экономика и

Раздел 1. Экономика предприятия

Вопрос 1. Понятие экономики предприятия.

 

Объект изучения дисциплины – первичное звено рыночной экономики, самостоятельный хозяйствующий субъект – предприятие, ведущее свою деятельность в конкурентной рыночной среде, в условиях ограниченных экономических ресурсов.

Предмет изучения дисциплины – экономические и финансовые отношения, складывающиеся по поводу использования предприятием экономических ресурсов, формы реализации законов рынка в процессе функционирования предприятия.

Экономика предприятия исследует отношения отдельных предприятий с другими хозяйственными единицами, с рынком. При этом она рассматривает хозяйственный процесс прежде всего с точки зрения интересов отдельного предприятия.

Экономика предприятия как предмет связана с микро- и макроэкономикой, но имеет от них и существенные отличия. Микроэкономический анализ исходит не из отдельного предприятия, а из влияния рынка на отдельную хозяйственную единицу. Микроэкономика рассматривает обе стороны рынка: предложение и спрос. В тоже время с позиций экономики предприятия спрос рассматривается как заданная величина. Также как заданное учитывает экономика предприятия макроэкономические показатели: изменение структуры потребностей, демографические сдвиги, изменения доходов населения, технический прогресс.

Являясь самостоятельной дисциплиной, экономика предприятия в то же время носит объединяющий характер. Кроме микро- и макроэкономики она тесно связана с такими предметами, как основы бизнеса, менеджмент, бухгалтерский учет.

Экономика предприятия – прикладная наука, здесь используются методы и приемы, характерные для многих прикладных экономических дисциплин: статистическое наблюдение, сравнительный анализ, вероятностные и прогностические методы, математические модели, графические методы и др.

Предприятие – это экономически обособленный, самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, созданный в порядке установленном законом для производства материальных благ и услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

В силу этой обособленности, данный субъект (предприятие) самостоятелен:

·    в коммерческой деятельности, прежде всего в решениях – что, сколько, как и кому продавать или у кого покупать;

·    в производственной деятельности – что, сколько, как и для кого производить;

·    в распределении доходов от реализованного продукта – кому, и в каких пропорциях распределять.

 

С другой стороны, предприятие – это объект, включающий все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, а также права на обозначения (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания).

Предприятие – это коммерческая организация, нацеленная на получение прибыли. Организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками –некоммерческие организации.

В рамках данного курса понятия «предприятие», «организация», «фирма», «компания» считаются синонимами юридического лица.

Экономика предприятия основана на ряде базовых принципов:

·    принцип эффективности, в соответствии с которым заданный результат должен быть достигнут при наименьших затратах или, наоборот, при заданных затратах должен быть достигнут наибольший результат;

·    принцип равновесия, в соответствии с которым предприятие должно быть обеспечено необходимыми ресурсами для своевременного выполнения своих обязательств;

·    принцип безубыточности, в соответствии с которым результаты всегда должны превышать затраты предприятия.

 

Таким образом, экономика предприятия представляет собой систему производственных отношений экономически обособленного самостоятельного хозяйствующего субъекта по формированию, распределению и использованию экономических ресурсов (имущество, трудовые ресурсы), возникающих по поводу производства и продажи товаров и услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и извлечения в результате этого прибыли.

 

Вопрос 2. Экономические ресурсы предприятия.

 

Ресурсы – совокупность естественных (природных) и искусственных (созданных человеком) благ.

Все ресурсы можно разделить условно на два класса – свободные (неэкономические) и экономические.

Свободные ресурсы – ресурсы, потенциально не вовлеченные в хозяйственный оборот, количество которых условно неограниченно. Эти ресурсы обладают потребительной стоимостью, но не обладают меновой стоимостью, и в силу этого, имеют нулевую рыночную цену (атмосферный воздух, солнечная энергия, энергия ветра, биологические ресурсы флоры и фауны, неразведанные запасы полезных ископаемых и т.д.).

Экономические ресурсы – ресурсы, потенциально вовлеченные в хозяйственный оборот, имеющие денежную оценку, количество которых относительно ограничено. В силу этого за их использование необходимо платить.

Деление ресурсов на «экономические» и «свободные» не носит постоянного характера, а зависит от сложившейся экономической ситуации. Так, в результате ухудшения экологии природной среды и обострения экологических проблем некогда «свободные» ресурсы (например, чистая пресная вода, чистый атмосферный воздух) могут со временем стать менее доступными и, в силу этого, превратиться в экономические.

Экономические ресурсы (их также называют факторами производства) включают:

·    трудовые ресурсы;

·    финансовые ресурсы:

-     деньги;

-     ценные бумаги.

·    материально–вещественные ресурсы:

-     здания, сооружения;

-     машины, оборудование;

-     природные ресурсы (полезные ископаемые, водные ресурсы, земля);

-     энергетические ресурсы (природные или созданные человеком).

·    нематериальные ресурсы:

-     патенты, авторские и другие права, лицензии, ноу–хау и др.;

-     информационные ресурсы;

-     предпринимательские способности;

-     знания.

 

Трудовые ресурсы принято считать приоритетным экономическим ресурсом: никакая самая производительная техника (орудия труда) не может произвести продукцию, пока человек не приложит свои усилия.

Финансовые ресурсы – «кровеносная система» экономического организма, они обеспечивают процесс функционирования и развития предприятия, «снабжая» его всеми видами остальных необходимых ресурсов.

Материально–вещественные ресурсы являются основой приложения человеческого труда, в результате которого они трансформируются в конечный продукт (товар), служащий для удовлетворения потребностей человека.

Нематериальные ресурсы в современных условиях приобретают особую роль. Знания и информация становятся мощной производительной силой общества. Одним из ключевых нематериальных ресурсов являетсяинформация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах. Умение использовать полученные данные для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения характеризует такой ресурс, какзнания, или профессиональные компетенции.

Таким образом, каждый вид экономических ресурсов предприятия имеет свои характерные черты и особенности использования. В условиях рыночной экономики все экономические ресурсы свободно покупаются и продаются, приносят своим владельцам доход в виде ренты (земля), процента (капитал), заработной платы (труд).

 

Вопрос 3. Цены и ценообразование.

 

Цена – экономическая категория, выражающая воплощенный в товаре общественно необходимый труд в стоимостном исчислении. В цене товара в денежной форме выражаются все затраты труда: овеществленные в использованных средствах производства, а также вновь затраченного труда, создающего продукцию.

Цена  денежное выражение стоимости товара (услуг), то есть та сумма денег, которую покупатель уплачивает за товар.

В условиях рыночных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, обеспечивая равновесие между спросом и предложением, получение предприятием необходимого уровня доходов.

Экономическая природа цены, ее сущность проявляется в следующих ее функциях:

·    измерительная – дает возможность не только определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар, но и сопоставить цены различных товаров. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров;

·    стимулирующая – характеризует воздействие цены на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления товаров. Посредством цен можно реально стимулировать научно–технический прогресс, обеспечивать экономию затрат, улучшать качество продукции, изменять структуру производства и потребления;

·    распределительная – заключается в распределении дохода между производителями и потребителями. Если цена товара выше его стоимости, то производитель возмещает свои затраты и получает прибыль, а если ниже то производитель работает себе в убыток. С помощью этой функции осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, различными формами собственности, группами населения;

·    регулирующая – устанавливает рыночное равновесие между спросом и предложением посредством цен. Это способность изменений в ценах вызывать изменение величины спроса на продукты и ресурсы, а также на объемы их предложения;

·    учётная – отражает общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции. Эта функция определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена выступает тем экономическим инструментом, который позволяет организовать стоимостный учет различных хозяйственных процессов, измерения их результатов.

 

Из перечисленных функций цен вытекает возможность их использования в качестве инструмента регулирования экономических процессов. Цена – средство влияния на инвестиционную политику, фактор, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. Цена – орудие конкурентной борьбы. Также цена – главная составляющая инфляционных процессов.

Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги. Цены устанавливается исходя из затрат на производство товара или услуги. В результате на данном этапе рынок (закон спроса и предложения) не играет существенной роли в ценообразовании. Процесс ценообразования с учетом рыночных факторов происходит в сфере реализации продукции. Именно здесь сталкивается спрос на продукцию и услуги, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность. Цены на товары и услуги проходят непосредственную «проверку» рынка, где и формируются окончательно.

Для уяснения механизма ценообразования целесообразно охарактеризовать структуру цены.

Структура цены представляет собой взаимосвязанный набор элементов (рис. 1).

 

Элементы цены

Себестоимость производства и реализации продукта

Прибыль производителя

Косвенные налоги (акцизы, НДС)

Посредническая надбавка (издержки, прибыль,

НДС посредника)

Торговая надбавка (издержки, прибыль,

НДС торговли)

Оптовая цена производителя

 

 

 

Оптовая (отпускная) цена

 

 

Оптовая цена закупки

 

Розничная цена

 

Рис. 1. Структура цены

 

Приведенные виды цен (оптовая и розничная) принято называть стандартными. Однако в зависимости от специфики отрасли, сферы экономики, способа доставки товара потребителю и других факторов стандартные цены модифицируются, то есть имеют множество различных вариантов, образуя систему цен.

Система цен – упорядоченная совокупность различных цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между участниками экономического процесса.

В зависимости от государственного воздействия различают:

·    свободные (рыночные) цены – устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке. К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена производства;

·    регулируемые цены – устанавливаемые соответствующими органами управления: Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

 

По характеру обслуживаемого оборота различают:

·    оптовые цены, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом);

·    розничные цены – это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению.

 

С учетом фактора времени различают цены:

·    постоянные;

·    сезонные;

·    ступенчатые.

 

Постоянная цена – цена, срок действия которой заранее не определен. Сезонная цена – цена, срок действия которой определен сезонным периодом времени. Ступенчатая цена – ряд последовательно изменяющихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.

Различают внутренние (трансфертные) цены и мировые цены.

Внутренние (трансфертные) цены – это цены, применяемые внутри предприятия при реализации продукции между его подразделениями, а также разных предприятий, но входящих в одно объединение, холдинг, ассоциацию. Трансфертные цены являются разновидностью оптовой цены.

Мировые цены  это цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции. На практике мировые цены определяются, например, по сырьевым товарам – уровнем цен стран–экспортеров или импортеров, по другим – ценами бирж, аукционов, по готовым изделиям – как правило, ценами ведущих в мире производителей, специализирующихся на изготовлении продукции данного вида.

Ценообразование на предприятии представляет собой процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов: сбор и анализ информации о рынке, разработка и реализация ценовой политики предприятия, включая выбор методов ценообразования, установление конкретного уровня цены и формирование системы скидок и надбавок к цене, корректировку ценового поведения предприятия в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры.

Государство в ряде случаев принимает активное участие в процессе ценообразования и оставляет за собой право регулирования цен на социально значимые товары для замедления темпов роста инфляции, осуществляя тем самым защиту малоимущих слоев населения.

 

Вопрос 4. Налоги и налогообложение.

 

Одним из наиболее эффективных инструментов государственного воздействия на экономику предприятия являются налоги.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц. По уровню взимания налоги делятся на федеральные, региональные и местные. По виду объектов налогообложения налоги делятся на прямые и косвенные.

Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране. Налогообложение включает определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.

Налогообложение должно решать определенные задачи: содействовать деловой активности предпринимателей, стимулировать рост производства и заинтересованность работников в результатах труда; побуждать предприятия эффективно использовать основные производственные фонды, минимизировать производственные запасы, сокращать непроизводительные расходы; обеспечивать формирование доходов бюджета в объеме, достаточном для финансирования расходов государства и выполнения им своих функций.

Положительный эффект воздействия налогообложения на экономику предприятия возможен при соблюдении ряда условий.

Во–первых, возлагаемое на предприятие налоговое бремя не должно быть чрезмерным, лишающим предприятие ресурсов финансирования расширения и технического перевооружения производства.

Во–вторых, количество взимаемых налогов должно быть минимальным, а порядок их исчисления и взимания – простым и понятным каждому плательщику.

В–третьих, необходимы стабильность ставок и порядка уплаты налогов на длительное время.

В–четвертых, налогообложение должно быть гибким, создавая при помощи налоговых льгот предпочтительные условия развития для тех предприятий, в продукции которых заинтересовано общество.

 

Объектами налогообложения на предприятии выступают: прибыль, доходы, имущество, товары определенного вида, отдельные виды деятельности, в т.ч. финансовые операции, добавленная стоимость продукции, работ, услуг, пользование природными ресурсами.

Регулирующая роль налогов в деятельности предприятий реализуется через систему льгот и преференций.

Действующим российским законодательством предусмотрены следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта налогообложения, изъятие из обложения определенных элементов объекта, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков, целевые налоговые льготы, налоговые кредиты. Также существуют специальные налоговые режимы, предусмотренные статьей 18 Налогового кодекса РФ.

Налоги существенным образом влияют на работу предприятия: на отпускные цены, себестоимость продукции, объемы реализации, качество и конкурентоспособность продукции, численность персонала предприятия, а в конечном счете на его финансовые результаты. Состав налоговых платежей предприятия непосредственно связан с отраслевой спецификой, масштабами деятельности предприятия (малое, среднее, крупное), географическим положением (предприятие платит федеральные, региональные и местные налоги), видом деятельности, видом выпускаемой продукции (подакцизная или не подакцизная).

 

Вопрос 5. Экономическая модель предприятия.

 

Предприятие как субъект рыночной экономики – это сложная многоуровневая система, имеющая свою динамичную структуру и процедуры функционирования.

Экономическая модель – это упрощенное представление экономической действительности, позволяющее выделить наиболее важные взаимосвязи изучаемых экономических процессов и явлений.

Предприятие является открытой системой, которая, в свою очередь, состоит из отдельных частей. Эти подсистемы формируются исходя из принципов разделения труда и соответствуют основным функциональным сферам предпринимательской деятельности.

Маркетинг – система управления производственно–сбытовой деятельностью предприятия, определение потребностей покупателей, осмысление этих потребностей с точки зрения производственных возможностей предприятия, планирование и управление разработкой изделий и услуг, определение цен и продвижение товаров к покупателям.

Снабжение (материально–техническое) – приобретение, хранение и подготовка к использованию в процессе производства необходимых материально–технических ресурсов. Материально-техническое снабжение является исходным пунктом организации процесса производства.

Кадровое обеспечение – система подбора, подготовки, расстановки, стимулирования и использования трудовых ресурсов.

Производство – организация технологической производственной деятельности предприятия по изготовлению качественной продукции и оказанию качественных услуг потребителям. В рамках производственного процесса происходит обработка сырья и материалов, которые были получены с помощью материально-технического снабжения.

Сбыт – организация и управление товарными потоками, направляемыми от предприятия к потребителям.

Финансы – система формирования, распределения и использования денежных ресурсов предприятия. Материально-техническое снабжение, обеспечение квалифицированной рабочей силой, производство продукции, ее последующий сбыт непосредственно связаны с финансовым обеспечением.

Такая упрощенная экономическая модель предприятия показывает лишь принципиальные внутренние взаимосвязи, определяющие деятельность предприятия в условиях рыночной среды. Тем не менее, основные перечисленные функции справедливы для любого предприятия независимо от вида его деятельности, формы собственности, организационно–правовой формы, размера.

Также следует отметить, что любое предприятие в процессе своей деятельности взаимодействует с внешней средой: привлекаемые предприятием экономические ресурсы перерабатываются им в продукцию (товары, услуги) и вновь возвращаются во внешнюю среду для продажи. На этот процесс оказывают непосредственное влияние контрагенты предприятия: поставщики, покупатели, конкуренты, инвесторы, кредиторы и др.

Таким образом, предприятие – это сложная открытая система, состоящая из взаимосвязанных подсистем, и тесно взаимодействующая с внешней средой.

Тема 2. Экономические ресурсы предприятия

Вопрос 1. Имущество предприятия: понятие и состав.

 

Имуществом предприятия являются все материальные и нематериальные элементы, которые предприятие имеет и использует в производственной деятельности.

Состав имущества – это совокупность материальных, нематериальных и финансовых элементов (активов), принадлежащих предприятию, и используемых для осуществления его деятельности.

Активы представляют собой имущество, принадлежащее предприятию на правах собственности и имеющее денежную оценку.

Таким образом, имущество характеризуют два основных признака:

·    владение на правах собственности;

·    денежная (стоимостная) оценка.

 

Материальные активы – здания, оборудование, сырье, готовая продукция и пр.

Нематериальные активы – патенты, торговые марки (товарные знаки), бренды, деловая репутация предприятия, авторские и иные права, и другие виды интеллектуальной собственности.

Финансовые активы – денежные средства в кассе предприятия и на расчетном счете предприятия в банке, ценные бумаги, вклады в уставный капитал других предприятий.

Необходимо подчеркнуть, что, говоря об имуществе, мы в меньшей степени имеем в виду его материальные и функциональные характеристики, – этим занимаются другие прикладные науки. Для экономики предприятия важна, прежде всего, его стоимостная оценка.

Имущество предприятия первоначально создается за счет имущества, переданного ему учредителями в виде вкладов (взносов) в уставный капитал, в процессе успешной хозяйственной деятельности предприятия имущество увеличивается.

Имущество предприятия отражается в активе баланса в составе внеоборотных и оборотных активов. Активы формируются обезличенно за счет различных источников средств (отражаемых в пассиве баланса) и являются собственностью предприятия.

Имущество предприятия обычно обособлено от имущества его учредителей, участников и работников. Предприятие отвечает по своим долгам всем принадлежащим ему имуществом, на которое могут быть обращены иски кредиторов и хозяйственных партнеров в случае невыполнения предприятием своих обязательств.

В процессе производства предприятие использует различные виды ресурсов. Обычно выделяют три основных вида экономических (производственных) ресурсов: средства труда, предметы труда, живой труд. Или как их еще называют – производительные силы. Между ними существуют различия по функциональной роли в производственном процессе, а средства труда и предметы труда различаются и по натурально–вещественному составу. Поэтому рассмотрим каждый из обозначенных видов ресурсов отдельно.

 

Вопрос 2. Основные фонды предприятия.

 

Основные фонды предприятия – это средства труда, которые участвуют во многих производственных циклах (но не менее одного года), сохраняя при этом свою натуральную форму, и переносят свою стоимость на продукт постепенно, частями, по мере износа.

Основные фонды – часть имущества предприятия, его основные активы. Основные фонды предприятия подразделяются на основные производственные и основные непроизводственные фонды. Первые непосредственно участвуют в процессе производства, вторые – опосредованно, создавая условия нормального протекания производственного процесса.

«Общероссийский классификатор основных фондов» (ОКОФ) включает в себя следующие группы материальных основных фондов:

1. Здания.

2. Сооружения.

3. Машины и оборудование.

4. Измерительные и регулирующие приборы и устройства.

5. Жилища.

6. Вычислительная техника и оргтехника.

7. Транспортные средства.

8. Инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь.

9. Рабочий, продуктивный и племенной скот.

10.   Многолетние насаждения.

11.   Прочие виды основных фондов.

 

К сооружениям относятся: нефтяные и газовые скважины, гидротехнические сооружения, мосты. Важнейшая группа третья: силовые машины (турбины, генераторы), рабочие машины, станки, электротехническое оборудование и т.д.

В составе основных производственных фондов выделяют активную и пассивную части. Активная часть основных производственных фондов – это такие средства труда, которые непосредственно участвуют в создании продукции (машины, оборудование, транспортные средства, приборы). К пассивной части основных производственных фондов относятся здания и сооружения, которые обеспечивают условия для технологически необходимого или нормального протекания производственного процесса. Понятно, что чем выше доля активной части, тем больше возможностей у предприятия для увеличения выпуска продукции. Несмотря на условность такого деления, оно широко используется при анализе эффективности использования основных фондов.

Основные фонды служат в течение нескольких (зачастую многих) лет, и заменяются лишь по мере их износа.

Износ  это потеря средствами труда стоимости (меновой и потребительной) под действием различных причин (факторов). Износ определяют на основании фактического состояния средств труда или по данным бухгалтерского учета.

Различают физический и моральный износ.

Физический износ – потеря стоимости (меновой и потребительной стоимости) средствами труда в результате естественной эксплуатации (употребления) или условий хранения (не употребления).

Моральный износ – потеря стоимости (меновой и/или потребительной стоимости) в результате появления более дешевых (первый вид морального износа) и производительных (второй вид морального износа) средств труда.

Физический износ восстанавливается путем ремонта (текущего и капитального), иногда реконструкции и модернизации основных фондов. Противостоять моральному износу можно только экономическими методами – применяя механизм ускоренной амортизации для более быстрой замены основных фондов.

Амортизация  процесс постепенного перенесения стоимости основных фондов по мере их износа на производимую продукцию.

Зачастую амортизацию определяют как «денежное выражение» части стоимости основных фондов, перенесенной на созданную продукцию. В этом случае речь идет не об амортизации (процессе), а обамортизационных отчислениях, которые отражают определенную фиксированную величину (статика), т.е. денежное выражение той части стоимости основных фондов, которая уже перенесена на продукт в процессе его производства.

Результат эксплуатации основных фондов выражается в объеме произведенной продукции. При определении будущих объемов этой продукции в процессе производственного планирования используются два важных показателя: производственная программа и производственная мощность предприятия.

Производственная программа – это система плановых заданий, отражающих объем, номенклатуру и ассортимент выпускаемой продукции.

Основными показателями производственной программы являются:

·    товарная номенклатура – систематизированный перечень продукции с классификацией и разделением на группы и подгруппы;

·    ассортимент – перечень продукции с отражением ее наименования и предметных характеристик;

·    товарная продукция – готовая продукция, предназначенная для реализации (продажи);

·    валовая продукция – товарная продукция, незавершенное производство и продукция, потребляемая во внутрихозяйственном обороте.

 

Выпуск планируемого объема продукции предполагает наличие соответствующих производственных мощностей.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: