эконом. теория № 24-29

Предложение и закон предложения. Графическое изображение кривой предложения.

Предложение – это желание и способность продавцов реализовать товар на рынке.

Между ценой и количеством предлагаемого продукта существует прямая зависимость, то есть, чем выше цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) будет произведено и предложено к реализации, и наоборот. В этом заключается закон предложения. Его графическое изображение – кривая предложения S (от английского supply – предложение).

Вся кривая предложения характеризует предложение. Движение по кривой предложения из А в В связано с изменением величины предложения.

Величина предложения – это такое количество товара, которое продавцы могут и хотят реализовать на рынке при данных ценах.

Эластичность предложения. Коэффициент эластичности предложения по цене, его определение и изменение под воздействием фактора времени.

Эластичность предложения - чувствительность величины предложения товаров к изменению цен на эти товары.

Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает степень количественного изменения предложения при изменении цены на 1%.

Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объема предложения к росту цен.

ΔS — изменение величины предложения;

ΔP — изменение рыночной цены на товар;

Факторы определяющие эластичность предложения

Основными факторами, определяющими эластичность предложения являются:

период времени (мгновенной, краткосрочный, долгосрочный)

для мгновенного периода предложение неэластично;

для краткосрочного периода производить может в определенных пределах адаптировать к изменяющейся цене;

для долгосрочного периода предложение эластично;

Неценовые факторы изменения предложения.

Неценовые факторы, оказывающие влияние на предложение:

– налоги,

– цены на ресурсы,

– технология,

– таможенные тарифы.

Степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены характеризует эластичность предложения. Она измеряется с помощью коэффициента эластичности предложения (ЕS)

.

Предложение неэластично, если изменение цены не вызовет изменения предложения.

Предложение считается абсолютно эластичным, когда малейшее изменение цены товара вызывает сокращение предложения.

Рыночное равновесие. Равновесная цена.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ — ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.

Для того, чтобы установить, как определяется конкурентная рыночная цена, нужно объединить анализ спроса с анализом предложения.

Равновесной ценой называется цена, при которой уравновешиваются спрос и предложение.

При любой цене, превышающей равновесную, величина предложения окажется больше величины спроса. Этот избыток вызовет конкурентное сбивание цены продавцами, стремящимися избавиться от своего излишка. Снижение цены сократит предложение и одновременно побудит покупателей преобретать данный продукт в большем количестве. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта.

Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен. Равновесная цена не оставляет обременительный излишек у продавцов и не создает ощутимых нехваток для потенциальных покупателей. Взаимодействие спроса и предложения представляет собой процесс взаимного приспособления. При изменении цен люди меняют свое поведение.

Равновесная цена может изменяться под влиянием многих факторов, наиболее существенными из которых являются налогообложение и контроль над ценами, осуществляемыми государством.

Последствия налогообложения отрицательно сказываются и на потребителях, и на производителях, т.к. повышение налога приводит к росту цены, а значит – к сокращению потребительского спроса, и, как следствие этого – к сокращению производства.

При этом точка потребительского равновесия перемещается на более высокий уровень.

Государственное вмешательство в рыночное ценообразование тоже нарушает равновесие спроса и предложения. Оно чаще всего сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия на социально значимые товары.Результатом, как правило, становится товарный дефицит, который отрицательно сказывается на всем обществе из-за недопотребления. Принудительное установление цены на уровне ниже рыночной даст новую точку рыночного равновесия, расположенную на более низком уровне.

Понятие полезности. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.

Полезность, или ютиль, – это субъективное удовлетворение или удовольствие, получаемое от потребления набора товаров и услуг.

Различают общую и предельную полезность.

Общая полезность (TU) – это совокупная полезность от потребления всех наличных единиц блага.

В отличие от нее предельная полезность выступает как прирост общей полезности.

Предельная полезность (MU) – дополнительная полезность от потребления дополнительной единицы товара или услуги.

Общую полезность любого количества продукта определяют путем суммирования показателей предельной полезности. Например, потребитель покупает 10 яблок. Их общая полезность равна десяти ютилям (U), если покупается 11-е яблоко, то общая полезность возрастает и равняется одиннадцати ютилям (t/ц). Предельная полезность, т.е. удовлетворение от потребления дополнительного 11-го яблока, определяется:

.

Каждый потребитель пытается так распорядиться своим денежным доходом, чтобы получить максимальную общую полезность. Он не может купить все, что ему хочется, поскольку его денежный доход ограничен, а товары, которые он желает приобрести, имеют определенную цену. Поэтому потребитель выбирает между различными товарами, чтобы при ограниченном денежном доходе получить наиболее предпочтительный, с его точки зрения, набор товаров и услуг.

Правило потребительского поведения состоит в том, чтобы предельная полезность, получаемая в расчете на рубль, потраченный на товар, была бы равной предельной полезности, получаемой на рубль, потраченный на другой товар.

Такое поведение называется правилом максимизации полезности. Если потребитель «уравновесит свои предельные полезности» в соответствии с этим правилом, то ничто не будет побуждать его к изменению структуры расходов. Потребитель будет находиться в состоянии равновесия.

Правило максимизации полезности можно выразить математически:

По мере насыщения потребителя в приобретении какого-либо товара субъективная полезность этого товара для потребителя сокращается. Например, если потребность в приобретении первого телевизора очень высока, то второго и третьего, соответственно, будет ниже. Это значит, что действует закон убывающей предельной полезности.

В связи с действием этого закона приведенное ниже правило максимизации полезности необходимо постоянно корректировать с учетом снижения цен. Ибо не только при снижающейся предельной полезности каждого покупаемого товара (очередного телевизора), но и при одновременно снижающейся его цене можно побудить потребителя к последующим покупкам этого товара.

Предпочтения потребителя и их оценка. Кривые безразличия и их карта.

Чтобы выбрать на рынке товар, покупатель должен измерить его предельную полезность и сравнить с другими. В процессе развития теории маржинализма возникло два направления – кардиналистов и ординалистов – каждое из которых по-своему объясняло этот механизм.

Кардиналисты искали абсолютное выражение шкалы измерения предельной полезности, а ординалисты – относительное. Кардиналисты ввели в науку единицу полезности – ютиль, которая, по существу, определялась в баллах и была субъективной оценкой предпочтений. Соотношение предельной полезности, выраженное в ютилях, с рыночной ценой дало более реальное измерение – взвешенную предельную полезность.

(12.3)

где MV – взвешенная предельная полезность; MV – предельная полезность блага; P – рыночная цена блага, товара, услуги.

Сравнение взвешеных предельных полезностей различных благ – критерий выбора потребителей у кардиналистов и выражается он в предпочтении для потребления благ с большой предельной полезностью до тех пор, пока оно не сравняется с остальными. Подобное сравнение называется правилом максимизации предельной полезности и означает оптимальность распределения дохода потребителя в целях наиболее полного удовлетворения его потребностей:

(12.4)

где MV – предельная полезность блага; P– рыночная цена товара.

Ординалисты нашли метод соизмерения не отдельных полезностей, а целых групп, наборов полезностей. При выказывании предпочтений к наборам благ люди исходят из здравого смысла, который можно формализовать в виде следующих аксиом потребительского поведения:

аксиома полной упорядоченности – позволяет покупателю определиться в порядке предпочтений (если значения наборов товаров одинаково, то покупателю безразлично, какой из них потреблять);

аксиома транзитивности – дает возможность соотнести между собой предпочтения: если один набор предпочтительнее другого, а тот, в свою очередь, предпочтительнее третьего, то первый набор обязательно предпочтительнее третьего;

аксиома ненасыщения – гласит, что потребитель всегда предпочтет набор с большим количеством благ;

аксиома независимости потребителя предполагает, что степень удовлетворения потребностей человека не зависит от потребления других людей.

Перечисленные аксиомы позволяют в математической форме описать действия потребителей как предсказуемые и последовательные.

Кривая безразличия – это кривая, показывающая различные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковое потребительское значение или полезность для потребителя.

Все наборы из двух продуктов одинаково полезны для потребителя. Полезность, которую он теряет, отказываясь от какого-то количества одного продукта, компенсируется пользой от дополнительного количества другого продукта.

Но могут существовать такие наборы кривых безразличия, которые различаются по уровню полезности. Такое «семейство» кривых безразличия называется картой безразличия.

Карта безразличия – это совокупность кривых безразличия.

 

Чем дальше от начала координат находится кривая, тем большую пользу она обеспечивает потребителю, т.е. любая комбинация продуктов А и В, показанная точкой на кривой III, обладает большей полезностью, чем любая комбинация А и В, показанная точкой на кривой I. Однако доход (бюджет) потребителя ограничен определенной суммой. Поэтому потребитель будет искать такой вариант сочетания разных продуктов, при котором польза в рамках его бюджета будет наибольшей. Чтобы найти такой вариант, называемый равновесное положение потребителя, необходимо совместить бюджетную линию с картой безразличия.

Кривая безразличия III, обеспечивая большую полезность, чем кривые безразличия I и II, не доступна для потребителя, т.к. находится выше бюджетной линии. Точки М и К показывают доступные потребителю комбинации продуктов А и В, но они соответствуют меньшим совокупным полезностям, т.к. расположены ниже бюджетной линии. Равновесное положение потребителя достигается только в точке Д, в которой бюджетная линия касается наиболее высокой кривой безразличия II.

Достигнув ее, потребитель теряет стимул к изменениям структуры своих покупок, т.к. это будет означать потерю полезности.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Предыдущий:

Следующий: