Урок по теме Дорогами войны

Цель урока:

  • обобщить и систематизировать ранее полученные знания по истории Великой
    Отечественной войны;
  • развивать умения учащихся работать в малых группах;
  • воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с подвигом советских солдат в первые дни войны, с
    развитием военного искусства в 1941–1945 гг.;
  • дать характеристику выдающимся историческим деятелям.

Оборудование:

музыкальное сопровождение – Б. Мокроусов “Песенка
фронтового шофера”, компьютерная презентация команды и сообщения.

Тип урока:

обобщающего повторения.

Вид урока:

урок-игра.

Этапы урока:

  1. Блицопрос.
  2. Советские полководцы.
  3. Узнай картину.
  4. История в камне.

Ход урока

В игре участвуют учащихся 9 классов. Каждый класс создает свои команды,
придумывает для нее название и эмблему.

Игру ведет учитель, в роли жюри выступают учителя истории, русского языка и
литературы.

В начале урока звучит “Песенка фронтового шофера” (композитор Б. Мокроусов,
слова Н. Лабковского и Б. Ласкина) в исполнении В. Трошина. Постановка темы
урока и целеполагание.

Перед первым конкурсом проходит
презентация команд.

Конкурс 1. Блицопрос

Каждая команда отвечает на пять вопросов (по 2 балла за правильный ответ).
Если команда затрудняется с ответом, то на вопрос может ответить другая команда
(1 балл).

Вопросы для команды 1.

  1. Кто первый из летчиков совершил воздушный таран? (И. И. Иванов.)
  2. План нападения на СССР назывался _______ (“Барбаросса”.)
  3. Нападение одной страны на другую называется _____ (Агрессией.)
  4. Кто стал Верховным главнокомандующим советскими войсками 8 августа 1941
    г.? (И. В. Сталин.)
  5. Кто из советских военачальников руководил обороной Москвы? (Г. К.
    Жуков.)

Вопросы для команды 2.

  1. Кто руководил обороной Брестской крепости в 1941 г.? (майор П. М.
    Гаврилов.)
  2. План захвата столицы СССР назывался (“Тайфун”.)
  3. Вооруженные силы Германии назывались __________ (Вермахтом.)
  4. Кому принадлежат слова “Велика Россия, а отступать некуда. Позади –
    Москва!” (В. К. Клочкову.)
  5. Где состоялось самое крупное в истории танковое сражение? (В районе пос.
    Прохоровка.)

Вопросы для команды 3.

  1. Как назывался план контрнаступления советских войск под Сталинградом?
    (“Уран”.)
  2. Кто первый совершил огненный таран? (Г. П. Храпай.)
  3. Район развертывания войск называется ______ (Плацдармом.)
  4. За какую операцию 2438 воинов были удостоены звания Героя Советского
    Союза? (Форсирование Днепра.)
  5. Кто является автором знаменитого плаката “Родина –мать зовет!”? (И. М.
    Тоидзе.)

Конкурс 2. Советские полководцы.

Каждая команда должна в течении трех минут защитить подготовленные заранее
сообщение. В ходе защиты сообщений могут быть использованы репродукции картин,
портреты полководцев, карты. Оцениваются логика изложения, знание фактов (5
баллов).

Термины для сообщений могут стать биографии И. Х. Баграмян, А. М.
Василевского, Н. Ф. Ватутина, Г. К. Жукова, И. С. Конева, Р. Я. Малиновского, К.
К. Рокоссовского, Ф. И. Толбухина.

Пример сообщения.


Жуков Георгий Константинович [р. 19.11(1.12).1896, деревня
Стрелковка, ныне Угодско-Заводского района Калужской области], советский
военачальник, Маршал Советского Союза (18.1.1943), четырежды Герой Советского
Союза (29.8. 1939, 29.7.1944, 1.6.1945, 1.12.1956), Герой Монгольской Народной
Республики (1969). Член КПСС с марта 1919. Родился в семье крестьянина-бедняка.
Трудовую деятельность начал в 1907 учеником, затем мастером-скорняком в Москве.
С 1915 в армии, участник 1-й мировой войны 1914–18, младший унтер-офицер в
кавалерии. С октября 1918 в Советской Армии. Участвовал в Гражданской войне
1918–20, был командиром взвода и эскадрона. Окончил кавалерийские курсы (1920),
курсы усовершенствования комсостава кавалерии (1925) и высшего начсостава
(1930). Командовал кавалерийским полком, бригадой, дивизией, корпусом, был
помощником инспектора кавалерии РККА и заместителем командующего войсками
Белорусского особого военного округа. В 1939, командуя особым корпусом, а затем
армейской группой войск, успешно руководил разгромом японских агрессоров на р.
Халхин-Гол (МНР). С июня 1940 командовал войсками Киевского особого военного
округа. С конца января по 30 июля 1941 начальник Генштаба и заместитель наркома
обороны СССР. В начале Великой Отечественной войны командовал войсками фронтов:
Резервного (август – сентябрь 1941), Ленинградского (сентябрь – октябрь 1941). В
период обороны Москвы и разгрома немецко-фашистских войск в Московской битве 1941–42 командовал
войсками Западного фронта (10 октября 1941 – август 1942). С августа 1942 1-й
заместитель наркома обороны СССР и заместитель Верховного главнокомандующего.
Участвовал в разработке планов крупнейших операций; по поручению Верховного
Главнокомандования осуществлял координацию действий фронтов по разгрому
немецко-фашистских войск под Сталинградом (1942), координировал действия Волховского и Ленинградского фронтов по прорыву блокады Ленинграда (1943), при
разгроме противника в Курской битве 1943 координировал действия Центрального,
Воронежского, Степного, Белорусского фронтов. В марте – мае 1944 командовал
войсками 1-го Украинского фронта, руководя операциями по освобождению
Правобережной Украины. С июня по ноябрь 1944 координировал действия 1-го и 2-го
Белорусских фронтов при освобождении Белоруссии. С ноября 1944 по май 1945
командовал войсками 1-го Белорусского фронта, которые совместно с войсками 1-го
Украинского и 2-го Белорусского фронтов осуществили Висло-Одерскую операцию, а
затем разгром берлинской группировки немецко-фашистских войск и овладели
Берлином. От имени и по поручению Верховного Главнокомандования Ж. 8 мая 1945 в
Карлсхорсте (Берлин) принял капитуляцию фашистской Германии. После войны –
главнокомандующий Группой советских войск в Германии и главноначальствующий
Советской администрации (июнь 1945 – март 1946), главнокомандующий Сухопутными
войсками и заместитель министра вооруженных сил (март – июнь 1946). В 1946–53
командующий войсками Одесского и Уральского военных округов. С марта 1953 1-й
заместитель министра, а с февраля 1955 по октябрь 1957 министр обороны СССР. С
марта 1958 в отставке. Кандидат в члены ЦК КПСС (1941–46 и 1952–53), член ЦК
КПСС (1953–56), кандидат в члены и член Президиума ЦК КПСС (1956–57). Депутат
Верховного Совета СССР 1–4-го созывов. Награжден 6 орденами Ленина, орденом
Октябрьской Революции, 2 орденами “Победа”, 3 орденами Красного Знамени, 2
орденами Суворова 1-й степени, почетным именным оружием (шашка), орденом
Красного Знамени Тувинской Республики, 20 иностранными орденами и многими
медалями.

Конкурс 3. Узнай картину

Командам демонстрируются репродукции картин. Необходимо назвать картину, ее
автора, раскрыть ее сюжет. (3 балла). Помочь в этом командам могут фрагменты
соответствующих стихотворений.

Первой отвечает та команда, которая быстрее поднимет руку.

“Парад на Красной площади Москвы 7 ноября 1941 г.” (художник К. Ф. Юон).

На грозную битву вставайте
Защитники русской земли!
Прощайте, прощайте, прощайте!
Пожары пылают вдали…
В суровых боях защищайте
Столицу родную свою!
Прощайте, прощайте, прощайте!
Желаем удачи в бою!

В. Гусев “На грозную битву вставайте!”

2. “Отдых после боя” (художник Ю. М. Непринцев).

Хорошо, товарищ, после боя,
Вдыхая дым пороховой,
Посмотреть на небо голубое –
Облака плывут над головой…

И в затихшем оружейном гуле,
Что в ушах моих еще звенит,
Вся страна в почетном карауле
Над убитым воином стоит.

В. Чугунов “После боя”

3. “Салют Победы.” (художник Б. Иогансон)

Он пришел широким, твердым шагом –
День, когда утих последний гром,
День, когда над взорванным рейхстагом
Стяг Победы полыхнул огнем.

Вот она, высокая минута:
Музыка, букеты свежих роз…
И в огнях победного салюта
Искорки людских счастливых слез…

Э. Асадов “Снова в строй”

Конкурс 4. История в камне.

Каждая команда получает репродукцию скульптурной композиции. За 3 минуты
необходимо вспомнить название, автора, историю создания композиции, какое
историческое событие она отражает (4 балла).

После ответа каждой команды можно прочитать фрагмент соответствующего
стихотворения.

1. Памятник советскому воину-освободителю в Берлине (скульптор Е. В. Вучетич).

Ответ: посвящен советским солдатам и офицерам, которые спасали немецких
детей от голода и бомбежек в разрушенном Берлине. Вучетичу позировал гвардии
рядовой Иван Одарченко
.

Сумрачно в Трептов-парке,
Утренняя тишина …
В немецких венках неярких
Русские имена.

И над гранитным покоем,
Головой – в облаках,
Высится бронзовый воин
С девочкой на руках.

А. Милявский “В Трептов-парке”

Памятник “Панфиловцы у разъезда Дубосеково” (скульпторы Н. Любимов, В.
Федоров, архитекторы В. Датюк, И. Степанов).

Ответ: посвящен солдатам из дивизии генерала И. В. Панфилова, которые
приняли бой в 7 км от Волоколамска, у железнодорожного разъезда Дубосеково.
Большинство из них погибло, но враг не прошел. Всем участникам этого боя было
присвоено звание Героя Советского Союза. Мемориал героям-панфиловцам был открыт
в 1975 г.

Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков.
И в сердцах будет жить двадцать восемь
Самых смелых своих сынов.

М. Лисянский “Моя Москва”

3. Памятник “Героям Сталинградской битвы” (коллектив скульпторов,
архитекторов, инженеров под руководством Е. В. Вучетича).

Ответ: посвящен Сталинградской битве. Победа на Волге стала решающим
событием, которое изменило весь ход Великой Отечественной войны.

В заключение игры жюри подсчитывает количество баллов, набранных каждой
командой, и определяет победителей. Победители и призеры награждаются грамотами
и памятными призами.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: