы говорим о законе, мы
имеем в виду прежде всего отношение, связь. Но
закон выражает не всякую связь.

Таблица: Определение закона (на экране).

Закон – это всеобщая, необходимая и
существенная связь явлений, имеющая устойчивый и
повторяющийся характер.

В зависимости от широты охвата
действительности законы могут быть менее общими
(частными), более общими и всеобщими.

1. Законы, действующие лишь в рамках
определённых, ограниченных областей и изучаемые
конкретными науками.

2. Законы, действующие во всех явлениях природы
или обществах.

3. Законы, исследуемые философией.

Таблица: Законы частные, общие и всеобщие ( на
экране и таблицы на столах).

III. Законы диалектики (слово учителя).

Диалектика исходит из признания объективного
характера закона. Законы природы и общества
объективны, т.е. они не зависят от воли и сознания
людей. Люди могут лишь открывать, познавать
объективные законы и использовать их для своих
практических нужд. Но они не могут ни создавать,
ни отменять эти законы, ни нарушать их по своему
произволу.

Знание законов природы и общества составляет
основу для целесообразной практической
деятельности людей, позволяет предвидеть
будущее, правильно организовать и направлять в
интересах развития общества.

I. Диалектика рассматривает мир в непрерывном
развитии и изменении. Мы интересуемся, что же
является главной причиной, источником развития
предметов и явлений окружающего мира.

Метафизики: видят источник развития природы,
материи вне её, в какой-то потусторонней силе, во
внешнем толчке. Сначала природа находилась будто
бы в неподвижном, мёртвом состоянии, затем
какая-то сила, находящаяся вне природы, вывела её
из этого состояния, привела в движение и придала
ей жизнь. Тем самым признаётся существование
бога как “первопричины”.

Диалектика видит источник развития в самих
предметах и явлениях. Таким источником она
признаёт внутреннее противоречие, борьбу
противоположностей, присущую всем вещам и
процессам. Диалектика исходит из того, что каждый
предмет, каждый процесс содержит в себе
противоположные стороны, свойства, тенденции.
Противоположности в предметах и явлениях, в
зависимости от природы, выступают как (-) и (+)
стороны, как прошлое и будущее, как старое и
новое, реакционное и прогрессивное.

А.С.Пушкин, характеризуя Владимира Ленского и
Евгения Онегина, пишет:

Они сошлись, Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень…

И.В.Гёте вкладывает в уста Фауста слова: “…две
души живут во мне, и обе не в ладах друг с другом”.

Таких примеров, взятых из литературы или из
жизни, можно привести множество. Результат будет
один, так как раскол вещей и явлений на
противоположности присущ всему материальному
миру.

Что прежде всего бросается в глаза, когда мы
оцениваем противоположные стороны предмета или
противоположные явления? Сразу же заметно, что
они резко отличаются друг от друга по какому-то
признаку. И если одна сторона имеет этот признак,
то другая лишена его совсем.

Но противоположности – это не только разные
стороны явления, но такие его свойства, которые
не могут существовать друг без друга.

Непрерывная связь противоположностей
составляет единство противоположностей, а
взаимосвязь, взаимоотношение между ними –
противоречие, борьбу. Единство
противоположностей состоит в том, что они
неотделимы друг от друга, не могут существовать в
отдельности, одна противоположность без другой.

Таблица 1: Противоположности в единстве (на экране).

Противоположные стороны, силы, тенденции
исключают друг друга. В силу этого между ними
неизбежно происходит столкновение, борьба. Стало
быть, там, где имеется единство
противоположностей, имеется и борьба между ними.
Действительно, новое не может мирно ужиться со
старым, передовое не может пассивно относиться к
реакционному, между нарождающимся и отмирающим
не может быть гармонического единства. Борьба
противоположностей, как и единство их,
свойственна всем предметам и процессам мира.
“Развитие есть “борьба” противоположностей”
(В.И.Ленин)

Итак, единство и борьба противоположностей
есть закон, согласно которому всем вещам,
явлениям, процессам свойственны противоречивые
стороны, тенденции, находящиеся в непрерывном
единстве и вместе с тем в непрерывной борьбе . Эта
борьба противоположностей и явлений является
внутренним источником, движущей силой развития.
Это важнейший закон диалектики, его называют
сутью, ядром диалектики.

? II. Если закон единства и борьбы
противоположностей показывает, почему
происходит движение, развитие в природе и
обществе, в чём его источник, то закон перехода
количественных изменений в качественные
указывает, как происходит развитие, показывает
механизм рождения нового.

Нас окружает бесчисленное множество предметов
и явлений. Но несмотря на это, мы не смешиваем их
друг с другом, а различаем, отграничивая их друг
от друга. Что же делает предмет именно этим, а не
другим, что отличает его от бесчисленного
множества других? Каждую вещь можно рассмотреть
с двух точек зрения: со стороны качества и со
стороны количества.

Таблица: Определение количества и качества
(на экране).

Совокупность всех существенных свойств, черт,
особенностей, благодаря которым данный предмет
отличается от всех других предметов, и
составляет его качество. Это определённость
предмета, которая делает его именно таким, каким
он есть.

Количество есть такая определённость предмета,
характеризующаяся величиной, объёмом, степенью,
уровнем, интенсивностью, зрелостью развития.
Количество всегда выражается числом.

Качество и количество, составляя две стороны
одного и того же предмета, находятся в
неразрывном единстве. Но между ними имеются
существенные различия. Когда изменяется
качественная сторона, изменяется и сам предмет,
он превращается в другой. Изменение же
количественной стороны предмета до поры до
времени не вызывает изменения качества предмета.
Но когда такой момент наступает, достаточно даже
малейшего количественного изменения, чтобы
произошли изменения качественные.

Таблица : Переход количественных изменений
в качественные
(на экране).

Выступление ученика: При нормальном
атмосферном давлении и температуре < 00 по
Цельсию вода имеет кристаллическое строение и
является твёрдым телом – льдом. При нагревании
выше 00 С начинается таяние льда. Энергия,
сообщённая при нагревании, разрывает связи,
объединяющие молекулы воды в кристаллики льда. В
физике этот процесс называется фазой перехода.
Вода при температуре + 10С и + 990С
обладает разными свойствами (холодная, кипяток),
но по своим физико-химическим свойствам и
агрегатному состоянию не меняется. Однако при
переходе границы в 1000С начинается кипение
воды и превращение её в новое агрегатное
состояние – меру пара.

Слово учителя: Переход от одного
качественного состояния в другое совершается
путём скачка. Скачок – это форма коренных
изменений, наступающих в момент перехода от
старого качества к новому.

Ф.Энгельс назвал химию наукой о качественных
изменениях тел, происходящих под влиянием
изменения их количественного состава (OH –
гидроксильная группа, H2O – вода, H2O2
– перекись; N2O – веселящий газ, N2O5
- азотный ангидрид).

Если сообщить снаряду горизонтальную скорость
на высоте двух километров в 1000, 2000, 7000 метров в
секунду, то он падает обратно на Землю, но при
увеличении скорости с 7910 до 7911 метров в секунду
он уже не падает на Землю и его полёт
превращается космический. Ещё большие изменения
в характере движения происходят при достижении
скоростей в 11189 и 16662 метра в секунду: космический
корабль может отправиться в межпланетный или
даже межзвёздный полёт.

Выступление ученика: В генетике отношение
ген-признак не является единственным. Многие
признаки зависят и проявляются при наличии
нескольких генов. Это так называемое
взаимодействие генов. Можно привести следующие
примеры:

  • рост человека определяется 10 парами аллельных
    генов: чем выше рост, тем больше рецессивных
    генов в генотипе, чем ниже, тем больше
    доминантных.
  • цвет кожи — две пары генов: генотип негра ААВВ,
    генотип белого человека ааbb, мулата – АаBb; от
    брака двух мулатов возможно получить 16 разных
    генотипов (от чёрного до белого).
  • при скрещивании двух растений с белыми цветами
    (ААbb) х (ааBB) получаем пурпурные АаBb. Сочетание А –
    В – даёт эту окраску.

Эти примеры показывают, что количество
определяет качество.

Слово учителя: Диалектика видит теснейшую
взаимосвязь между количественными и
качественными изменениями. Эту связь и выражает
второй закон диалектики, по которому мелкие,
незначительные количественные изменения,
постепенно накапливаясь, на известном этапе
развития предмета приводят к коренным
качественным изменениям, вследствие чего старое
качество исчезает и возникает новое качество.

III. Если закон единства и борьбы вскрывает
причины и источники развития природы и общества,
а закон перехода количественных изменений в
качественные выясняет, благодаря каким
процессам и как происходит это развитие, то закон
отрицания отрицания раскрывает общее
направление, тенденцию развития материального
мира, а также показывает преемственность в
развитии.

Любой процесс в материальном мире содержит в
себе момент отрицания. Смену одного явления
другим в философии называют отрицанием.

Мировое искусство ярко отразило два разных по
своей природе типа отрицания: отрицание как
разрушение и отрицание как предпосылка
созидания нового. Например, в трагедии Гёте
“Фауст” Мефистофель воплощает первый тип
отрицания, а Фауст – второй. Мефистофель
провозглашает:

Я отрицаю всё – и в этом суть моя,
Затем, что лишь на то, чтоб с громом провалиться,
Годна вся эта дрянь, что на земле живёт,
Не лучше ль бы им вовсе не родиться!
Короче, всё, что злом ваш брат зовёт,
Стремленье разрушать, дела и мысли злые, -
Вот это всё — моя стихия.

“Ни в одной области не может происходить
развитие, не отрицающее своих прежних форм
существования” (К.Маркс).

“Без отрицания жизнь общества превратилась бы
в стоячее болото” (В.Г.Белинский).

Мало признать факт отрицания в развитии.
Ценность отрицания определяется мерой его
продуктивности, т.е. его ролью в созидании нового.
Отрицание поэтому не просто уничтожение одного
другим (нигилизм, скептицизм, Пролеткульт;
метафизическое восприятие отрицания), но вместе
с тем и утверждение, удержание: уничтожая
существующее, оно сохраняет от него всё
положительное. Гегель следующим образом
иллюстрировал эту мысль: “Почка исчезает, когда
распускается цветок, и можно было бы сказать, что
она опровергается цветком; точно так же при
появлении плода цветок признаётся ложным
наличным бытием растения, а в качестве его истины
вместо цветка выступает плод. Эти формы не только
различаются между собой, но и вытесняют друг
друга как несовместимые. Однако их текущая
природа делает их в то же время моментами
органического единства, в котором они не только
не противоречат друг другу, но один так же
необходим, как и другой, и только эта одинаковая
необходимость и составляет жизнь целого”.

Итак, отрицание – это такая связь старого и
нового в процессе движения (изменения), когда
новое возникает на базе старого, преодолевает
его и при этом сохраняет так или иначе некоторые
положительные черты, стороны, присущие старому.

Благодаря отрицанию осуществляется
преемственная связь между уходящим старым и
приходящим ему на смену новым. Но развитие не
останавливается на том, что одно явление
отрицается другим. Поскольку прогресс развития
не прекращается, постольку и то новое со временем
отрицается. Происходит отрицание отрицания.
Всякое развитие, независимо от содержания, можно
представить как ряд различных его ступеней,
связанных друг с другом таким образом, что одна
является отрицанием другой.

Возьмём, например, ячменное зерно.

Зерно взрывается в земле,
Как бы себя уничтожая,
И повторяется в стебле,
Как бы себя приумножая.

Но повторяется ль оно,
Не исчезая в вечной смене,
Иль изменяется зерно
В круговороте возрождений?..

Я знаю: мир в конце концов
Поблек бы, если б зёрна эти
Не изменялись и отцов
Всего лишь повторяли дети…

(Давид Кугультинов)

На уроках химии вы работаете со знаменитой
Периодической системой Д.И.Менделеева. Давайте
рассмотрим её с позиций отрицания и
преемственности.

Выступление ученика: Химические элементы
расположены на пересечении нескольких строк и
столбцов. Порядковый номер определяется
положительным зарядом ядра данного элемента.
Начиная со второй строки замечаем следующую
закономерность: при движении слева направо от
лития до фтора с увеличением атомного номера у
элементов, расположенных в этой строке, убывают
металлические свойства, а следовательно, и
способность образовывать щёлочи, и нарастают
галоидные свойства, т.е. способность
образовывать кислоты. Происходит как бы
отрицание одних свойств и нарастание других.
Последний элемент в строке — неон — инертный газ,
не вступающий в обычных условиях в химические
соединения и представляющий собой как полное
отрицание химической активности. Следующая
строка снова начинается с ярко выраженного
металла — натрия, т.е. с отрицания химической
инертности, и далее вновь происходит
последовательное отрицание металлических и
нарастание галоидных свойств. Строка снова
завершается инертным газом — аргоном. И этот
процесс смены химических свойств с некоторыми
вариациями продолжается далее.

Можно вспомнить и вопрос о природе света, с
которым вы знакомитесь на уроках физики.

Выступление ученика: Вначале Ньютоном была
выдвинута корпускулярная теория, согласно
которой свет представляет собой поток частиц
(корпускул). Затем эта теория подверглась
отрицанию волновой теорией, принципы которой
сформулировал голландский учёный Гюйгенс.
Наконец. в ХХ веке эта теория вновь подверглась
отрицанию. Была выдвинута новая, квантовая
теория, которая в некотором смысле означала и
возврат к старой, корпускулярной теории, но
рассматривала свет в единстве его
корпускулярно-волновых свойств.

Слово учителя : Из приведённых примеров
видно, что развитие – это закономерная
последовательность прохождения движения через
ряд стадий – от низшего к высшему, где отрицание
низшей стадии высшей подготавливается процессом
саморазвития низшей. В новой, высшей стадии
сохраняются положительные черты, свойства
низшей: развитие обеспечивается непрерывной
преемственностью. При переходе к третьей стадии
движение возвращается как бы к исходной, первой
стадии процесса. Иными словами, первая стадия
якобы вновь воспроизводится, но при этом она
обогащается результатами всего последующего
развития.

Следовательно, развитие любого предмета,
явления осуществляется вовсе не прямолинейно, а
идёт “зигзагами и кружными путями”. т.е. по
спирали: каждый следующий виток выше и богаче по
сравнению с предшествующим и сочетает в себе
поступательное движение с якобы возвратным,
выражая собой в таком виде основную тенденцию
развития.

Вывод (слово учителя): На уроке мы
познакомились с основными законами диалектики,
которые сегодня должны быть близки и понятны нам
как никогда. Ведь с самого своего возникновения
диалектика не только была теоретическим
философским учением, но и имела определённое
практическое значение. Она возникла и
развивалась прежде всего в условиях
демократических греческих городов-полисов.
Чтобы приобрести себе сторонников во время
выборов, политические деятели должны были уметь
доказывать свою правоту, убеждать избирателей,
опровергать оппонентов, а для этого требовалось
умение чётко формулировать мысли, понимать
аргументы противника и находить убедительные
контраргументы. Диалектика поэтому с самого
начала рассматривалась как искусство спора, как
умение находить истину в противоположных
взглядах, как способ вести диалог. Поэтому, чтобы
не быть “жертвами обмана и самообмана в
политике” нужно изучать диалектику и понимать
её законы. Какие же стороны процесса развития
раскрывает каждый из законов диалектики? Что они
выражают?

Таблица: Что выражают законы диалектики?
(на экране).

Приложение 1

Приложение 2





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: