Урок по теме Завершение войны в Азии и на Тихом океане

Если блеск тысяч солнц
Разом вспыхнет на небе,
Человек станет Смертью,
Угрозой Земле.
«Бхагавадгита»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с завершающим периодом Второй Мировой войны, с историей разработки атомного оружия. Отдельно остановиться на ядерной бомбардировке городов Хиросимы и Нагасаки. Демонстрация межпредметной связи. Развитие у учеников интереса к изучению предметов общественного и прикладного циклов.
  2. Продолжить работу над совершенствованием навыков записи лекции, составления таблицы, анализа; умения анализировать, делать выводы.
  3. Воспитывать у учащихся ненависть к войне, уважение к памяти погибших.

Оборудование: Карта «Завершающий этап Второй Мировой войны. Война с Японией», Слайды. Презентация.

Основные понятия и даты:

  • 1939 г. Эйнштейн –письмо к Рузвельту
  • 2 декабря 1942 г. первая цепная реакция
  • 16 июля 1945 г. испытания атомной бомбы на полигоне
  • Забайкальский фронт — Р.Я. Малиновский
  • 1-й Дальневосточный фронт — К.А.Мерецков
  • 2-й Дальневосточный фронт- М.А. Пуркаев
  • Тихоокеанский флот — И.С. Юматов
  • Амурская флотилия- Н.В.Антонов.
  • 6 августа 1945г.-8 час.15 мин.- Хиросима
  • 9 августа 1945г.-11 час.2 мин. — Нагасака.
  • В ночь на 9 августа 1945 г. СССР вступил в войну против Японии.
  • 1 сентября 1945 г. — окончание П. Мировой войны.
  • Хибакуся — люди пережившие бомбардировку
  • «Атомная дипломатия» США
  • Гарри Трумэн.
  • Оппенгеймер-отец атомной бомбы.
  • 16 июля 1945г. — удачное испытание американскими учеными атомной
  • Бомбы на северо-западе штата Нью-Мексико.
  • «Малыш», «Толстяк» — атомные бомбы, сброшенные на Японию.

План урока

  1. Вступительное слово учителя истории. Постановка проблемного вопроса.
  2. Изучение физической стороны данной проблемы. Работа учителя физики.
  3. Изучение исторической стороны данной проблемы. Работа учителя истории.
    а) Решение сбросить атомную бомбу на Японию
    б) На какой город сбросить?
    в) Использование атомной бомбы как средство давления на Советский Союз. Изменение этики ведения войны.
    г) Ядерная бомбардировка (сообщения учащихся)
  4. «И в следующий миг».
  5. «В Музее мира в Хиросиме»
  6. «Я умерла»
    д) Война с Японией.
  7. Заключительное слово учителей. Размышление над проблемным вопросом.
  8. Рефлексия

Ход урока

1. Проблемный вопрос: Согласны ли вы с мнением Государственного секретаря США Бирнса «Наличие такого оружия может сделать Россию более сговорчивой?». Каковы последствия дальнейших разработок в области ядерного вооружения?

2. Учитель физики.

1939 год имел особое значение для создания атомной бомбы, получивший название «адской». 2 августа 1939 года Эйнштейн, которого называли величайшим физиком 20 столетия, направил письмо президенту США Рузвельту. В этом письме Эйнштейн сообщал, что идет интенсивная работа по изучению колоссальной энергии, выделяемой при расщеплении атомного ядра (см. приложение 1). Эйнштейн тем самым предсказал появление атомной бомбы.

Как свидетельствует письмо Эйнштейна, атомная бомба представляет собой « адское оружие», порожденное войной в соединении с высоко развитой наукой и техникой.

С вступлением в 20 в. ученых все более занимает структура атома. Уже в первые годы нашего века англичанин Эрнст Резерфорд предложил модель, согласно которой атом состоит из расположенного в центре ядра, а вокруг него вращаются по определенным орбитах электроны.

В 1914 году Резерфорд выдвинул гипотезу о том, что если ядра, не обладающего радиоактивностью элемента подвергнуть бомбардировке извне, он может обрести радиоактивность. Наконец, в1932 году ученики Резерфорда Кокрофт и Уолтон, столкнув ядро лития с протоном, выяснили, что ядро лития распалось, образовав два ядра гелия (см. презентация 1). Причем при распаде ядра лития выделялось огромная энергия в виде радиации и иных формах.

Проблема состоит в том, каким путем внедрить извне частицу в атомное ядро, в котором тесно спаяны протоны и нейтроны, и вызвать его расщепление. Именно этим вопросом вплотную занялись ученые.

В декабре 1938 года Ото Ганн и Фриц Штрассман из института кайзера Вильгельма в Германии открыли, что если воздействовать из вне нейтроном на ядра урана, представляющий собой самый тяжелый элемент, который существует в природе в естественном состоянии, то урановое ядро мгновенно разделяется надвое (см. презентация 1).

Полученные элементы занимали середину таблицы Менделеева.

Эта новость сразу же облетела всех атомных физиков, и Энрико Ферми в Италии и Жалио Кюри во Франции тоже повторили этот опыт. В результате было открыто явление цепной реакции, когда при расщеплении ядра урана, освобождающиеся нейтроны ударяли в другие ядра и расщепляли их (см. презентация 1). При делении урана кроме ядер-осколков вылетает 2-3 нейтрона.

В июне 1941 года в США по приказанию Рузвельта было создано Управление научных исследований и разработок, в котором были сосредоточены научные исследования военного характера.

Так исследования атомного ядра, считавшиеся чисто научным направлением, обрели военный характер, связанный с созданием оружия массового поражения – атомной бомбы.

В 1940-41 гг. ученые Америки упорно работали над получением цепной реакции на основе эмиссии нейтронов при делении ядра урана. Было уже доказано, что при делении при попадании нейтрона в ядро урана последнее расщепляется. Проблема состояла в том, что подобный эффект достигается только с ядрами урана 235, а в природной урановой руде содержался в основном уран 238.

Цепная реакция может возникнуть лишь в том случае, как было уже сказано, если нейтроны, испускаемые при делении ядра урана, в свою очередь попадут в другие ядра. Но скорость испускаемых нейтронов настолько велика, что если ее не уменьшить, возможность столкновения с другими ядрами будет чрезвычайно малой. Поэтому были начаты работы по использованию так называемых замедлителей – воды, тяжелой воды и графита. Наиболее перспективным оказался графит.

С другой стороны, в конце 1940 года профессор Чиборг из Калифорнийского университета открыл, что ядра нового элемента плутония 239, образующегося в результате поглощения уран 238 нейтрона, так же обладает, способностью легко делится (см. презентация 1).

2 декабря 1942 г. Ферми удалось впервые с помощью атомного реактора добиться цепной реакции, что сразу же продвинуло Америку вперед по созданию атомной бомбы, которая в 1944 году была готова к применении.

В своих секретных лабораториях американские ученые работали одновременно над двумя типами атомных бомб. Бомба первого типа представляла собой источник первичных нейтронов и дав куска почти чистого уран 235 или плутония 239, расположенных в разных концах бомбы (см. презентация 1). По отдельности они взорваться не могут. Однако после выстреливания одной частью ядерного заряда в другую, с помощью запала, образуется один кусок, и бомба взрывается.

В бомбе второго типа ядерный заряд имеет форму шара, окруженного со всех сторон обычным взрывчатым веществом. При взрыве окружающего его вещества создается направленная к центру взрывная волна. В результате этого возникает цепная реакция, которая тут же взрывает бомбу.

При взрыве атомной бомбы температура в ее центре достигает 100 млн градусов., а давление триллион атм. При этом возникает разрушительная волна, интенсивное световое излучение, проникающая радиация, а также мощный электромагнитный импульс, выводящий из строя радиоаппаратуру и средства связи. Помимо этого, образуются радиоактивные осадки, которые заражают окружающую местность, воду, воздух.

Первая атомная бомба была создан под руководством американского физика Роберта Оппенгеймер. Собранную бомбу поместили на вершине 30- метровой стальной башни, которую, установили в пустынной местности на юго-востоке штата Нью-Мексико, что в восьмидесяти км от военно-воздушной базы Аламогордо. Испытание бомбы было назначено в день, предшествующей открытию Потсдамской конференции.

Ядерный взрыв, прогремевший 16 июля 1945 г. в 5 ч 30 мин утра, ознаменовал начало новой атомной эры (см. приложение 1).

Как только позволила обстановка, ученые на специальных танках обследовали район взрыва. Мощность взрыва оказалось 20 кило тонн, что было эквивалента 2 тыс. самых крупных бомб времен Второй мировой войны. Огромная стальная башня, на которой находилась атомная бомба, исчезла.

Сведения об успешном испытании новой бомбы тут же были отправлены президенту США в Потсдам.

3. Учитель истории

Материал для рассказа учителя.

а) С 11 по 16 сентября 1944 г. в Квебеке состоялась вторая встреча между Рузвельтом и Черчелем, а 18 сентября в Гайд-парке они обменялись нотами, суть которых сводилась к следующему:

  1. Предложение о необходимости информировать мировое общественное мнение о «сплаве для труб», включая идею о заключении международного соглашения по контролю и использованию «сплава для труб»; считать неприемлемым. Все работы по данному проекту держать в строжайшем секрете. Когда «бомба» будет окончательно изготовлена, тщательно взвесив все обстоятельства, применить её против Японии. Необходимо сделать предупреждение, что атомная бомба будет сбрасываться неоднократно — до тех пор, пока японцы не капитулируют.
  2. Сотрудничество-как военное, так и промышленное — между Англией и Америкой в деле разработки «сплава для труб» должно быть продолжено, и после поражения Японии- до тех пор, пока оно не утратит силу.
  3. Необходимо расследовать действия профессора Бора и принять необходимые меры к тому, чтобы он не выдал информацию — особенно Советскому Союзу. (Франклин Рузвельт. Уинстон Черчилль)

Этот один из совершенно секретных документов госдепартамента был опубликован в 1972 году. После ознакомления с ним становится ясным, что ещё в 1944 году Америка и Англия решили сбросить атомную бомбу на Японию, а также и то, что Рузвельт и Черчилль крайне опасались утечки информации в Советский Союз.

Февраль 1945 г. Ялта.

Стороны пришли к соглашению о том, что через 3 месяца по окончании войны с Германией СССР начнёт военные действия против Японии. В качестве компенсации за СССР признавалось право вернуть территории, захваченные Японией в результате русско-японской войны.

Материал для рассказа учителя

б) Весной 1945 года Гровс, проконсультировавшись с Оппенгеймером относительно критериев выбора объектов для атомной бомбардировки, пришёл к следующим выводам:

  1. Объект, атомная бомбардировка которого способствовала бы подрыву боевого духа японского народа.
  2. Объект в значительной степени военного характера, где сосредоточены боевые подразделения, штабы, предприятия по производству военного снаряжения.
  3. Объект с рельефом местности, обеспечивающим максимальное проявление разрушительной силы атомной бомбы, а также не подвергавшейся воздушным налетам, что способствовало бы точному определению эффекта атомной бомбардировки.

Другими словами, цель атомной бомбардировки состояла в:

  1. Демонстрации мощи атомной бомбы, с тем чтобы убедить японский народ и правительство, что война уже проиграна;
  2. Уничтожение военных объектов;
  3. Практическом выявлении эффективности атомной бомбы.

Выбор пал на города: Кокура, Хиросима, Ниигата, Киото.

Материал для рассказа учителя.

в) Использовать атомную бомбу как средство давления на Советский Союз.

(-признание в качестве территории Советского Союза Южного Сахалина, Курильских островов, Маньчжурской железной дороги, Дайрена и порта Дюйшунь).

Следовательно, вступление СССр в войну и капитуляция Японии привели бы к расширению его территории в Азии, к возникновению ситуации, какая уже имела место в Европе. Так считала Америка, для того чтобы этого не случилось, для того чтобы сохранить руководящую роль в Азии и на Тихом океане, США намеривалась «в максимально короткий срок», то есть до вступления СССР в войну с Японией 8 августа, сбросить на Японию атомную бомбу и обеспечить свою главенствующую роль в капитуляции Японии. Мало того, правящие круги США рассчитывали сохранить свою, в крайнем случае, американо-английскую монополию на атомную бомбу, с тем, чтобы использовать это мощное оружие как средство давления на СССР в послевоенный период.

Изменилась сама этика ведения войны.

Заслуживает внимания и пункт второй решения Временного комитета, где сказано: «Бомба должна быть применена против военных объектов, окружённых другими строениями». Это означает, что целью атомной бомбардировки являются не только объекты военного назначения, но и гражданские лица. Прежде сфера применения оружия ограничивалась вражескими солдатами, боевой техникой, военными сооружениями — другими словами, объектами военного характера. Этика войны состояла в том, чтобы по возможности не наносить ущерб гражданским лицам и невоенным сооружениям. В соответствии с этим и создалось оружие. Но решение Временного комитета об использовании атомной бомбы являлось прямым отходом от этики войны и было направлено на разрушение районов, где, помимо военных объектов, проживало мирное население. Оно преследовало цель «оказать глубокое психологическое воздействие на большие массы населения».

(Из выступления Бирнса на заседании Временного комитета.)

г) Материал для рассказа учителя.

6 августа 1945 г.- 8 часов 15 минут утра. Хиросима

9 августа 1945 г.- 11 часов 2 минуты утра. Нагасаки.

Война — это не только сражение между солдатами. Сражение — лишь одна из её сторон. В современную войну вовлекается весь народ, включая младенцев, женщин и стариков, Она продолжает долгие годы оказывать воздействие и после того, как умолкли выстрелы на полях сражений.

Жертвы атомной бомбы подвергались:

  1. радиации, возникшей в момент взрыва
  2. вторичной радиации, возникшей в результате облучения предметов, которые сами превратились в источник радиации.
  3. радиации, возникшей в результате образования в момент взрыва продуктов ядерного распада, которые поднялись в атмосферу, и выпали на землю в виде смертоносного тепла или чёрного дождя.
  4. остаточной радиации, сохранившейся в почве и воде.

В понедельник в 8ч.15 мин. утра 6 августа 1945 г. полковник ВВС США Пол Тиббитс, сидя в своём бомбардировщике Б-29 «Энола Гэй» (так звали его мать), отдал приказ: «Пора!» Створки люка раскрылись, и вниз упал «Малыш» — урановая бомба весом в шестьдесят килограммов, Пролетев некоторое расстояние, «Малыш» взорвался на высоте шестисот метров — почти 80 000 жителей Хиросимы погибли в пламени в первую же минуту. Ударная волна снесла почти все строения, превратив город в пылающую пустыню, уцелели, серьёзно пострадав, лишь около десяти зданий. Исследовавшие мертвый город эксперты Минобороны США предрекли: «Вряд ли в ближайшее время в этом городе сможет существовать что-то живое. Неизвестно даже, когда трава будет расти. Тут только один пепел, и он до сих пор висит в воздухе».

Более-менее выдержав удар, сохранился лишь «Купол»- здание Коммерческой выставки, возведённое чешским архитектором в 1915 году: его так и оставили с зияющими дырами в крыше и оплавленными стенами — как память.

По данным на 2004 г., за все время последствий умерло 237 062 жителя города (большинство скончалось от лучевой болезни)

Далее по плану урока идут сообщения учащихся (см. приложение 2.)

д) Материал для рассказа учителя

Материал излагается учителем в бъёме учебника. (см. презентация 2.)

Следует иметь в виду и особую сложность Дальневосточного театра военных действий. Прежде всего, его огромную площадь, а также практическое отсутствие на большей части театра военных действий шоссейных и железных дорого, наличие высоких гор и безводных пустынь, небольших, но бурных рек и т.п. если к тому же учесть, что японское командование создало на границах Маньчжурии и МНР мощные укреплённые районы общей протяжённостью свыше 1 тыс. км. в которых насчитывалось до 8 тыс. долговременных огневых сооружений, то можно совершенно чётко представить себе, сколь сложны и трудны были задачи, которые предстояло решать советским войскам, чтобы в предельно короткий срок добиться поражения Японии. В соответствии с политической целью дальневосточной кампании Ставка Верховного Главнокомандования разработала чёткий план. Основу его составлял разгром Квантунской армии как основной сухопутной силы империалистической Японии. Имелось в виду стремительным наступлением сокрушить противника, не допустить его отступления в глубь Китая. Для этого нужно было осуществить глубокие встречные удары, чтобы окружить основные силы Квантунской армии, рассечь её на части и уничтожить. Для оперативного руководства было создано Главное командование советских войск на Дальнем Востоке во главе с Главнокомандующим маршалом А.М. Василевским, членом Военного совета генералом И.В. Шикиным, начальником штаба генералом С.П. Ивановым. Одновременно были образованы три фронта: Забайкальский, 1-й и 2-й Дальневосточные.

4. Учащиеся обсуждают проблему, поставленную в начале урока. Учителя обращают их внимание на произведения искусства, посвященные антивоенной тематике: Верещагин «Апофеоз войны»; Евтушенко « Мама, я и атомная бомба»; Щербаков» Зло мира. Век ХХ»; Дали «Предупреждение»; Скулме «Кариатиды войны» и др., на последствия взрыва атомной бомбы на живые организмы и окружающую среду.

5. Рефлексия урока.

Литература.

  1. Ито Т.6 августа 1945. Хиросима обвиняет. — М.:Детская литература,1984
  2. Вторая мировая война: краткая история. — М: Наука,1985.
  3. Овчинников В.Тени на мосту. — М.:Политиздат,1987.
  4. С.В.Громов «Физика 11» — М.Просвещение, 2002




Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: