вопрос 16 по прикл эконом

Управление инвестициями и проектами нововведений

1 Управление инвестициями и проектами нововведений

Управление инвестициями включает в себя:

управление инвестиционной деятельностью на государственном уровне, что предполагает регулирование, контроль, стимулирование инвестиционной деятельности законодательными и регламентирующими методами;

управление отдельными инвестиционными проектами, которое включает в себя планирование, организацию, координацию, контроль в течение жизненного цикла инвестиционного проекта путем применения системы современных методов и техники управления;

управление инвестиционной деятельностью отдельного хозяйствующего субъекта — предпринимательской фирмы, которое предполагает выбор объектов инвестирования и контроль за протеканием процесса инвестирования.

1,1 Этапы управления инвестициями

На уровне фирмы управление инвестиционной деятельностью направлено на обеспечение реализации наиболее эффективных форм вложения капитала. Исходя из этого управление инвестициями включает в себя несколько этапов, основные из них перечислены на рисунке 1:

Рис.1 Этапы управления инвестициями

1. Первый этап управления инвестициями на уровне предприятия — это анализ инвестиционного климата страны. Он включает в себя изучение следующих прогнозов:

динамики валового внутреннего продукта, национального дохода и объемов производства промышленной продукции;

динамики распределения национального дохода (накопление и потребление);

развития приватизационных процессов;

государственного законодательного регулирования инвестиционной деятельности;

развития отдельных инвестиционных рынков, в особенности денежного и фондового.

2. Следующий этап — выбор конкретных направлений инвестиционной деятельности фирмы с учетом стратегии ее экономического и финансового развития. На этом этапе фирма определяет отраслевую направленность своей инвестиционной деятельности, а также основные формы инвестирования на отдельных этапах деятельности. Для этого изучается инвестиционная привлекательность отдельных отраслей экономики — их конъюнктура, динамика и перспективы спроса на продукцию этих отраслей.

Инвестиционная привлекательность отраслей экономики оценивается в ходе индустриального анализа, состоящего из трех частей:

определение стадии жизненного цикла отрасли;

определение позиции отрасли в отношении делового цикла;

качественный анализ и прогнозирование перспектив развития отрасли.

Существуют следующие стадии жизненного цикла отрасли:

пионерная стадия, характеризующаяся ростом объема продаж и прибылей с ускорением, высоким уровнем риска и конкуренции, наличием новых участников рынка и относительно низким уровнем капиталовложений;

стадия расширения, основные черты которой — рост объема продаж без ускорения или с некоторым замедлением, прекращение роста цен или небольшое их снижение, резкий приток инвестиций и высокие затраты на создание, приобретение машин, оборудования, увеличение выплачиваемых дивидендов;

стадия стабилизации — прекращается или замедляется рост продаж и прибылей, заканчивается модернизация продукции, ассортимент стабилизируется, останавливается рост капитальных затрат и наблюдается их снижение;

стадия затухания, характеризующаяся уменьшением числа компаний, занятых в отрасли, прибылей, продаж и капиталовложений.

Для инвестора наиболее благоприятно вложение капитала в объекты тех отраслей, которые находятся в стадии расширения, когда наблюдается наибольший прирост курсовой стоимости их акций и четко просматриваются положительные перспективы бизнеса.

Оценка цикличности отрасли основана на сравнении ее динамики развития с общеэкономическими тенденциями. По этому признаку различают:

растущие отрасли, рост которых затушевывается общеэкономическим спадом, поэтому их выявляют путем сопоставления общего роста с отраслевым;

защищенные отрасли, на которых не сказывается изменение состояния экономики в целом (производство продуктов питания);

циклические отрасли, в которых колебания цен и объемов происходят в унисон с общеэкономическими изменениями (производство электроприборов);

контрциклические отрасли, в первую очередь добыча минерального сырья, особенно золота и нефти. Развитие этих отраслей часто достигает максимума во время относительно непродолжительных и неглубоких экономических спадов. Глубокая депрессия может привести к падению производства в любой отрасли, в том числе и в золотодобыче;

чувствительные к изменению доходности. В отраслях этой группы колебания происходят в зависимости от изменения процентных ставок (например, финансовое обслуживание).

Данный анализ позволяет предвидеть рост процентных ставок и возможные изменения общеэкономической конъюнктуры.

Качественный анализ, проводимый в заключение отраслевых исследований, проясняет следующие вопросы:

исторический аспект развития отрасли в данной стране и в мире;

условия конкуренции — наличие входных барьеров в отрасли, отношения между существующими конкурентами, возможность появления товаров-аналогов;

производственный потенциал производителей и платежеспособность покупателей;

законодательные положения, действующие в отрасли.

По указанным материалам делаются выводы о перспективности вложения средств в предприятия данной отрасли.

Основным показателем оценки инвестиционной привлекательности отраслей является уровень прибыльности используемых активов, который рассчитывается в двух вариантах:

прибыль от реализации продукции (товаров, услуг), отнесенная к общей сумме используемых активов;

балансовая прибыль, отнесенная к общей сумме используемых активов. Кроме оценки инвестиционной привлекательности отраслей в процессе управления инвестициями фирма проводит и оценку инвестиционной привлекательности регионов, так как продукция фирм одной отрасли, находящихся в различных регионах, имеет различную привлекательность. Привлекательность регионов формируется такими факторами, как месторасположение, развитие транспортной сети, характеристика социальных условий; развитие предпринимательской инфраструктуры; природно-климатические условия; наличие ресурсов и т.п. Оценка инвестиционной привлекательности регионов РФ проводится по различным значимым факторам, и показатели региона сравниваются со средними показателями по РФ. На основе полученных результатов предпринимательская фирма принимает решение о выборе конкретных направлений и форм инвестиций.

3. Следующий этап — выбор конкретных объектов инвестирования, который начинается с анализа предложений на инвестиционном рынке. Затем отбираются отдельные реальные инвестиционные проекты и финансовые инструменты, соответствующие основным направлениям инвестиционной деятельности и экономической стратегии фирмы. Все отобранные объекты инвестирования анализируются с позиции их экономической эффективности. По результатам этого анализа проводится ранжирование объектов по критерию их эффективности — доходности и из этого перечня отбираются к реализации те объекты, которые обеспечивают наибольшую эффективность.

4. Следующий этап — определение ликвидности инвестиций. В процессе осуществления инвестиционной деятельности предпринимательские фирмы должны учитывать, что в результате изменения инвестиционного климата по отдельным объектам инвестирования ожидаемая доходность может значительно снизиться. Поэтому необходимо тщательно отслеживать все эти изменения и своевременно принимать решение о выходе из отдельных инвестиционных программ и реинвестировании капитала. С учетом возможности такой ситуации по каждому объекту инвестирования первоначально следует оценить степень ликвидности инвестиций и предпочтение отдать тем из них, которые имеют наибольший потенциальный уровень ликвидности.

5. Важный этап управления инвестициями — определение необходимого объема инвестиционных ресурсов и поиск источников их формирования. На этом этапе прогнозируется общая потребность в инвестиционных ресурсах, необходимых для осуществления инвестиционной деятельности предпринимательской фирмы в запланированных направлениях. Исходя из потребности в инвестиционных ресурсах, определяют источники их формирования. При недостатке собственных финансовых средств принимается решение о привлечении заемных средств.

В результате осуществления всех перечисленных мероприятий формируется инвестиционный портфель, который представляет собой совокупность инвестиционных программ, осуществляемых фирмой.

6. Заключительный этап управления инвестициями — это управление инвестиционными рискамиНа этом этапе необходимо вначале выявить риски, с которыми может столкнуться фирма в процессе инвестирования по всем объектам инвестирования, а затем разработать мероприятия по минимизации инвестиционных рисков.

Инвестиции в сфере производства начинаются с проекта.

2. Проект

Проект — это замысел какого-то дела (событии), описание замысла и план реализации данного замысла.

Замысел излагается в проектном задании, в котором формулируется конечная задача замысла и ставятся ограничения:

по срокам разработки и реализации проекта;

затратам на реализацию проекта по этапам;

характеристике, качеству и размерам продукта проекта.

2.1 Описание проекта

Описание проекта (замысла), выполненного на основе проектного задания, выдается в виде технической документации, которая включает:

а) общее описание конечного продукта проекта и его характеристику;

б) рабочую документацию, в том числе:

подетальное, точное и однозначное описание конечного продукта и его частей;

подетальное и пооперационное описание технологии и процесса организации производства конечного продукта.

2.2 План реализации проекта.

План реализации проекта содержит:

1) сроки реализации проекта в целом и по этапам;

2) наименование конкретных исполнителей проекта в целом и по его разделам;

3) затраты на реализацию проекта по этапам, структуре расходов и в целом;

4) систему контроля и оперативного регулирования.

План, как правило, состоит из следующих самостоятельных разделов: план подготовки технической документации; план строительно-монтажных работ; план организационно-технической и хозяйственно-экономической подготовки производства; меры ответственности за нарушение плана.

Нововведения, в том числе освоение производства новых изделий, внедрение новых технологий, машин и оборудования, осуществляются на основе комплексного подхода, но по отдельным разделам плана.

Заключение

Управление нововведениями на предприятии представляет собой перспективный нетоварный анализ с выходом на обобщающие показатели в целом по предприятию, при котором целевые параметры задаются потребителями, а результативные определяются затратоемкостью продукции, ее конкурентоспособностью и перспективностью.

Эффект от использования инноваций зависит от учитываемых результатов и затрат. Определяют экономический, научно-технический, финансовый, ресурсный, социальный и экономический эффект.

Без инвестиций нет нововведений, так как они охватывают все средства производства и транспорта вплоть до сбыта продукта нововведений конечному потребителю.

Инвестирование представляет собой долгосрочное вложение капитала на условиях его возмещения и получения прибыли, достаточной для компенсации временного отказа предпринимателя от использования этих средств и вознаграждения за риск.

Инвестиционные проекты начинаются с тщательно разработанного плана, что является главной целью для введения в производство нововведений





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Предыдущий:

Следующий: