Урок по теме Конституция РФ. 9-й класс

Класс – 9.

Тема «Конституция РФ».

Цель – способствовать формированию у
учащихся убежденности в демократическом
характере Основного закона РФ.

Задачи:

  • познакомить учащихся со структурой Конституции
    РФ, определить ее цели и задачи;
  • воспитание правовой культуры;
  • развитие умения участвовать в политической
    жизни страны.

Интерактивные стратегии:

  • ток-шоу «Договор»
  • игра «Самолет»

Дидактический материал – раздаточный
материал для игры «Самолет», Конституция, чистые
листы для проведения игры «права и обязанности».

Оборудование – Презентация по данной
теме.

Дополнительная литература:
Фалькович
Т.А. По законам добра. М., 2006.

Примечание – в ходе работы с классом
учитель первоначально задает вопрос, лишь затем
помощник высвечивает слайд.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие учителя

– Урок наш сегодня будет проведен по теме
«Конституция». Мы ознакомимся с главным законом
государства.

Приложение 1.
Слайд 1
– тема урока

– Что такое конституция?

Приложение 1.
Слайд 2
– происхождение
Сам термин происходит от латинского слова
«установление», которым в Древнем Риме
обозначали важнейшие указы императоров.

Приложение 1.
Слайд 3
– историческая справка

(Возможные ответы детей)

– В эпоху буржуазных революций Конституции
представляли собой единые правовые акты высшей
юридической силы. Первые из них – Конституция
США, Франции, Польши. Мы, говоря о Конституции,
имеем в виду основной закон страны, принятый 12
декабря 1993 г.

Приложение 1.
Слайд 4

Приложение 1.
Слайд 5
– характеристика

– В современном правоведении под Конституцией
понимается основной закон государства,
обладающий высшей юридической силой, являющийся
ядром политической системы, возглавляющий всю
систему правовых актов, имеющий прямое действие.

Приложение 1.
Слайд 6
– цели и задачи

– Как была принята Конституция РФ? Найдите,
пожалуйста, ответ в документе. (Учащиеся
предлагают вариант – референдум.)

Игра «Договор».

– Для выяснения, а как же все-таки проходило
утверждение документа, предлагаю игру. У каждого
на столе лежит подготовленный листочек с
заголовком «власть» либо «народ». В течении 2 – 3
минут «власть» и «народ» работают над
составлением списка своих прав и обязанностей,
затем идет работа в парах – необходимо достичь
единодушия при составлении списка,
устраивающего обоих представителей. Если
единодушие достигнуто – предлагаю пожать друг
другу руки и озвучить всем результат.

– Примерно так создавалась и Конституция – был
достигнут некий договор между властью и народом.
Переходим к структуре документа.

Приложение 1.
Слайд 7
– структура

– По своей структуре Конституция состоит из
преамбулы, 2-х глав, поправок. В законе
закрепляются права и обязанности всех субъектов
правовых отношений в государстве, в том числе –
права и обязанности граждан; одно из них – право
на свободное передвижение. Воспользуемся им
виртуально, чтобы выяснить структуру закона.

Приложение 1.
Слайд 8
– только начало, без вывода на экран
ролей и итога.

Игра «Самолет»

– Представим, что самолет – это наше
государство. Каждая группа (в классе с большей
наполняемостью возможно увеличение количества
участников в группе, в нашем случае работаем с
сидящими за одной партой) получает «язычок» с
названием главы Конституции РФ и схему
«Участники полета». Необходимо найти
соответствие «язычка» определенному элементу
схемы, а затем объяснить свой выбор (см. Приложение 2).

(Работа над схемой в течение 3 – 5 минут, в нашем
случае продолжительность урока не позволяет
использовать все элементы, поэтому мы взяли
основные.)

Приложение 1.
Слайд 8
– озвучим вместе

– Таким образом, мы видим, что все участники
полета связаны друг с другом определенными
правилами. Каждый из вас может примерить на себя
любую из ролей. Самое главное – полет
предполагает знание определенных правил
поведения на борту, а для этого необходимо знать
закон.

Итог: Приложение 1.
Слайд 9
– Конституция – основной
закон страны

Закрепление:

– Когда была принята Конституция?
– Цель закона?
– Структура?
– Значение для каждого?





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: