зарубежка вопросы к экзамену

Зарубежная литература XIX в. Романтизм.

Особенности историко-литературного процесса XIX в. Романтизм и реализм как две основные литературные тенденции XIX в.

Литературные и внеэстетические предпосылки романтизма. Романтическое мироощущение, романтизм как литературное направление и стиль (метод). Периодизация. Национальная специфика.

Двойственность и стремление к универсальности как основные черты романтизма. Связь с Просвещением и отталкивание от него; ренессансные черты в романтизме; роль Средних веков в системе идей и форм романтизма; отказ от нормативности классицизма. Субъективное начало в романтизме. Концепция личности, любви и природы. Концепция мира. Своеобразие историзма романтиков. «Местный колорит», «живописность» романтизма. Принцип типизации. Роль воображения. Восприятие Шекспира, Сервантеса, Гете, Кальдерона, Гоцци. Основные жанры романтизма. Главные представители.

Романтизм в литературе Германии.

Генезис, периодизация, национальные особенности немецкого романтизма. Парадигматичность немецкого романтизма.

Ранний немецкий романтизм: И.Х.Ф. Гельдерлин, В.Г. Вакенродер («Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Иосифа Берлингера» как воплощение взглядов автора).

Йенская школа. Роль философии Ф. Шеллинга в формировании эстетики романтизма. Эстетические представления Ф. Шлегеля и А.В. Шлегеля как теоретическая основа творчества йенцев. «Люцинда» Ф. Шлегеля как воплощение эстетических и философских идей автора. Творчество Л. Тика (новеллы, комедии, роман «Вильям Ловель»), Новалиса («Фрагменты», лирика, «Ученики в Саисе»).

Гейдельбергская школа. Изменение нравственных, религиозных, философских, эстетических и социальных ориентиров. Ориентация гейдельбергских романтиков на народное искусство, их патриотическая и фольклористическая деятельность: сказки братьев Гримм, сборник А. фон Арнима и К. Брентано «Волшебный рог мальчика».

Поздний немецкий романтизм: переосмысление идей и образов раннего романтизма в творчестве Г. фон Клейста, А. фон Шамиссо (лирика), Э.Т.А. Гофмана, Й. фон Эйхендорфа («История одного бездельника»); взаимопроникновение романтических и реалистических мотивов в творчестве Г. Гейне.

Романтизм в литературе Англии.

Генезис, периодизация, национальные особенности английского романтизма. Творчество Блейка — предвосхищение идей и форм английского романтизма.

«Озерная школа». Предисловие к «Лирическим балладам» У. Вордсворта – первый манифест романтизма в Англии. Творчество У. Вордсворта, С.Т. Кольриджа, Р. Саути.

Лондонские романтики. Значение творчества Дж. Китса.

Эстетические взгляды и творчество и Дж.Г. Байрона (стихотворения, «восточные поэмы» и ориентализм Байрона, философская драматическая поэма «Манфред», «роман в стихах» «Дон-Жуан»). Влияние Байрона на русскую литературу.

Позднего английский романтизм (А. Теннисон, Р. Браунинг, А.Ч. Суинберн, прерафаэлиты): восприятие эстетики реализма; предощущение декаданса.

Романтизм в литературе Франции.

Генезис, периодизация, национальные особенности французского романтизма.

Формирование романтической эстетики в работах Ж. де Сталь и Ф.Р. де Шатобриана («О влиянии страстей…», «О литературе…», «О Германии», «Опыт о революциях», «Гений христианства»). Творчество писателей школы Ж. де Сталь и школы Ф.Р. де Шатобриана.

Эволюция и основные модификации французского романтического романа.

Французская романтическая поэзия. Обновление поэтического языка. Творчество А. де Ламартина, А. де Виньи, В. Гюго.

Романтизм в литературе США.

Генезис, периодизация, национальные особенности американского романтизма.

Нативизм и оптимизм раннего американского романтизма. Творчество В. Ирвинга и Дж.Ф. Купера.

Зрелый американский романтизм. Трансцендентализм как литературно-философское течение, его представители Р.У. Эмерсон и Г.Д. Торо.

Поздний американский романтизм: творчество Н. Готорна, Э. По (лирика: «Ворон», «Аннабель Ли»), Г. Мелвилла, Г.У. Лонгфелло.

Заключение. Значение романтизма в истории зарубежной литературы.

Значение романтизма в истории зарубежной литературы. Влияние западноевропейского романтизма на русскую литературу.

Вопросы:

Общее понятие о западноевропейском романтизме: время и причины появления, его основные свойства, периодизация.

Йенский романтизм. Понятие о романтической иронии.

Место романа «Генрих Фон Офтердинген» в творчестве Новалиса.

Творчество Л. Тика.

Философия Гельдерлина, тема природы и любви в его лирике и романе «Гиперион».

Основные черты гейдельбергского романтизма, его представители.

Творчество Г. фон Клейста.

Творчество Гофмана.

«Житейские воззрения кота Мурра» Гофмана: общая характеристика.

Особенности английского романтизма, основные представители.

Основные идеи и образы поэзии У. Блейка.

Специфика баллад Р. Саути.

Тема природы и воображения в лирике Вордсворда.

Кольридж о воображении. Романтическая действительность в поэме Кольриджа «Старый моряк», специфика психологизма у Вордсворда и Кольриджа.

Первый период творчества Байрона.

«Паломничество Чальд-Гарольда» как новый тип романтической поэмы и романтического героя.

Выбор сюжета и его переосмысление в «Дон Жуане» Байрона.

Лирическая поэзия Байрона, ее проблематика.

Творчество Шелли.

Романтическое видение и отражение мира в поэзии Китса.

Романтический исторический роман В. Скотта.

Анализ 1 из исторических романов В. Скотта.

Основные черты французского романтизма. Периодизация. Основные представители.

Основные типы французского романтического романа.

Французский исторический роман. Дюма, Гюго.

Французский психологический роман. Пушкин и Констан.

Творчество В. Гюго. «Предисловие к драме «Кромвель»» Гюго как манифест французского романтизма.

Эволюция исторического романа Гюго (от «Собора Парижской Богоматери» к «93-му году»).

Тема униженных и отверженных в романах Гюго.

Драматургия Гюго.

Поэзия Гюго.

Французский социальный роман (Ж. Санд, Ш. Нодье).

Американский романтизм. Основные положения статьи Э. По «Философия искусства».

Новеллистика Э. По.

Поэзия Э. По.

Романы Ф. Купера: специфика героя и сюжета.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Предыдущий:

Следующий: