эконом

1(Предмет,цели и методы э.т).Представления о предмет экономической теории менялись в ходе углубления знаний о хозяйственной деятельности людей и по мере усложнения самой этой деятельности. Долгое время считалось, что предметом этой науки являются причины роста материального благополучия людей. Недаром главный труд великого английского ученого Адама Смита, опубликованный в 1776 году, назывался «Исследования о природе и причинах богатства народов». В дальнейшем представления о предмете экономической теории все больше начинают связываться с редкостью (ограниченностью) имеющихся в распоряжении людей ресурсов. Слово «метод» (от греч. «methodas») буквально означает: «путь к чему-то», «путь познания»исследования).   Поэтому применительно к экономической теории понятие «метод» — это путь познания системы экономических отношений в их взаимодействии с развитием производительных сил, путь мысленного воспроизведения. Основная задача экономической теории — дать объяснения происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику.

2.(Осн.этапы развития э.т) Экономическая наука прошла длительный путь своего развития. Зарождение элементов экономических знаний произошло ещё в 5-9-веках нашей эры. В древнем Китае, Индии, Греции и было представлено как эпизодические высказывания о различных формах и способах хозяйственной деятельности. К настоящему времени экономическая наука представлена различными школами и направлениями, которые объединены задачей изучения экономической жизни общества, но по разному представляют предмет этого исследования.

3(Потребности,их структура и динамика) При рассмотрении совершенствования структуры потребления имеем в виду не только чисто утилитарное потребление, связанное с совершенствованием рабочей силыЭто потребности, связанные с развитием культуры, науки, образования, спорта. Услуги, получаемые в данной сфере, имеют важное экономическое значение в связи с развитием главной производительной силы общества, а также социальное значение, обусловленное общим состоянием духа общества, его духовно-культурной средой. Однако было бы глубоким заблуждением (как иногда предлагается в нашей экономической литературе) идти непременно по восходящей удовлетворения утилитарных потребностей и затем только переходить к культурно-образовательным потребностям.Неприемлемость такого подхода сопряжена с двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, наша страна уже имеет положительный опыт советского периода непрерывного повышения образовательного и культурного уровня населения. Это то колоссальное преимущество, которым располагает общество, чтобы перейти к освоению новых технологий, техники, организации труда и производства. При этом необходимо немедленно принять самые экстренные меры по преодолению уже явно проявившей себя тенденции снижения образовательного и культурного уровня подрастающего поколения.

4(Потребности и ресурсы.К ПВ.Эконом эффективногсть) Технологический выбор– это ограниченность ресурсов определяет альтернативность их использования. Допустим необходимо произвести два товара: пушки и масло. Допустим, что все необходимые ресурсы общества были направлены на производство масла 5 млн. килограмм.Альтернатива ему пушки. Максимум 15000 штук.пушкимаслоA, B, C, D, E, F – кривая производственных возможностей, которая показывает максимальный объём производства товара, при имеющихся ресурсов и заданных объёмов производства других товаров.У  неполная загруженность производственных мощностей и имеются резервы для увеличения.S  общество не в состоянии одновременно увеличить и военное, и гражданское производства.При абсолютном использовании всех ресурсов, все точки возможных комбинаций производства пушек и масла находятся на кривой трансформации.С помощью кривой производственных возможностей можно сформировать тезис об альтернативности производства различных видов товарных групп в экономике в полной занятости. Форма графика показывает своеобразную ”цену” одной товарной группы, выраженную в альтернативном количестве другой товарной группы.Сущность экономического закона возрастающих затрат состоит в том, что увеличение объёма одноимённой товарной группы, неизбежно возрастание затрат на единицу товара выраженных другой товарной группой.

5(проблема ограниченности ресурсов и безграничности поторебностей) Потребности  каждого  человека  практически  безграничны.  Это  вполне естественно,  так  как  каждый  из  нас  предпочитает  употреблять  вновь появляющиеся  наиболее  высококачественные  и  экологически  чистые  пищевые продукты,  носить  удобную  одежду,  соответствующую  новой  моде, Именно  ограниченность  ресурсов  лежит  в  основе  того,  что  люди  не  могут производить  беспредельное  количество  разнообразных  экономических  благ. Причем  в  обществе  должно  происходить  распределение  ресурсов  между различными отраслями экономики для того, чтобы производить те или иные виды экономических  благ.  И  если  в  одни  отрасли  окажется  вовлеченным  большее количество ресурсов, то другим отраслям останется меньшее их количество.  посещать концерты «звезд» эстрады и совершать туристические вояжи в комфортабельных условиях  и  т.  д. Однако  подавляющее  большинство  людей,  а  возможно,  и  все люди  без  исключения,  не  в  состоянии  полностью  удовлетворить  свои потребности. 

6(Фактор пр-ва и их классификация.Произвоственная ф-ция) Марксистская теория в качестве факторов производства выделяет рабочую силупредметы и средства труда, подразделяя их на две большие группы: личный и вещественный факторы производства. Эти факторы образуют сложную взаимодействующую систему, эффективность которой определяется технологией и организацией производства. Технология предполагает использование разнообразных методов обработки, изменения свойств, формы, состояния предмета труда. Организация производства обеспечивает согласованное функционирование всех факторов производства, их количественное соотношение, взаимодополняемость и взаимозаменяемость.

Маржиналистская или неоклассическая теория традиционно выделяет четыре группы факторов производства: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность.

выпуск продукции  произведен при использовании только двух факторов производства – труда  и капитала . В общем виде производственная функция (1) имеет вид:где  форма производственной функции. Производственная функция описывает технологическую взаимосвязь между объемом выпускаемой продукции и произведенными затратами факторов производства, а также зависимость между затратами. В функции находит отражение максимальный объем продукции, который достигается при каждой комбинации факторов, т. е. в определении производственной функции максимизация продукции решена технически. Если в качестве независимых переменных выступают величины затрат, то производственную функцию называют функцией выпуска, если же фиксирована величина выпуска, то производственная функция является функцией затрат.

7(эконом блага и их виды) Материальные блага имеют материальную форму и природу (естественные дары природы, продукты производства). Нематериальные блага – не имеют материальной формы (здравоохранения, образование, искусство, кино, театр и т.д. ).Различают две группы нематериальных благ:Внутренние – даны человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос, пение, музыкальный слух).Внешние – это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи и т.д.).2. Экономические блага – к ним относятся те блага, которые яв-ся объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они могут удовлетворить . Неэкономические блага – предоставляются природой без приложения усилий человека. Эти блага существуют в природу «свободно», в достаточном количестве для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека.

8(Понятие и типы эконом систем) Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг. 1. Формационный подход (К. Маркс):·         Первичная (архаичная) — первобытно-общинный  и азиатский способы производства;·         Вторичная – основана на частной собственности (рабство, крепостничество, капитализм);·         Коммунистическая общественная формация. 2. Критерий характера связи в обществе между производством и потреблением (К. Бюхер):·         Замкнутое домашнее хозяйство  (созданные блага потребляются в самом хозяйстве, без обмена);·         Городское хозяйство (непосредственный обмен, блага переходят из производящего хоз-ва в потребляющее);·         Народное хозяйство (блага на основе товарно-денежного обмена переходят через целый ряд хозяйств, прежде, чем поступят в потребление)3.Наибольшее распространение в мировой экономической литературе получила классификация экономических систем по двум признакам:1.      По форме собственности на средства производства;2.      По способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.На основе этих признаков различают:Традиционные системы – встречаются в слаборазвитых странах, основаны на обычаях и традициях. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить. Технический прогресс проникает в эти системы с трудом, т.к. он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.Командная или тоталитарная экономика – распространена государственная собственность на средства производства, деятельность осуществляется под строгим надзором гос-ва; все решения по поводу процессов производства, распределения, обмена и потребления принимаются на государственном уровне. Данная система эффективна в условиях кризиса и др. чрезвычайных ситуациях, при других условиях – тормозит развитие общества.Рыночная экономика – господствует частная собственность на средства производства. Гос-во не занимается распределением ре6сурсов, все решения принимаются рыночными субъектами на свой страх и риск. В рыночной экономике гос-во выступает неким правовым институтом, который лишь создает правила «игры» и следит за их выполнением.Переходная экономика -  экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одного состояния в другое, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хоз-ва. Смешанная экономика – представляет собой сочетание  форм предпринимательской деятельности и роли государства. Государство вмешивается в экономику, но не настолько, чтобы свести на нет регулирующую роль рынка (США, Англия, Франция, Германия и др.).5. Основные категории товарного хозяйства : благо , товар, услуга

9(рынок:понятие и типы) Ры́нок в экономической теории — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.К функциям рынка относятся:информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение;стимулирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

10(экном и соц условия формирования становления рынка.преимущества и недостатки рыночной эк).Рыночная система хозяйствования через свой механизм обеспечивает:1. Применение наиболее производительной технологии, которая позволяет добиваться наименьших издержек.2. Информирование поставщиков ресурсов и предпринимателей об изменениях в спросе, и тем самым осуществляется коррекция в распределении ресурсов.3. Сочетание личных и общественных интересов. Через конкуренцию оказывается воздействие «невидимой рукой» на корыстные мотивы предприятий и поставщиков ресурсов так, чтобы стимулировать заинтересованность в эффективном использовании ограниченных ресурсов.Основное достоинство конкурентной рыночной системы – это ее постоянное стимулирование эффективности производства.Приведенные выше положения позволяют сделать следующие выводы:1.Основой этой системы является рынок, который за длительный период убедительно доказал свои преимущества в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.Недостатки рынка.Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а часто и их антагонизм неизбежно ведут к возникновению и обострению многих противоречий, затрагивающих все важнейшие ступени существования и развития общества. У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки (несовершенства).Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, т.е. делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления

11(структура рынка,виды рынков и их классификация) В зависимости от объектов купли-продажи (по экономическому назначению рыночных объектов) выделяют: товарный рынок; финансовый и рынок труда, рынок инноваций. Товарный рынок включает потребительский рынок, рынок средств производства, рынок информации. Потребительский рынок охватывает рынок продовольственных и непродовольственных товаров, рынок жилья, рынок зданий непроизводственного назначения. Рынок средств производства состоит из рынка производ-ственных зданий, рынка орудий труда, рынка сырья, материалов, энергии и других видов производственного назначения; рынка полезных ископаемых. 

В рынок информации входят рынок инноваций и рынок информационного продукта. Рынок инноваций является спе-цифической областью купли-продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения,, изобретения, патенты, технологические нововведения. Иногда все эти объ-екты объединяют под единым названием «ноу-хау», т. е. до-стижения НТП. Рынок информационного продукта включает сферу информационных услуг (справки, реклама, размно-жение информации, консультирование, нотариат, оповеще-ние, подготовительное обучение). Рынок интеллектуального продукта распространяет свое действие на знания, культур-ные ценности, информацию, произведения искусства. По сути рассмотренный выше рынок инноваций есть часть более обширного рынка интеллектуального продукта. — Конечно, не все духовные ценности являются объектом купли-продажи и поступают к потребителю в результате приобретения по рыночной цене. Однако даже музейные ценности продаются, существуют выставки-продажи картин, скульптур. Книги продаются и покупаются повсеместно. К рынку интеллектуального продукта следует относить куплю- продажу услуг культуры, образования, здравоохранения, а также любого информационного продукта, возникающего в результате духовной деятельности. 

12(рольгос-ваврыночнойэкономике) Смягчение хронических болезней рынка – цикличности развития экономики с помощью антициклической политики, инфляции с использованием антиинфляционной политики, безработицы при помощи социальной политики;     Регулирование денежного обращения, т.е. эмиссия денег – функция государственного Центрального Банка, а не рыночных структур.Социальная функция государства – удовлетворение общественных потребностей в здравоохранении, образовании, поддержки неимущих, регулирование рынка труда и т.д.Перераспределение доходов – через налоги, для поддержания нетрудоспособных, престарелых, безработных, обеспечение минимальной Поддержание общепринятых правил, создание институтов, деятельность которых ориентирована на поддержание и сохранение институтов как Деятельность государства в качестве субъекта имущественных отношений – охрана национальных достояний, регулирование жизненно важных отраслей инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика и т.д.Реализация национальных интересов в мировой экономике – проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и другое

13(спрос.закон спроса.факторы,влияющие на спрос) Закон спроса выявляет также постепенное убывание спроса на один и тот же товар. Это происходит не только вследствие роста цены, но и вследствие насыщения потребностей. Приращение покупок одного и того же товара, как правило, осуществляется потребителями вследствие снижения его цены. Однако полезный эффект от такого приращения имеет известный предел, по мере наступления которого даже при понижении тенденции цен закупки товара сокращаются. Это особенность закона спроса находит  выражение в убывающей полезности каждой дополнительной покупки одноименного товара. Для покупателя становится все более очевидным снижение полезного потребительского эффекта от дополнительных затрат на эти закупки,  и убывание спроса происходит несмотря на падение цены. Это означает, что закон спроса описывает две важные особенности рынка:1обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров;2 постепенное убывание спроса на любой обмениваемый на рынке товар.

14(эластичность спроса) Эластичность — способность спроса и предложения оставаться постоянными при изменениях цены, доходов покупателей и других факторов. Виды эластичности спроса: 1. Ценовая эластичность EPD=(∆D/D)/(∆P/P) (Е — эластичность, ∆D — абсолютное изменение спроса, ∆Р — абсолютное изменение цены, D и Р — первоначальное значение спроса и цены). 2.Эластичность спроса по доходу EID=(∆D/D)/(∆I/I) (I — доходы) 3. Перекрестная эластичность спроса EPD=(∆D1/D1)/(∆P2/P2). Коэффициент эластичности — показатель, характеризующий меру чувствительности экономической величины по отношению к факторам, от которых она зависит. Измеряется изменением количества экономической величины (например, величины спроса, предложения) при изменении фактора (например, цены) на единицу.       Граница эластичности спроса1) Для эластичности по цене и по доходу: а) 01 — эластичный спрос. Он изменяется в большей степени, чем доходы покупателей. 2) Для перекрестной эластичности: а) 01 — товары взаимозаменяемые.

15(предложение.закон предложения.факторы) Законом предложения называется увеличение количества предлагаемого благаприростеегоцены.Факторылияющиенапредложение: 1. Ценовые.2. Неценовые.Неценовыенаресурсы.2. Новые технологии. предложение аналогично спросу можно определить как желание и способность продавцов совершать сделки по продаже поставленного на рынок товара.Соответственно величина предложения — это количество товара, которое продавцы готовы произвести и продать в течение определенного промежутка времени.Здравый смысл и практика показывают, что объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем больше, чем выше цена на товар, т.е. между предложением и ценой существует прямая зависимость; она называется законом предложения.Причины подобного характера связи между предложением и ценой обусловлены тем, что продавец является получателем платежа. Чем выше цена, тем больше его выручка. От цены зависит и объем прибыли, которую получают производители. К тому же товар нельзя произвести аром, а низкая цена может не покрыть издержки производства) и разорить производителя. И закономерно, что если цены недостаточно высоки или появилась тенденция к их снижению, то приводит к сокращению объемов производства и рыночного предложения товара. Наоборот, если цены на производимый товар имеют тенденцию к повышению, производители заинтересованы в расширении производства и сбыта данного товара, т.е. рыночное предложение будет расти.Указанная тенденция распространяется как на объемы производства и продаж производителей, уже действующих на рынке, так и на изменение количества фирм, готовых работать на данном рынке. С ростом цен число производителей растет, с сокращением — падает.

Предыдущий:

Следующий: