доклад приватизация эконом теория

План:

Приватизация – формы, цели и признаки.

1.Термин

2.Направления:

— малая

— массовая

— по индивидуальным проектам

— в области с/х

3.Программа массовой приватизации

4. Этапы приватизации

5. Глоссарий

6. Литература

Приватизация- приобретение у государства гражданами и юридическими

лицами объектов государственной собственности или акций государственных

акционепных обществ.

Приватизация в Казахстане

В соответствии с разработанной программой в республике осуществляется

приватизация государственных предприятий и организаций с преобразованием их

в частные или смешаные государственно-частные акционерные компании и

товарищества.

Приватизацию осуществляет Государственный комитет Республики Казахстан

по государственному имуществу и его территориальные органы с участием

министерств, ведомств и местных администраций.

Реформа собственности в Казахстане прошла уже два этапа. Первый этап

охватил период с 1991 по 1992 года и концентрировался, в основном, на

продаже объектов торговли и сферы услуг, а также на передаче

государственной собственности трудовым коллективам предприятий. В это время

более 2500 крупных и около 4000 малых перешли в негосударственный сектор

экономики.

При этом полностью частным стало лишь каждое пятое предприятие,

прошедшее через разгосударствление, преимущественно в сфере сельского

хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Второй этап реформы проходил с 1993 по начало 1996 года. Все

предприятия республики в зависимости от численности персонала и отраслевой

принадлежности были поделены на четыре группы, для каждой из которых

предусматривались различные способы приватизации.

Направления приватизации:

-продажа мелких предприятий через местные

аукционы

-массовая приватизация средних и крупных

предприятий

-приватизация очень крупных предприятий по

индивидуальным проектам

-приватизация в области сельского хозяйства и

сектора переработки с/х продукции

Малая приватизация.

Эта программа предполагает приватизацию предприятий, с численностью

работающих до 200 человек. Продажа происходит через местные аукционы, где

граждане могут купить основные средства предприятия либо за наличные, либо

за неиспользованные жилищные купоны. Программа была изначально

сконцентрирована на предприятиях оптовой и розничной торговли и сферы

услуг.

В рамках малой приватизации было продано 11 тыс. Объектов, что

составляет около 2/3 всех объектов, подлежащих малой приватизации, и

одновременно наиболее важными для удовлетворения потребностей населения — в

торговле, общественном питании и сфере услуг — приватизировано 84%

предприятий.

Малая приватизация закончилась в середине 1997, и было приватизировано

около. 14 000 предприятий.

Массовая приватизация

Программа массовой приватизации, была предусмотрена на втором этапе

приватизации и начала осуществляться в 1993 году. Она основывается на

распределении приватизационных купонов среди населения. Граждане имели

право вкладывать купоны в специальные инвестиционные фонды, которые затем

использовали эти купоны для приобретенияя акций государственных

предприятий. Программа массовой приватизации рассчитана, главным образом,

на средние и крупные предприятия (от 200 до 5000 работающих).

Приватизация по индивидуальным проектам.

Крупные предприятия, с численностью более 5000 работающих и

предприятия особого государственного значения, такие как предприятия

добывающей промышленности, или природные монополии должны быть

приватизированы на основе Программы приватизации по индивидуальным

проектам. В целом, под эту категорию подпадают около 170 предприятий.

Целью такого подхода является принятие решений, максимально

принимающих во внимание условия на каждом предприятии. Здесь не существует

модели для определения доли государственной и частной собственности

инвестора, в отличие от Программы массовой приватизации. Методы продажи

также отличаются от компании к компании, но предполагается проведение

международных тендеров и контрактов на управление.

Приватизация в области сельского хозяйства и сектора переработки с/х

продукции.

Существует около 4000 государственных сельскохозяйственных предприятий

и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции.

Государственные предприятия коллективизируются и земля распределяется между

отдельными членами коллектива.

Государственные предприятия сектора переработки сельскохозяйственной

продукции и агросервиса также приватизируются по этой программе с передачей

акций коллективам, отдельным сотрудникам и сельскохозяйственным

производителям. При этом цены устанавливаются на приемлемом уровне с

поправкой на инфляцию. Несколько крупных перерабатывающих предприятий будут

проданы по Программе приватизации по индивидуальным проектам.

Программа массовой приватизации.

Все граждане Казахстана (включая детей) получили купонные книжки, при

этом жителям городов начислялось по 100 купонов, а сельским жителям по 120

с целью частичной компенсации разницы в материальном положении.

Распределение купонных книжек закончилось в конце 1993 года через сеть

Национального Банка. В целом было выдано более 15,5 млн. купонных книжек,

т.е. охвачено около 90 % всего населения.

Схема разработана таким образом, что инвестиционные купоны

регистрировались за их индивидуальными владельцами и не подлежали передаче

или продаже, как в схеме ваучерной приватизации, использованной в Чешской

Республике. Купоны могли быть только вложены в частные приватизационные

инвестиционные фонды (ИПФ), которые выпускали свои акции в обмен на купоны.

ИПФ, в свою очередь, приобрели акции государственных предприятий на

купонных аукционах. Только лицензированные ИПФ, которых насчитывается около

170, могли участвовать в аукционах.

Предприятия, которые были включены в Программу массовой приватизации,

сначала преобразовывались в акционерные общества, в которых 100% акций

принадлежало государству. Затем, до 10% акций бесплатно передавалось

сотрудникам компании в виде привилегированных акций. После этого 51% или

более акций выставлялось на продажи через купонные аукционы для ИПФ,

государству должно было остаться максимум 39 %.

С мая 1994 года по февраль 1996 года в Казахстане на 22 купонных

аукционах были выставлены на продажу свыше 1700 предприятий. На этих

аукционах были реализованы акции, представляющие уставный фонд предприятий

номинальной стоимостью 1261.5 млн. тенге.

Общее количество купонов выданных населению республики — 1,5

миллиардов купонов, из них 1131.5 млн. купонов население сдало в ИПФ. Все

собранные купоны были погашены в ходе аукционов.

Реализация политики разгосударствления и приватизации в Казахстане осуществлялась в четыре этапа, каждый из которых являлся логическим продолжением предыдущего. Каждый этап сопровождался выработкой соответствующей нормативной правовой базы и реализацией программ, определяющих ход дальнейших преобразований. Первый этап (1991-1992 годы) – начало реструктуризации государственной собственности путем акционирования большинства предприятий с различной степенью государственного участия. На этом этапе приватизация носила инициативный характер: государственные органы принимали решение о приватизации только после подачи коллективом предприятия заявки на приватизацию. Посредством аукционов и конкурсов в течение 1991-1992 годов было приватизировано 4770 объектов, в том числе 472 совхоза, переданных в коллективную собственность. Объекты розничной торговли, общепита, бытового обслуживания, коммунального хозяйства составили 60% от общего количества приватизированных предприятий. 

Результаты первого этапа приватизации послужили толчком для развития предпринимательства в Казахстане, положили начало формированию в стране частной собственности. 

Второй этап (1993-1995 годы) характеризуется созданием единой системы управления и приватизации государственной собственности, осуществлением массовой приватизации, а также приватизации по индивидуальным проектам и объектов агропромышленного комплекса. Всего за эти два года в рамках малой приватизации, суть которой заключалась в аукционной и конкурсной продаже объектов торговли, бытового обслуживания и промышленных предприятий с численностью до 200 человек, было реализовано более 6 000 объектов. Одновременно осуществлялась работа по акционированию государственных предприятий. Это явилось началом массовой приватизации (предприятия с численностью от 200 до 5000 работающих) и приватизация по индивидуальным проектам (предприятия с численностью работающих свыше 5000 человек).В рамках этих направлений приватизации было реализовано свыше 400 объектов. В рамках приватизации агропромышленного комплекса продано 1967 предприятий, что составило 93% всех объектов АПК. Третий этап (1996-1998 годы) стал переходом к секторным программам приватизации в электроэнергетике и нефтегазовой отрасли. Для каждой из этих отраслей была разработана специальная программа пообъектной приватизации, преимущественно по индивидуальным проектам с учетом предложений заинтересованных центральных и местных органов исполнительной власти Казахстана и привлечением квалифицированных консультантов. В результате реализации третьего этапа было приватизировано 14686 объектов государственной собственности. Участие иностранного капитала в приватизационных процессах, использование зарубежного опыта в управлении отечественными предприятиями подтвердили правильность выбора стратегии по привлечению прямых иностранных инвестиций. Четвертый этап (1999-2000 годы) характеризуется новыми подходами по распределению полномочий между уровнями государственного управления и распоряжения государственной собственностью. Ключевым моментом данного периода явилось разделение государственной собственности на республиканскую и коммунальную. Предоставление Акимам областей, городов Алматы и Астаны права принятия решений и осуществления приватизации объектов коммунальной собственности реально способствовало укреплению местного государственного управления, обеспечению финансовой и экономической самостоятельности регионов. Так, в 1999 году в коммунальную собственность были переданы государственные пакеты акций и доли участия в 953 акционерных обществах и хозяйственных товариществах. В период 1999-2000 годов было продано 6688 объектов государственной собственности. В 2000 году была одобрена Концепция управления государственным имуществом и приватизации, на основе которой были приняты и реализованы две программы повышения эффективности управления государственным имуществом и приватизации на 2001-2002 годы и 2003-2005 годы. В целях усиления государственного контроля над стратегическими отраслями экономики в 2003 году был принят Закон Республики Казахстан «О государственном мониторинге собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение». В 2005 году в республиканский бюджет от проданных и выкупленных объектов приватизации поступило 11 074 млн. тенге. Комитетом госимущества и приватизации, а также его областными подразделениями в 2005 году было продано 1 239 объектов государственного имущества. От общего числа приватизированных объектов 16 единиц (1,3%) составили госпакеты акций и государственные доли участия;9 единиц (0,7%) – имущественные комплексы, подразделения и структурные единицы государственных предприятий и учреждений; 1 214 единиц (98%) – «прочее государственное имущество», в которое включаются отдельные виды внеоборотных активов государственных предприятий и учреждений, объекты недвижимости и социальной сферы, не включенные в уставные капиталы акционерных обществ, хозяйственных товариществ, но находящиеся у них на балансе. Все проданные в 2005 году объекты являлись республиканской собственностью. Из них 3 объекта государственной собственности относятся к горнодобывающей промышленности (2648,7 млн. тенге за объект), 6 единиц – к обрабатывающей промышленности (19658,2 млн. тенге за объект), 4 единицы – к «прочим видам деятельности» (278,5 млн. тенге за объект). Наибольшее количество объектов республиканской собственности в 2005 году было приватизировано в городе Астана (214 объектов, средняя цена продажи за 1 объект составила 416,2 тыс. тенге), городе Алматы (100 объектов, средняя цена продажи за 1 объект составила 2053,3 тыс. тенге), Восточно-Казахстанской (123 объекта, средняя цена продажи за 1 объект – 137,5 тыс. тенге), Карагандинской (78 объекта, средняя цена продажи за 1 объект – 884,9 тыс. тенге) областях. В 2005 году наибольшее количество предприятий было продано через открытые аукционы: по английскому методу (с повышением стартовой цены) – 39,5%, что составляет 479 объектов от числа реализованных за этот период; по голландскому методу (стартовая цена при продаже понижается с объявленным шагом) – 59,5%, или 722 объекта. При этом по голландскому методу реализация объектов на 20% выше, чем по английскому методу. Через аукционы в 2005 году было продано 96,5% объектов, относящихся к категории «прочие» (недвижимость, объекты незавершённого строительства, отдельные машины, оборудование, транспортные средства). При этом 60,5% объектов продавались посредством голландского метода (с понижением стартовой цены), что связано, в первую очередь, с малой привлекательностью большинства выставляемых на продажу «прочих объектов». Всего за период 1991-2005 годов осуществлена приватизация 39853 объектов государственной собственности, из них: 3 709 государственных пакетов акций акционерных обществ и 36050 имущественных комплексов, объектов недвижимости, незавершенного строительства и иных объектов. Доходы от приватизации за все эти годы составили 334 млрд. 216 млн. тенге, в том числе 68 млрд. 54 млн. тенге перечислено в Национальный Фонд Республики Казахстан.

Глоссарий

1.Приватизация — это передача объектов государственной собственности другим субъектам экономики (гражданам, предприятиям, организациям).

2.Рынок — система экономических отношений по поводу предпринимательской деятельности на основе многообразных форм собственности и обмена ее результатами

3. Отношения — отношения между людьми, выражающие конкретную форму присвоения-отчуждения благ, в собственности средств производства.

4. Товар — продукт труда, способный удовлетворить какую-либо потребность потребителя и обмениваться посредством купли-продажи

5. Разгосударствление — совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике

6.Малая приватизация — передача или продажа из государственной собственности предприятий услуг, сферы обслуживания, небольших магазинов и т.п

7. Концессия — метод приватизации, при котором частный инвестор за фиксированную плату или определенный процент от прибыли получает право использовать принадлежащие государству основные активы. Оставшаяся часть дохода от концессии находится в распоряжении частного инвестора.

8. Коммерциализация — первый этап приватизации государственного предприятия, на котором управляющие государственным предприятием несут ответственность за финансовые результаты деятельности предприятия, а государство прекращает предоставление дотаций на покрытие убытков от хозяйственной деятельности

9. Реприватизация — передача в частную собственность государственного имущества, ранее принадлежавшего частному капиталу и подвергшегося в свое время национализации.

10. Аукцион — способ продажи товаров на основе конкурса покупателей.

11. Ваучер — документ, дающий право на участие в приватизации посредством его обмена на акции приватизируемого предприятия.

12. Выкуп предприятия — форма приватизации либо посредством покупки предприятия, либо посредством передачи его в аренду трудовому коллективу с последующим выкупом.

13. Концессия — метод приватизации, при котором частный инвестор за фиксированную плату или определенный процент от прибыли получает право использовать принадлежащие государству основные активы.

14. Риэлтор — маклер по операциям с жильем или другими видами недвижимости.

15. Акционирование — процесс трансформации государственного предприятия в акционерное общество открытого типа.

Литература

Под ред. Райзберга Б.А. «Курс экономики» 2000

Под ред. Карибжановой Ж.С. «Приватизация» 2001

Справочник бизнесмена «Казахстан»

Казахстан — 2030 /«Казахстанская правда»





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Предыдущий:

Следующий: