тема 4

Тема 4.1. Формы и методы библиотечного обслуживания: понятие и принципы

После изучения темы студент должен знать технология, формы и методы библиотечного обслуживания:

цели, принципы и задачи библиотечного обслуживания;

классификацию форм библиотечного обслуживания.

Литература:

Бородина В.А. Библиотечное обслуживание [Текст]: учебно-методическое пособие.- М., 2004.- С. 77-81.- (Библиотекарь и время. ХХI век. Вып. 7).

Библиотечное обслуживание: теория и методика [Текст]: Учебник / Под ред. А.Я. Айзенберга.- М., 1996.- С. 8-13.

Информационный блок

План

Определение библиотечного обслуживания

Свойства библиотечного обслуживания

Принципы библиотечного обслуживания

Классификация форм библиотечного обслуживания

Определение библиотечного обслуживания

Библиотечное обслуживание – деятельность библиотеки по наиболее полному обеспечению требований читателей; по пропаганде и выдаче произведений печати и других документов или их копий, оказанию помощи в их выборе и использовании».

Сформулированная цель позволяет определить задачи библиотечного обслуживания, шаги, которые необходимо сделать для достижения цели:

снижение барьеров (физических, интеллектуальных, технических, организационных, межличностных, финансовых) доступности получения пользователем необходимой ему информации и библиотечных услуг;

постоянное изучение читательских и информационных интересов, запросов и потребностей пользователей с целью наиболее полного их удовлетворения;

расширение номенклатуры и повышение уровня креативности предоставляемых пользователю услуг;

содействие формированию культуры чтения и информационной культуры пользователей;

продвижение чтения в нечитающие слои общества.

Библиотечное обслуживание представляет собой комплексную деятельность и рассматривается как система, состоящая из элементов (компонентов):

Цель обслуживания – наиболее полное удовлетворение и развитие потребностей пользователей библиотеки.

Субъект обслуживания – библиотекарь и читатель.

Объект библиотечного обслуживания – читательские потребности, на удовлетворение и развитие которых оно направлено.

Предмет обслуживания – запросы пользователей.

Результат – библиотечная услуга, предоставленная читателю

Ресурсы – библиотечный фонд, справочно-библиографический аппарат, технические средства, библиотечное оборудование, интерьер библиотеки, собственные интеллектуальные и вербальные возможности библиотекарей и читателей.

Условия, в которых осуществляется обслуживание – это библиотечная среда, влияющая и на субъекты, и на процессы (технологию), и соответственного на результат обслуживания.

Свойства библиотечного обслуживания:

Целостность – все подсистемы библиотечного обслуживания взаимосвязаны, объединенные одной целью – наиболее полного удовлетворения и развития читательских потребностей;

Способность удовлетворять любой относящийся к компетенции библиотеки запрос читателя;

Динамизм – система активно действует, находится в процессе постоянного движения, изменения;

Связь с внешней среды. Внешней средой для этой системы является, с одной стороны, вся библиотечная деятельность, в которой обслуживание – одна из подсистем; с другой стороны, через пользователей и предоставляемые им услуги – общество, его информационная система (архивы, музеи, книжные магазины и т.д.), сфера культуры, производства, семьи.

Принципы библиотечного обслуживания

Принцип приоритета читательских потребностей, запросов, прав читателя (право на свободу выбора и использования документов, библиотечных услуг, право на безотказное обслуживание, право на комфортность обслуживания, право на корректное обращение библиотекарей;

Принцип доступности библиотечного обслуживания. Иногда возникают барьеры доступности библиотек и обслуживания: территориальный (пространственный), временной, правовой, языковой, терминологический, технологический, материально-технический, социальный, психологический, экономический и др.;

Дифференцированный подход к читателям (основывается на систематическом и всестороннем изучении читателей. Он предполагает учет индивидуальных и групповых особенностей выбора и восприятия книг. Читатели отличаются друг от друга уровнем образования, культуры чтения, кругом интересов, возрастом и т.д.);

Принцип полноты и оперативности обслуживания – библиотека должна стремиться к максимально возможной полноте удовлетворения читательских требований, используя МБА и международный абонемент. Оперативность – выполнение читательского требования в кратчайшие сроки.

Принцип конгруэнтности предполагает, что обслуживание читателей в библиотеке соответствует тем задачам, которые ставит перед библиотекой внешняя среда (общество, учредители);

Принцип комфортности – создание условий для удобного пользования библиотекой, продуктивной работы с книгой в ее стенах.

Классификация форм библиотечного обслуживания

По месту проведения библиотечное обслуживание делится на:

Стационарное — традиционно структура стационарного (то есть в стенах библиотеки) библиотечного обслуживания включала такие общие для большинства библиотек разных типов подразделения, как читальный зал и абонемент.

Внестационарное — внестационарным называется обс1уживание читателей вне стен библиотеки. Традиционными формами внестационарного библиотечного обслуживания являются пункты выдачи книг, передвижные библиотеки, в том числе библи-обусы, книгоношество, заочный абонемент и т. п. Внестационарное обслуживание выполняет важную социальную роль — позволяет получить основные библиотечные услуги тем, кто не имеет возможности (в связи с отдаленностью проживания, по состоянию здоровья или в силу специфики работы) посещать стационарную библиотеку.

По количеству задействованных пользователей выделяют индивидуальное, групповое и массовое обслуживание.

Индивидуальное обслуживание. Сегодня цель индивидуального библиотечного обслуживания может быть сформулирована как помощь личности в ее социализации через чтение и получение информационной поддержки библиотеки.

Групповое обслуживание предполагает удовлетворение культурно-информационных потребностей небольших групп пользователей, объединенных общими интересами. (например, по профессии (учителя, предприниматели), по увлечению (любители поэзии, живописи, музыки и др.).

Массовое обслуживание строиться таким образом, чтобы удовлетворить культурно-информационные потребности, которые характерны для большинства пользователей и «непользователей» библиотеки.

Различают читательскую группу и читательскую аудиторию мероприятия. Читательская группа – устойчивое множество индивидов, упорядоченное по тому или иному признаку: по полу, возрасту, профессии, интересам. Читательская аудитория – множество индивидов, носящее неупорядоченный, «неорганизованный» характер; зависит от конкретной библиотечной ситуации, отличается заведомо неопределенным количеством и непредсказуемым составом, размытыми границами, меняющимися от случая к случаю, от мероприятия к мероприятию.

Что представляет собой библиотечное обслуживание как система?

Раскройте свойства и принципы библиотечного обслуживания.

В чем заключаются задачи библиотечного обслуживания?

2. Стационарные формы и методы библиотечного обслуживания

Дадим характеристику основных структурных подразделений обслуживания и форм его организации в библиотеке.

Абонемент – форма обслуживания читателей, предусматривающая выдачу произведений печати и других документов для использования вне библиотеки на определенных условиях (срок, обеспечение сохранности и т.д.). В настоящее время выдача книг на дом на абонементе осуществляется бесплатно.

В публичной библиотеке – абонемент – ведущий отдел обслуживания как по объему и содержанию фонда, так и по количеству читателей. На нем обслуживается основная часть читателей.

Абонементом библиотеки могут пользоваться как отдельные читатели (индивидуальный абонемент), так и коллективы работников небоьших предприятий, учреждений (коллективный абонемент), бригады заводов (бригадный абонемент).

Абонементы существуют практически во всех библиотеках, независимо от их типа и вида (научных, учебных, массовых).

В настоящее время применяются различные формы организации абонемента. Выбор формы зависит от числа и состава читателей, от числа работников, от помещения.

А) Общий абонемент – читатели обслуживаются на одной кафедре выдачи. Один библиотекарь выполняет в этом случае все функции по работе с читателями: ведет запись читателей, принимает книги, рекомендует литературу, помогает ориентироваться в фонде, записывает взятые произведения. ( организация небольших библиотек, нет возможности выделить на абонемент больше одного работника).

Чтобы как-то подойти дифференцированно к читателю выделяют специальные часы для обслуживания отдельных групп читателей (сельские библиотеки – часы для обслуживания детей).

Б) Функциональный абонемент – работа с читателями распределяется между библиотекарями по операциям. Например, один записывает читателей в библиотеку и принимает у них книги, второй консультирует читателей в фонде, третий оформляет книговыдачу. Библиотекари могут выполнять эти функции по очереди ( по определенным дням или часам работы).

В) Групповой абонемент – библиотекари на работе с определенной группой читателей, выделенной по социально-демографическим признакам (возраст, образование, профессия) (молодежь, дети, преподаватели и т.д.).

Г) Отраслевой абонемент – работа с читателями распределяется между библиотекарями так, что каждый ведает определенной частью фонда и специализируется по литературе своего отдела, что позволяет ему оказывать читателям более квалифицированную помощь. Работник абонемента принимает участие в комплектовании своей части фонда, ведет справочно-библиографическую и массовую работу.

- общественно-политической литературы;

- естественнонаучной и технической;

- художественной литературы;

- абонемент книг по культуре и искусству.

Д) Вид абонемента: — абонемент научной литературы;

— абонемент учебной литературы;

— абонемент иностранной литературы;

— абонемент нотно-музыкальной литературы.

Отраслевое обслуживание связано прежде всего с крупными библиотеками, рассчитанными на удовлетворение повышенных запросов читателей (областные, центральные библиотеки, краевые, федеральные).

В крупнейших библиотеках на абонемент приходится сравнительно небольшая часть общей книговыдачи, т.к книги на дом выдаются только по особому разрешению ограниченному числу читателей ( индивидуальный абонемент) – академики, члены-корреспонденты, профессора и доктора наук, ученые и специалисты, отмеченные высокими государственными наградами, руководители гос. органов и др.

2. Читальный зал – отдел библиотеки со специально оборудованным помещением, используемое для предоставления читателям документов в его пределах. Из читального зала брать на дом книги и другие материалы, как правило не разрешается.

Основное преимущество читального зала состоит в том, что читатель получает возможность пользоваться на месте всем фондом библиотеки, в том числе редкими и ценными книгами, энциклопедиями и другими справочными пособиями, периодическими изданиями. Читатели могут работать одновременно с большим количеством книг. В читальном зале легче получить для чтения новинки, книги повышенного спроса, выдается литература, полученная по МБА.

В большинстве библиотек имеется один читальный зал, общий для всех читателей. В ЦБ и отдельных крупных библиотеках организуется целая система общих и специализированных читальных залов. Особенно сложная система читальных залов в наиболее крупных библиотеках (РГБ, РНБ и др.).

А) Общий — для всех читателей, располагаются все виды документов.

Б) Специализированный – по видам документов: зал периодики, зал диссертаций; — по отраслям знаний – зал общественно-политической литературы, зал технической литературы; — по группам читателей – профессорский зал, зал студентов младших курсов и т.д.

Но не все библиотеки имеют читальный зал. Некоторые сельские библиотеки не имеют условий для выделения обособленного читального зала. Там рекомендуют устанавливать столы для работы в помещении абонемента.

3. Справочно-библиографический отдел или сектор. Выделяются в крупных библиотеках. В небольших библиотеках справочно-библиографический аппарат находится и в читальном зале, и на абонементе или только в читальном зале. Основная задача справочно-библиографического отдела – выполнение различных справок.

3. Нестационарные формы и методы библиотечного обслуживания.

Нестационарные формы обслуживания – обслуживание за пределами библиотеки.

Библиотечные пункты – территориально обособленное подразделение библиотеки, работу в биб. пункте ведет ее штатный работник или библиотекарь – общественник. Организуются библиотекой по договоренности с предприятиями, учреждениями, а также в густо населенных районах, не имеющих стационарных библиотек.

Библиобус – передвижная библиотека, располагающаяся в специально оборудованной автомашине и предназначенная для обслуживания пользователей, которые по характеру своей трудовой деятельности или условиям быта не могут пользоваться стационарной библиотекой. На основе изучения пожеланий читателей определяется маршрут библиобуса, на стоянках выдаются и принимаются книги, собираются запросы.

Заочный библиотечный абонемент – форма организации обслуживания, обеспечивающая получение документа непосредственно по месту жительства или работы путем пересылки по почте (студенты-заочники, инвалиды).

Книгоношество – форма организации обслуживания, заключающаяся в доставке книг по месту жительства, реже – работы читателя. Используется в сельской местности и для обслуживания инвалидов, престарелых.

Бригадный абонемент – форма организации обслуживания трудового коллектива производственного участка, бригады на основе договора, по которому один из членов коллектива систематически получает в стационарной библиотеке книги на всю бригаду и по прочтении их членами бригады возвращает. Обычно на коллектив заполняется один читательский формуляр.

Внутрисистемный обмен (ВСО) – предоставление документов из одного подразделения ЦБС в другое, активная пропаганда единого фонда во всех подразделениях системы.

Межбиблиотечный абонемент (МБА) — организуется в крупных библиотеках для получения во временное пользование документов из других библиотек в случае их отсутствия в данной библиотеке и выдачи документов в другие библиотеки во временное пользование по их запросам.

4. Формы и методы индивидуального библиотечного обслуживания

Индивидуальное обслуживание читателей — это деятельность библиотекаря по удовлетворению их запросов, консультирование при самостоятельном выборе книг и в ходе процессов работы с ними.

В задачи индивидуального обслуживания входят:

удовлетворение информационных потребностей читателей;

развитие структуры и глубины интересов читателей;

содействие повышению уровня информационной культуры учащихся и их читательского развития;

организация сотрудничества библиотекаря и читателя на всем протяжении пользования читателем библиотекой.

К числу индивидуальных форм работы с читателями в настоящее время относятся беседы различного характера и формы индивидуального информирования. Для библиотек наибольшее значение имеют беседы, так как позволяют осуществлять непосредственный контакт между библиотекарем и читателем, учитывать его интересы и возрастные особенности, индивидуальные характеристики. В ходе беседы библиотекарь получает оперативную обратную связь, то есть может гибко менять тональность и содержание беседы, импровизировать в зависимости от ситуации. Среди бесед как формы индивидуальной работы различают беседы о рекомендуемой литературе, о прочитанных книгах, о библиотеке и информационных ресурсах.

Основные этапы индивидуального обслуживания

Для успешной работы с читателями библиотекарю необходима повседневная подготовка к ней. Многообразие интересов и запросов читателей требует от библиотекаря хорошей общеобразовательной и специальной подготовки, а главное – знание литературы. При этом библиотекарю необходимо постоянно пополнять и обновлять эти знания.

Подготовка библиотекаря к индивидуальной работе начинается с определения круга наиболее актуальных тем, для чего просматриваются новые номера журналов, газет, отмечается интересная информация. Просматривается новая литература, поступившая в библиотеку, намечаются группы читателей, которым было бы интересно с ней познакомиться.

Продумываются приемы, с помощью которых можно рекомендовать книги. Знакомясь с литературой, обращают внимание на все элементы книги (аннотацию, предисловие, комментарии, оглавление, иллюстрации), бегло просматривают сам текст, знакомятся с рецензиями, отзывами на книгу.

Индивидуальное обслуживание включает в себя несколько этапов:

Запись читателя (при записи читателя проводится беседа при записи, см. далее);

Прием и уточнение запроса (Читатели приходят с определенным спросом, зная автора, название книги, тему, жанр литературы, или с неопределенным спросом – «дайте что-нибудь почитать». Библиотекарь должен насколько возможно уточнить, конкретизировать, сузить запрос читателя. Можно воспользоваться каталогами, картотеками библиотеки, библиографическими пособиями.);

Поиск документов (осуществляется непосредственно библиотекарем в фонде);

Замена отсутствующих (читателю предлагаются книги тоже автора, другие книги по этой же теме, близки жанр литературы);

Оформление книговыдачи (уточняется время возврата литературы, условия продления, напоминается телефон библиотеки);

Прием использованных изданий (проводится беседа о прочитанной книге, см. далее).

Универсальным способом индивидуального обслуживания является индивидуальная беседа с пользователем библиотеки. Как отмечает В.И. Терешин беседа подразумевает непосредственный контакт библиотекаря и абонента на основе оперативной прямой и обратной связи между ними, проводится, как правило, экспромтом, способом импровизации, диалога, гибка – изменяется в зависимости от сиюминутной ситуации, настроения участников; характеризуется краткими, но емкими фразами, рассчитанными на немедленную ответную реакцию, позволяет выявить, получить, передать в минимум времени максимум информации.

Беседы выступает как самостоятельный способ, так и присутствует во всех других формах индивидуального обслуживания и включает три взаимосвязанных вида: беседа при записи читателя в библиотеку; рекомендательная беседа; беседа при получении от пользователя прочитанной книги.

Беседа при записи читателя в библиотеку. В ходе беседы собираются сведения о человека, пожелавшем стать читателем. Эти сведения играют важную роль при определении стратегии, общего направления работы с новым пользователем библиотеки. Во время беседы его знакомят с правилами пользования библиотекой, историей и традициями, которые сложились в библиотеке, с ее информационными возможностями, устанавливают уровень культуры чтения записывающегося. Можно выяснить интересы читателя, любимые отрасли знания и темы, любимые литературные жанры, писатели. Можно также выяснить, какими библиотеками пользуется читатель, если у него домашняя библиотека, ее состав. Если фонд открыт, нужно ознакомит каждого читателя с расположением фонда, с систематизацией и расстановкой книг в фонде. Если основной фонд закрыт, то необходимо упомянуть о системе каталогов и картотек, рассказать, что находится на открытом доступе. Можно рассказать о периодических изданиях, выписываемых библиотекой.

Рекомендательная беседа – особенно распространенный вид беседы в массовой библиотеке. При ее проведении учитываются содержание книги, подготовка читателя, а также характер его спроса. Рекомендательную беседу строят таким образом, чтобы читатель захотел прочесть книгу. Рекомендовать нужно книги действительно лучшие, социально значимые, пользующиеся популярностью и, в то же время, отвечающие мотивам чтения, потребностям и интересам самого читателя. Библиотекарь должен в себе воспитывать умение дать критическую оценку книге, опираясь на профессиональные знания, размышления о жизни и ее явлениях, собственный читательский опыт. При рекомендации книг читателям можно использовать следующие приемы:

Прием аналогии, когда библиотекарь, укрепляя и развивая наметившийся интерес читателя к книгам определенной тематики, жанра, формы подачи материала, географическим (краеведческим) или иным признакам, рекомендует ему аналогичные произведения печати, содержащие, однако, новую для читателя информацию.

Практическая ценность данной книги для читателя, возможность ее использования при выполнении производственных, научных, учебных заданий.

Подчеркивание новизны содержания, его достоверности (автобиографичности), указывание на связь с актуальными событиями, подчеркивание художественных достоинств книги.

Привлечение высказываний о книге авторитетных лиц (писателей, ученых, общественных деятелей), отзывов о книге других читателей.

Использование системы «мостиков», «переходов». Теория «мостов» была разработана А.А. Покровским и Л.Б.Хавкиной, предполагает постепенное переведение читателей как по мостику от низкопробной литературы к высокохудожественной. «Если любите читать про путешествия — переходите от выдуманных к настоящим путешествиям, а потом ищите хорошие книги про разные страны и про жизнь разных народов и хорошие руководства по географии». А.А. Покровский указывал, что через специально подобранные книги могут осуществляться переходы от исторических романов – к научно-популярным книгам по истории; от романов путешествий – к географии; от классиков художественной литературы – к критике и истории литературы. Путь от романа к научно-популярным книгам проходит через путевой очерк и документальный рассказ. Исследования показали тесную связь чтения научно-популярной и специальной литературы, научно-популярной и научной фантастики.

Содержание рекомендательных бесед зависит и от вида и жанра литературы. Характеризуя научную книгу, библиотекарь говорит о том, чем она отличается от других, что нового найдет в ней читатель по сравнению с уже известными ему изданиями. Иногда обращается внимание на дискуссионность затронутых в книге проблем. Учитывается степень подготовки читателя, доступность текста, читательское назначение книги.

Беседуя с читателем о художественном произведении, библиотекарь обращает внимание не только на его тему, но и на художественные особенности. Не рекомендуется пересказывать или раскрывать сюжет произведения. Это создает у читателя впечатление, что ему все уже известно о книге и читать ее незачем. Рассказывая о книге, нужно ее показывать читателю, вместе с ним полистать, посмотреть иллюстрации, аннотацию, предисловие, оглавление. Это способствует оживлению беседы и полезно для любого читателя.

Рекомендация книги должна создать у читателя определенный психологический настрой, убедить его в том, что книга соответствует его ожиданиям, является именно той книгой, за которой он пришел в библиотеку. Важно также заложить в сознании читателя критерии оценки книги, подсказать подход к пониманию ее содержания.

Беседа о прочитанных книгах. Такая беседа помогает выяснить, прочитал ли книгу читатель, как он к ней относится, понятно ли произведение, какую помощь оно оказало в практической работе. Важно не то, что читатель прочитал книгу, а то, что он получил из этой книги для своего духовного развития, что нового почерпнул из книги, какую пользу принесло чтение книги читателю в производственной работе, учебе и т.д.

Лучше всего, когда беседа представляет собой обмен мнениями о книге между читателем и библиотекарем. С малоподготовленными читателями нужно выяснить, как понята книга, с подготовленным читателем – его мнение о книге. Со взрослыми читателями следует избегать вопросов, требующих пересказа содержания.

В беседе с читателем об отраслевой литературе, прежде всего, необходимо узнать, какую помощь они оказали в практической работе, в повышении квалификации, в самообразовании. В разговоре о художественном произведении важно выяснить понимание эстетических особенностей, авторского замысла. Все это помогает читателю лучше осознать прочитанное.

Беседа о прочитанной книге позволяет проверить эффективность работы по стимулированию чтения и наметить дальнейшие пути рекомендации книг. Оценка книги, данная читателем, может быть использована в беседах с другими читателями. Особенно большое значение имеют отзывы читателей о книгах по их специальности.

Т.о., в настоящее время индивидуальное обслуживание – это диалог, равноправный обмен мнениями между библиотекарем и читателем. Однако, станет ли такое общение постоянным и продуктивным, во многом зависит от желания и компетенции, как библиотекаря, так и читателя.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Предыдущий:

Следующий: