Нетрадиционный урок по химии. Общие свойства кислот. 8-й класс

На уроке важно не просто дать, а выявить
существенные признаки веществ этого класса и
составить общую формулу их состава. Для этого
мыслительная деятельность школьников должна
строится в соответствии схемы:

Определение понятия — конкретизация примерами -
сравнительный анализ состава – выявление
существенных признаков в составе — вывод общей
формулы состава – конкретизация примерами.

На уроке следует обратить особое внимание на
правила техники безопасности при работе с
кислотами.

Цели:

Образовательные

:

  • знать определение кислот, их состав,
    классификацию,
  • изучить отношение кислот к индикатору.

Развивающие:

совершенствовать навыки работы
с лабораторным оборудованием, усвоить правила
работы в химическом кабинете.

Воспитательные

: вырабатывать стремление к
коллективизму, формировать мировоззренческие
понятия познаваемости природы.

Оборудование и вещества: колба,
воронка, водa ,H 2SO4(конц.),яблоко, лимон,5 %раствор
соды. На столах учащихся: аскорбиновая кислота,
индикаторы, разбавленные кислоты, пробирки.

Ход урока

1.

В начале урока учитель объявляет:

“Цель нашего урока – узнать, что называют
кислотами, какие они бывают, а также
познакомиться с некоторыми их свойствами”.

Повторение пройденного: — Фронтальный опрос
класса.

  • Что такое вещество?
  • Что такое сложное вещество?
  • Что называют оксидами?
  • Какие оксиды встречаются в природе?
  • Что называют основаниями?
  • Какие вы знаете основания?

Назовите их формулы.

2.

Сообщение обучающихся о серной, азотной
кислотах.

< Рисунок 1>

< Рисунок 2>

По ходу рассказа на доску прикрепляются
плакаты с формулами.

Учитель: Скажите, что объединяет все
перечисленные кислоты? Посмотрите на карточки
кислот на ваших столах и определите общее в их
составе.

- Да, это атом водорода.

Определение! Кислота – это сложное вещество,
состоящее из атомов водорода и кислотного
остатка.

Обратите внимание на водород и кислотный
остаток.

Правило для определения заряда кислотного
остатка в молекуле кислоты.

Водород в кислотах всегда заряжен +1

Численное значение заряда кислотного остатка
всегда равно числу атомов водорода в молекуле.

Разобрать с классом несколько примеров H2SO4;
HNO3; H3PO4.

Учитель: Можно ли кислоты по аналогии с
основаниями классифицировать по растворимости в
воде?

Количество атомов какого элемента в составе
кислоты может являться признаком их
классификации?

Вместе с классом учитель составляет схему на
доске:

< Рисунок 3>

Общее в составе и строении кислот
обусловливает их общие свойства.

Учитель

: — Почему кислоты имеют такое
название?

- Многие кислоты кислые на вкус , но имеются
исключения – никотиновая горькая, салициловая –
сладкая.

Вы знаете, что пробовать на вкус в кабинете
химии ничего нельзя, но сегодня я позволю
попробовать на вкус аскорбиновую кислоту.

Учитель

: Следующим этапом нашего урока
являются правила техники безопасности при
работе с кислотами.

Учитель

проводит демонстрационный опыт
растворения в воде концентрированной серной
кислоты. Термометр показывает, что наблюдается
сильное разогревание раствора.

Учитель

: В связи в с выделением большого
количества теплоты при растворении
концентрированной серной кислоты в воде нельзя
вливать воду в кислоту, поскольку вода, имеющая
меньшую плотность окажется на поверхности,
закипит и ее брызги вместе с кислотой могут
обжечь руки и лицо. Запомните следующее правило:

Сначала вода,
Потом кислота.
Иначе будет большая беда!

В случае попадания кислоты на кожу следует
промыть ее водой и 5% раствором соды (раствор соды
на столе)

Следующим этапом урока является проведение
эксперимента, для этого учащиеся делятся на
группы по уровням обученности:

По ходу эксперимента необходимо записывать
результаты в дневник наблюдений.

Рекомендации

: соблюдайте правила техники
безопасности, пользуйтесь малым количеством
реактивов.

Дневник наблюдений


Название кислоты Серная кислота Соляная кислота
Химическая формула
Действие на индикаторы

а) лакмус

б) метиловый оранжевый

в) фенолфталеин

Учитель

: Для закрепления полученных знаний
отгадайте загадки.

От щелочи я желт, как в лихорадке,
Краснею от кислот как от стыда.
И я бросаюсь в воду без оглядки,
Чтоб не могла заесть меня среда.
(Метиловый оранжевый)

Попасть в кислоту – для него неудача
Но он перетерпит без вздоха, без плача
Зато в щелочах у такого блондина
Начнется не жизнь, а сплошная малина
(Фенолфталеин)

Первым ввел отвары в качестве индикаторов
Роберт Бойль (1627-1691). Лакмус получали из
лишайников. Латинское слово “indicator” означает
“указатель”.

Универсальная индикаторная бумага содержит
смесь нескольких индикаторов.

Убедимся, что HCl и H2SO4 проявляют
общие свойства с яблочной кислотой (действуем
индикатором на яблоко), лимонной кислотой
(действуем индикатором на лимон).

Вывод:

Изменение цвета индикатора в
растворах кислот обусловлено общностью свойств
кислот и связано с особенностями их строения.

Закрепление пройденного материала:

Работа с карточками, на которых приведены
формулы кислот.

  • Поднимите карточку с формулой
    кислородсодержащей кислоты.
  • Поднимите карточку с формулой бескислородной
    кислоты.
  • Найдите одноосновную кислоту, двухосновную,
    трехосновную.

Работа по разноуровневым дидактическим
карточкам:


Варианты
I II III IV V
SO2

HCl

CuCl2

CO2

BaSO4

KNO3

HNO3

H2SO4

Cu2O

SO3

ZnCl2

H2CO3

H2S

Mg(OH)2

Ba(OH)2

A

B

C

HNO3 HCl H2SO4 H3PO4 NaOH D

  • Найти бескислородную кислоту.
  • Найти кислородсодержащую кислоту.
  • Найти одноосновную кислоту
  • Найти многоосновную кислоту

Задание

: необходимо найти клетки –
“двойняшки”, содержащие одинаковые наборы
кислотных остатков и записать формулы кислот, по
данным кислотным остаткам.

< Рисунок 4>

Домашнее задание: из списка кислот, указанных в
учебнике выписать кислоты по классификации,
определить заряд кислотного остатка.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: