Урок химии Уникальное вещество планеты

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о воде, расширить представление о свойствах и значении воды в природе и жизни человека

Тип урока: урок получения новых знаний

Образовательные задачи

  • Расширить знания о физических  свойствах воды
  • Показать зависимость свойств воды от строения ее молекулы
  • Обобщить знания о значении воды в природе и жизни человека
  • Отработка умений работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами
  • Доказать уникальность воды
  • Укреплять межпредметные связи (литература, биология, физика, экология, история)

Воспитательные задачи

  • Расширение мировоззрения в связи с изучаемой темой
  • Способствовать пониманию необходимости бережно относиться к водным ресурсам

Развивающие задачи

  • Развивать интерес к предмету, используя различные методы и средства обучения
  • Совершенствовать химический язык, путём введения новых терминов
  • Развивать творческую активность учащихся, путем введения дифференцированных заданий
  • Развивать умения к поиску дополнительной информации из разных источников

Методы обучения

  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические
  • Игровые
  • Исследовательский эксперимент
  • Проблемно-поисковые

Реактивы и оборудование

Компьютерная презентация, компьютер, проектор, экран.

На каждую парту лоток, в котором:

  • 2 стакана с водой (обычной и дистиллированной)
  • Пробирка с поваренной солью
  •  палочка для перемешивания
  •  Пипетка
  •  держатель для пробирок
  • 2 предметных стекла.
  • Пронумерованные пробирки (№1, №2)

Ход урока

На нашей планете много объектов живой и неживой природы. Из чего они состоят? (из веществ). На какие группы делятся все известные вещества? (простые и сложные, органические и неорганические). Какое вещество самое распространенное на нашей планете? (вода). Итак, о воде и пойдет речь на нашем уроке. Вода-вещество привычное, но в тоже время необычное и даже уникальное. В чем же её необычность и уникальность попробуем разобраться.

Посмотрите, какой эпиграф я выбрала для нашего урока «Все есть вода». Попробуем доказать или опровергнуть это утверждение. Итак, ныряем в воду. А нырнуть есть куда, стоит только посмотреть на глобус. Какого цвета на нем больше всего? (голубого).
Сколько процентов занимает вода? (70%). В каком агрегатном состоянии мы встречаем воду в природе? (жидкое, твердое, газообразное). Вода – это уникальное соединение на планете, которое встречается в природе в трех агрегатных состояниях. Кроме того, вам известно, что вода входит в состав всех живых организмов, посмотрите на данные, приведенные в таблице.

Содержание воды в некоторых живых организмах

Содержание воды в некоторых тканях и органах человека

Медуза-99%

Мышцы, сердце-75%

Рыба-80%

Мозг-85%

Человек-65%

Кровь-83%

Арбуз-98%

Глаза-95%

Морковь-90%

Эмаль зубов-0,2%

Посмотрите на эти 12 стаканов, именно столько воды теряем мы ежедневно, тратим на процессы жизнедеятельности. Нам надо пополнять её запасы. А как вы думаете, сколько % воды, от её общего объема на планете мы можем использовать? (ответы).

Общий объем воды ->
пресная вода->
доступная пресная вода ->
используемая пресная вода
100%(2 х1018тонн)  
3%
0,5% 
(0,003%)

Всего три тысячных процента, это так мало! А расходуется она очень быстро! Как восполняются запасы воды в природе? Почему говорят, что она бессмертна? Она умирает и возрождается вновь, как птица Феникс!
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к схеме, которую необходимо закончить, чтобы у нас была ясная картина.

Круговорот воды в природе

  1. Любой водоем.
  2. Лужа высохла до дна, будто не было вчера. О каком явлении идет речь? (испарение)
  3. Белая вата, по небу плывет куда-то (облака)
  4. Биологическое испарение у растений (транспирация)
  5. Явление, при котором запотевают очки, когда входишь из холодного помещения в теплое, или дышишь на зеркало, стекло (конденсация)
  6. Приходил, стучал по крыше, уходил никто не слышал (дождь)

Сделаем вывод, какие процессы являются главными в круговороте воды в природе?

Запишем:

А)_______________
Б)________________
В)________________

На следующем этапе нашего познания мы будем составлять визитную карточку воды.

Визитная карточка воды.

1. Портрет воды впервые придумал и нарисовал английский ученый Джон Бернал, сидя в аэропорту под шум дождя, из-за которого была нелетная погода.
24 июня 1783 года ученые Антуан Лавуазье и Пьер Лаплас доказали, что вода сложное вещество. Они получили её из водорода и кислорода.

2. Уникально-аномальные свойства воды

Внимание эксперимент!!!

Давайте посмотрим на воду не глазами обычного человека, а глазами ученого. Перед вами 2 стакана. В синем стакане — дистиллированная вода (в природе её не существует, она получается в результате очистки).
В прозрачном-питьевая вода

Техника безопасности: горящую спичку тушите взмахом руки, горящее сухое топливо тушите колпачком!

Свойства воды

Дистиллированная вода (очищенная, в природе её не существует). Пробирка №1

Питьевая вода.Пробирка №2

Какого цвета?

Агрегатное состояние при комнатной температуре?

Имеет ли запах?

Какая на вкус?

Что остается на стекле после испарения воды?

Что произошло с солью при добавлении к воде и перемешивании?

Мало какая реакция протекает без участия воды. Вода взаимодействует как с простыми так и со сложными веществами.
Еще в 18 веке вода послужила эталоном для выбора единицы массы. Какова плотность воды? (1г/см³)

Как изменяется плотность веществ при переходе из жидкого состояния в твердое?
_________________________, а плотность воды ___________________________.

Лед плавает на поверхности воды? (его плотность меньше, чем плотность воды. Плотность льда 0,91г/см³).

Природа все мудро предусмотрела, в противном случае, если бы лед был тяжелее воды, он опускался бы на дно и водоемы полностью промерзали, большинство живых организмов погибло бы.

Как изменяется объём веществ при их охлаждении, замерзании?
_________________________, а объём замерзшей воды_________________________.

Почему работники жилищно-коммунальных хозяйств  боятся допустить замерзания воды в трубах в зимнее время? (при замерзании воды её объем увеличивается и трубы лопаются).

В довершение всего могу добавить, что вода имеет очень высокую теплоемкость, регулирует температуру на земном шаре, определяет климат. А также обладает большим поверхностным натяжением, поэтому клопы-водомерки могут бегать по её поверхности.

Вот вам и вода- вещество привычное, но в тоже время, обладающее аномальными, необычными свойствами. В чем же тут кроется секрет? Такие уникальные свойства воды зависят от строения её молекул.  Оказывается формула воды вовсе не , (запишем),где n может быть от 2 до нескольких десятков. Молекулы воды соединяются друг с другом водородными связями, образуя ассоциаты.  Посмотрите, как выглядят молекулы воды в газообразном, жидком и твердом состояниях.
Трудно переоценить роль воды в жизни человека, давайте посмотрим несколько слайдов о значении воды.

Безбрежная ширь океанов и тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана, все это – только вода.
Высокие гребни, вздымая, бушует морская вода
И топит, как будто играя, большие морские суда.
В кружево будто одеты, деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою это, а в сущности, только вода.

А теперь вернемся к нашему эпиграфу урока. Как вы думаете, верно он подобран, сумели мы доказать его? Я думаю, что сегодня вы узнали много нового о самом уникальном веществе природы, обладающим безграничными возможностями, которое нужно ценить и беречь! У вас в тематической карте есть памятка с полезными советами по применению воды. Я думаю, вы обязательно ими воспользуетесь в целях сохранения своего здоровья.

Проверь себя!

Задания репродуктивного уровня

Выберите один правильный ответ:

1. Вода состоит из: а) 3 элементов б) 2 элементов в) 4 элементов г) 1 элемента
2. Восполнение запасов воды в природе называется: а) водоворот б) испарение
в) круговорот  г ) конденсация
3. Испарение у растений это: а) фотосинтез б) диффузия в) ассимиляция г) транспирация
4. К физическим свойствам чистой воды не относится: а) прозрачность б) t кипения=1000 С°
в) p=0,91г/см³  г) р=1г/см³
5. Правильная формула воды:

Задания эвристического уровня

1. Почему в паровой утюг не рекомендуется наливать водопроводную воду?
2. Почему в аквариум нельзя наливать кипяченую воду?
3. Про доброго, трудолюбивого, безотказного человека говорят: «Да он же золотой человек!». А если бы человек действительно был сделан из золота, и его удельная теплоемкость была бы как у золота, чтобы с ним произошло после выпитой чашки горячего чая?
4. Почему вода, попадая в трещины горных пород и асфальта, замерзая, разрушает их?
5. Вычислите, сколько литров содержится в Вас воды, если доля воды в организме человека 65%?
6. Как простым способом доказать, что в состав воздуха входит вода?

Задания творческого уровня

1. Что будет с людьми и планетой, если вся вода исчезнет?
2. Определите степень загрязненности местного водоема, основные источники загрязнения и составьте проект его очистки.
3. Составьте и осуществите проект «Экономия воды в быту».

Полезные советы по применению воды.

  • Сидя перед компьютером, каждые полчаса, делайте несколько глотков чистой  воды, это предотвратит слипание эритроцитов (клеток крови) и продлит Вам жизнь!
    Если вы заболели, пейте как можно больше воды, она вымывает токсины из организма!
    Начинайте день с 0,3 литров воды, чтобы насытить организм водой после сна
    При занятии интеллектуальной деятельностью пейте обязательно, так как мозг чувствительнее всех органов реагирует на обезвоживание
  • И помните, что кипяченую воду пить нежелательно – это мертвая, бесполезная вода!
  • Пейте пропущенную через фильтр воду или бутилированную!
  • Нельзя воду заменять газированными напитками, кофе и т.д.

Тематическая карта урока.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: