отчет 3

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Консультативная и клиническая психология»

ОТЧЕТ

по дисциплине «Педагогическая психотехника»

на тему:

Планирование в стресс менеджменте студента в течение семестра и сессии

Выполнил:

студент группы ПК 1.2

Степанов А.С.

Преподаватель:

Д. Г. Сороков

Москва, 2013/2014 уч.год

Правильное предварительное планирование предотвращает плохие показатели.

Брайан Трейси

Моё выступление посвящено аспекту стресс менеджмента студента в течение семестра и сессии – планированию. Я постараюсь за 10 мин., данных мне, рассказать приемы, которые помогут «смягчить» влияния стресса в процессе обучения и аттестационного периода.

Сделаю небольшой обзор по истории стресса, а затем перейду к описанию планирования и демонстрации нескольких полезных приемов, которые Вы сможете применить на практике.

Создатель теории стресса является врач Ганс Селье (1907-1982). Поэтому определение стресса носит физиологический характер. Итак, стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

Таким образом, стресс по сути дела является целостной реакцией организма для адаптации в данных условиях. Известно, что человек, находящийся в состоянии умеренного стресса, чувствует себя мобилизованным, деятельность его оказывается более успешной, чем в спокойном состоянии. Такое состояние в психологии называется эустресс.

Когда напряжение становится слишком сильным, возникают торможение или суетливость. Такой стресс называется дистресс, и именно его обычно подразумевают, когда говорят о негативном влиянии стресса на здоровье человека.

К стрессорам в деятельности студента в течение семестра и сессии можно отнести информационные нагрузки, информационные неопределенности, ответственность и дефицит времени. В комплексе они могут вызвать панику, тревогу, забывание и другие нарушения в учебной деятельности.

Для предупреждения негативных последствий стресса и их профилактики предлагается использовать прием из тайм менеджмента – планирование.

Начнем с определения: планирование — это вид деятельности, связанный с постановкой целей, задач и действий в будущем(1). Вы, наверное, уже догадались, о чем пойдет далее речь.

Каждое планирование заключает в себе три «ступени»:

Постановка целей и задач;

Составление программы действий;

Выполнение пунктов.

Первый шаг понятен для всех, но все же мы должны его немного осветить для того, что было всё «максимально прозрачно». При постановке цели или задачи нужно определиться с делами, которые Вы имеете на данный момент. То есть составьте список всех своих дел. Далее целесообразно будет распределить их по таблице Эйзенхауэра. Данный шаг нужен только для того, чтобы отбросить все ненужные (неважные) дела, отнимающие у нас бесценное время. Последний этап первой ступени является выделение для себя таких критериев, как:

Цель должна быть предельно конкретна;

Цель должна быть измерима, чтобы можно было узнать, что она достигнута;

Цель должна быть достижима с точки зрения внешних факторов и внутренних ресурсов;

Для каждой цели должны быть намечены временные рамки. Требуется определить срок как для конечного, так и для промежуточных результатов.

Второй шаг – составление программы действий – заключается в составлении списка дел на бумаге и в органайзере на гаджете(2). Полезный прием, который называют «АБВГД»(3), заключается в том, что дела ранжируют, начиная с важных и срочных. А класса дела выполняются в первую очередь, а Д класса (иначе Д – Долой!) – в последнюю. Для расстановки приоритетов также используются цифры после букв. Таким образом, например, А1 – самое важное и срочное дело.

Не менее важным является следующее: список дел должен быть всегда под рукой или на видном месте. Утверждение, что «я всё и так запомню», является самонадеянным. Питер Дукер приводит в книге «Эффективный управляющий» аргумент, что люди в освещенном замкнутом помещение через несколько часов теряют ощущение движения времени, и если они захотят подсчитать, сколько времени прошло, то сильно ошибутся в своих расчетах, потому что, полагаясь на память, они не замечают, на что расходуется время (3).

В заключение второго шага скажу о том, что бумагу для списка дел лучше использовать яркую (для привлечения собственного внимания), а из приложений для гаджетов рекомендую Google Keep и Evernote.

Заключительный шаг – выполнение пунктов – важен психологическим эффектом. Выполнив очередную задачу из списка, обязательно вычеркивайте её. Во-первых, это даст Вам наглядно видеть, что дела выполняются — список сокращается, т.е. вы не стоите на месте, а во-вторых, возможно, воодушевит Вас и зарядит энергией для продвижения по намеченному пути (3).

Для увеличения эффективности следует каждый вечер «прокручивать» в голове, что Вы успели сделать за этот день, отмечая нюансы и положительные стороны. Затем планировать следующий день.

Ещё один вид планирования, разработанный Олегом Матвеевым и описанный Иваном Прыг, является «спонтанное планирование» для людей «иррациналов», т.е. для тех, кого угнетает планирование тайм менеджмента (4). Вкратце к иррационалам относятся люди, которые имеют увлечение в разных областях, спонтанны в выборе и непродолжительны в деле (из-за угасания интереса). По мнению автора, слабости таких людей являются их преимуществом, помогающим развиваться параллельно в нескольких областях.

Итак, спонтанное планирование основывается на пяти принципах.

«Иррационалы не доводят начатое до конца…»- это недостаток, как отмечает автор, решением для которого является разрешением себе двигаться в нескольких областях.

«Однообразие и монотонный труд убивают мотивацию»,- считает автор, поэтому предлагает разнообразить свою деятельность и спонтанно переключаться между разными областями.

«продуктивность по настроению»,- пишет автор и подмечает, что это как бы сигнал тому, что есть настроение делать что-то другое из списка дел, который иррационал должен держать при себе для того, что была возможность выбрать интересное и нужное ему занятие.

Не допускать превышений, по мнению автора, является четвертым принципом и заключается в том, чтобы отследить оптимальный момент завершения того или иного действия (5).

Пятый принцип по сути является вторым: «контролируйте направления». Т.е. переключение между намеченными деятельностями из списка с задержкой на время, не превышающее превышения (5).

Спонтанное планирование нуждается в доработке, тем не менее интересные идеи из него уже можно применить на практике для решения проблем.

В заключение стоит сказать, что в свой список дел стоит включить не только учебную деятельность, но и также спортивную, рабочую, семейную и некоторые другие. В противном случае может произойти последовательное активирование трех стадий стресса, в конце которых истощение.

Итого слов

875

Список использованной литературы

Планирование. – Электрон. ст. — Режим доступа к ст.: http://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php/Планирование

гаджет. – Электрон. ст. — Режим доступа к ст.: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/43970/гаджет

Тайм-менеджмент: простые способы управления временем. – Электрон. ст. — Режим доступа к ст.: http://psyfactor.org/lib/time-management-2.htm

Пирог И. Спонтанное планирование для тех, кто ненавидит тайм менеджмент. – Электрон. ст. — Режим доступа к ст.: http://www.ivanpirog.com/posts/spontannoe-planirovanie-dlya-tex-kto-nenavidit-tajm-menedzhment/

Пирог И. Формула успеха: спонтанное планирование и жизнь в потоке. – Электрон. ст. — Режим доступа к ст.:http://www.ivanpirog.com/posts/formula-uspexa-spontannoe-planirovanie-i-zhizn-v-potoke/





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Предыдущий:

Следующий: