Зрение как основа здоровья человека

ИСПОЛНИТЕЛИ: ШАГАПОВА АЛИНА (4 КЛАСС), ШАГАПОВА
Н.М.

РУКОВОДИТЕЛЬ РАБОТЫ: СОЗОНОВА Е. В.

Выбор темы:

Зрение — способность
воспринимать свет, цвет и пространственное
расположение объектов в виде изображения. Потеря
зрения, особенно в детском возрасте — это
трагедия. Поскольку организм ребенка очень
восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно
в детском возрасте зрению должно быть уделено
особое внимание.

Цель работы:

подробно изучить и
проанализировать причины возникновения
нарушения зрения у детей.

Задачи:

  • Определить причины нарушения зрения у детей
    младшего школьного возраста.
  • Определить, как влияет нарушение зрения на
    растущий организм ребенка, к каким последствиям
    это приводит.
  • Доказать, что нарушение школьных условий
    гигиены зрения вредит здоровью ребенка и
    предложить свои способы решения проблемы.

Объект, предмет и база исследования:

1. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

человек.

2. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

зрение, как основа
здоровья человека.

3. УЧАСТНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

учащиеся 1-4
классов.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:

Мы предполагаем, что нарушение домашних и
школьных условий гигиены зрения вредит здоровью
ребенка.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из
    книг, журналов, газет; эксперимент; работа с
    интернет-ресурсами; практические методы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. ВВЕДЕНИЕ.

Зрение принадлежит к числу интереснейших
явлений природы. Над изучением зрения, его
тончайших механизмов работают сотни
исследователей во многих лабораториях мира.

Зрение дает людям 90 % информации,
воспринимаемой из внешнего мира.

Хорошее зрение необходимо человеку для любой
деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни.
И каждый должен понимать, как важно оберегать и
сохранять зрение.

Потеря зрения, особенно в детском возрасте — это
трагедия. Поскольку организм ребенка очень
восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно
в детском возрасте зрению должно быть уделено
особое внимание.

Дефицит движений современного человека
неизбежно пагубно отражается и на наших глазах. С
другой стороны, чрезмерные информационные
нагрузки на глаза и мозг приводят к серьезным
нарушениям и заболеваниям. В развитых странах
каждый четвертый — близорукий. Нарастают и
возрастные изменения глаза, приводящие к
дальнозоркости. И особенно остро в последнее
время этот вопрос встал из-за пагубного влияния
дисплеев и компьютеров на зрение. Одна из главных
причин такого роста глазных нарушений состоит в
недостаточном внимании со стороны родителей,
врачей и педагогов к вопросам гигиены зрения и
освещения.

I. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Хорошее зрение у ребенка играет важную роль в
его обучении. Согласно статистике, проблемы со
зрением выявляются у одного ребенка из 20 детей
дошкольного возраста и у одного из четырех
школьников. В связи с тем, что многие
неприятности со зрением как раз и начинаются в
раннем возрасте, очень важно, чтобы ребенок
получал должный уход за своими глазами.
Запущенные проблемы с глазами могут иметь
серьезные последствия, равно как отрицательно
влиять на способности к обучению, успеваемость в
школе, и даже на особенности характера.

Презентация.

Рассматривая строение глаза (Рис.1) мы видим, что
глаз имеет сложную структуру, в которой все части
взаимосвязаны и повреждение одной из них ведет к
развитию заболеваний глаз.

Рис.1. Строение глаза

Как работает наш глаз? Глазное яблоко, когда мы
рассматриваем близко расположенный предмет,
вытягивается, а когда мы переводим взгляд вдаль,
возвращается к первоначальной круглой форме.
Тогда изображение все время фокусируется на
сетчатке, независимо от того, далеко оно
расположено от глаза или близко (рис.2)

Рис.2. Так видит мир здоровый человек.

Но у части людей склера – оболочка, которая
обтягивает глазное яблоко, как чулок, слабая, со
временем она перестает возвращать глазному
яблоку круглую форму, и человек видит то, что
удалено от него, неточно.

Ниже приведем ряд проблем со зрением, с
которыми родители могут столкнуться на практике:
- врожденная слепота;

- косоглазие (стробизм) – это состояние,
когда глаза смотрят в разные стороны и не
фокусируются на одном предмете;

- неспособность различать цвета (дальтонизм)
– это состояние, когда глаза реагируют на цвет,
но имеют сложности с определением отдельно
взятого цвета;

- близорукость (миопия) – когда изображение
фокусируется не на сетчатке, а перед ней, в
результате чего отдаленные предметы
расплываются;

- дальнозоркость (гиперметропия)
изображение фокусируется за сетчаткой глаза, а
не на сетчатке, в результате чего человек плохо
видит вблизи. У детей глазной хрусталик
приспосабливается к возникшей проблеме и
прилагает большие усилия для обеспечения
четкого изображения как вдали, так и вблизи, но
эти усилия организма часто приводят к
утомляемости глаз, и даже к косоглазию;

- дефокусировка (астигматизм) — как правило,
является результатом неправильной формы
роговицы. Люди с астигматизмом обычно видят
вертикальные линии четче, чем горизонтальные, а
иногда бывает и наоборот;

- глаукома – повышение внутриглазного
давления;

- катаракта — помутнение хрусталика
(“живой” природной линзы внутри человеческого
глаза);

- воспаление глаз (конъюнктивит)
характеризуется характерными выделениями,
слезоточивостью, раздражением глаз;

- слабое ночное зрение (куриная слепота)
человек хорошо видит днем, но в ночное время или в
сумерки глаз плохо воспринимает предметы;

- повреждения глаз, связанные с некоторыми
видами спорта.

Наиболее распространенные формы нарушения
зрения у детей — это близорукость,
дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.

Рассмотрим эти формы нарушения зрения более
подробно.

Близорукость (миопия).

Как правило, это
приобретенное заболевание, когда в период
интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо,
просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за
нарушения кровоснабжения происходят изменения в
глазном яблоке, приводящие к его растяжению.

В результате такого растяжения ухудшается
зрение вдаль, которое улучшается при
прищуривании или надавливании на глазное яблоко
(рис. 3). Так видит мир близорукий человек (рис.4)

Рис.3. Вытянутое глазное яблоко при
близорукости.

Рис.4. Так видит мир близорукий
человек.

Различают следующие типы миопии (близорукости).
Рис.5.

Рис. 5. Типы миопии.

Дальнозоркость. В отличие от близорукости,
это не приобретенное, а врожденное состояние,
связанное с особенностью строения глазного
яблока. Дальнозоркость – нарушение, при котором
световые лучи фокусируются за сетчаткой. (Рис. 6)

Рис. 6. Дальнозоркость.

Первые признаки появления дальнозоркости -
ухудшение остроты зрения вблизи, стремление
отодвинуть текст от себя. В более выраженных и
поздних стадиях — понижение зрения вдаль, быстрая
утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные
со зрительной работой. Так видит мир
дальнозоркий человек (рис.7).

Рис.7. Так видит мир дальнозоркий
человек.

Астигматизм — это особый вид оптического
строения глаза. Явление этого врожденного или
приобретенного характера обусловлено чаще
всего, неправильностью кривизны роговицы. ( Рис.8)

Астигматизм выражается в понижении зрения как
вдаль, так и вблизи, снижении зрительной
работоспособности, быстрой утомляемости и
болезненных ощущениях в глазах при работе на
близком расстоянии.

Рис. 8. Астигматизм.

Косоглазие — положение глаз (чаще врожденное),
при котором зрительная линия одного глаза
направлена на рассматриваемый предмет, а другого
- отклонена в сторону. Отклонение в сторону носа
называется сходящимся косоглазием, к виску -
расходящимся, вверх или вниз — вертикальным. (Рис.
9)

Рис.9. Косоглазие.

Развивается косоглазие вследствие нарушения
согласованной работы мышц глаза. При этом
работает только один здоровый глаз, косящий же
глаз практически бездействует, что постепенно
ведет к стойкому понижению зрения.

Наиболее ужасающих размеров среди нарушений
зрения у школьников занимает близорукость. (Рис.
10)

Рис. 10. Близорукость.

Степень участия зрительного анализатора в
процессе школьных занятий очень велика. А в школе
дети впервые в жизни начинают выполнять
ежедневную, достаточно длительную, с годами
увеличивающуюся работу, непосредственно
связанную с напряжением зрения.

Поэтому в школьном возрасте особое значение
приобретает гигиена зрения у детей, задача
которой является обеспечить все условия для
оптимального состояния функций глаза. Между тем,
к сожалению, именно в школьном возрасте у детей
появляются зрительные расстройства и в первую
очередь, близорукость.

Зрение школьников является предметом широких и
всесторонних исследований. При этом все
исследователи обнаруживают общую
закономерность — увеличение числа учащихся с
близорукостью от младших классов к старшим.

С возрастом увеличивается не только процент
близорукости
учащихся, но и степень
близорукости
. Это имеет особое значение при
рассмотрении всей проблемы в целом, особенно с
профилактических позиций.

В офтальмологии принято все случаи
близорукости делить по их степени на 3 группы:
слабую до 3,0D (диоптрий), среднюю до 6,0D
и высокую (сильную) — от 6,0D и выше.
Наблюдения показывают, что в школьном возрасте
чаще наблюдаются случаи миопии слабой и средней
степени.

Факторы, стимулирующие возникновению
близорукости у школьников.

Развитие близорукости у школьников
определяется переплетением множества самых
разных условий и отдельных факторов.

По обобщенным данным, близорукость среди детей
школьного возраста колеблется в пределах 2,3 — 13,8 %,
а среди выпускников школ — 3,5 — 32,2 %.

В городских школах “близорукость”, как
правило, встречается чаще, чем в сельских.
Очевидно, здесь играет роль меньшая зрительная
нагрузка учащихся сельских школ. Помимо того,
сельские школьники больше бывают на свежем
воздухе и занимаются физическим трудом, что
способствует закаливанию организма и повышению
его сопротивляемости к неблагоприятным
воздействиям окружающей среды.

К основным факторам, стимулирующим миопию у
школьников, считается (Рис.11,12,13):

  1. Недостаточное освещение рабочего места в школе
    (особенно при искусственном освещении).
    Неизменный вред приносит недостаточная
    освещенность рабочего места в домашних условиях
    во время приготовления уроков и чтения.
  2. Неприспособленная или плохо приспособленная
    мебель для занятий. Очень важно, чтобы и в школе, и
    дома размеры мебели соответствовали росту детей.
  3. Неправильная посадка за рабочим столом. Вредная
    привычка читать и писать, сильно склонив голову,
    сгорбившись, с наклоном в сторону, в неудобном
    положении способствует ослаблению зрения.
  4. Увеличение интенсивности зрительных нагрузок.
  5. Доступность электронных средств обучения.

Рис.11.

Рис.12.

Рис.13.

Вывод: наше зрение зависит от нас самих!!!

Профилактические мероприятия по
предупреждению развития заболеваний органов
зрения в школе.

Учитывая тот факт, что дети с нарушениями
зрения есть в каждом классе любой школы
необходимо объединить усилия врачей, учителей,
медицинских сестер, педиатров, родителей в
борьбе с возникновением зрительных заболеваний
и их прогрессированием.

Все основные гигиенические вопросы режима для
школьника в обычных школах имеют прямое
отношение к работе учителя, а именно:

1. Построение учебного дня в школе.

2. Организация уроков и перемен.

3. Организация занятий и отдыха во внешкольное
время.

В первую очередь, нужно сказать об учащихся
младших классов. Именно в младшем возрасте
наблюдаются большие изменения состояния зрения
за сравнительно короткий период. Следует
помнить, что у детей младшего школьного возраста
отсутствуют еще достаточные навыки чтения,
письма, длительного сидения.

Вот почему для учащихся первых классов, впервые
приступивших к занятиям, четыре урока ежедневно -
это непосильная нагрузка, в том числе и для
органов зрения. Поэтому учителю следует
увеличивать число уроков в день постепенно.
Несколько раз в неделю делать не по 4, а по 3 и даже
по 2 урока в день. Это должно сопровождаться и
сменой одного вида деятельности другим.

Исследования офтальмологов показали, что
учащиеся 1-х классов при обычном режиме занятий к
концу третьего, а особенно 4-го урока наблюдалось
значительное понижение остроты зрения,
устойчивости ясного видения, скорости
зрительно-моторных реакций, общей
работоспособности. Таким образом, количество
уроков и их чередование по трудности и степени
зрительного напряжения заметно уменьшает
зрительную утомляемость.

Следует остановиться и на распределении
учащихся по сменам. Учебные занятия в 2 смены еще
имеют место в наших школах. С позиции гигиены
детского зрения все учащиеся с 1 по 4 класс должны
заниматься только в первую смену. Первая смена
позволяет значительно легче организовать
правильный режим дня, что обеспечивает меньшее
утомление детей. У них остается больше времени
для отдыха, пребывания на свежем воздухе, занятий
спортом и т.д. Отдых же улучшает и состояние
зрительных функций. Занятия в первую смену
проходят и в более благоприятных условиях
освещения.

Врачами доказано, что все зрительные функции
резко снижаются в условиях плохой освещенности.
Основные гигиенические требования,
предъявляются к освещению, включают
достаточность и равномерность освещения,
отсутствие резких теней и блеска на рабочей
поверхности. В солнечные дни избыток солнечных
лучей создает на рабочем месте солнечные блики,
слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от
прямых солнечных лучей можно пользоваться
легкими светлыми шторами или жалюзи.

В осенне-зимний период, как правило,
естественного света не хватает, так как домашние
уроки выполняются после 16 часов. В пасмурные дни,
ранние утренние и вечерние часы для обеспечения
оптимальной освещенности на рабочем месте
необходимо включать искусственное освещение.

На освещенность помещения влияет чистота
оконных стекол. Немытые стекла поглощают 20 %
световых лучей. К концу зимы, когда на окнах
накапливается особенно много пыли, грязи, эта
цифра достигает 50 %.

Чтобы у школьников не развивалась
близорукость, нужно улучшить гигиенические
условия освещения рабочих мест и в школе, и дома.
Стены в классах и поверхности столов следует
окрашивать в светлые тона. Оконные стекла надо
чаще мыть и протирать, нельзя ставить на
подоконник предметы, закрывающие доступ света,
например, высокие цветы. Обязательно надо
учитывать тот факт, что в первом ряду от окна
освещение обычно хорошее, а в третьем при
пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы
все дети были в равных условиях, необходимо
каждую четверть пересаживать их на другой ряд
парт, оставляя на одинаковом расстоянии от
классной доски.

Учителя должны регулярно проводить беседы с
родителями об организации занятий в домашних
условиях. Нельзя приступать к выполнению
домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это
усугубляет наступившее в школе на протяжении
уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1
– 2 часа отдыха после занятий в школе значительно
уменьшает общее утомление учащихся, что
сопровождается улучшением зрительных функций.
Поэтому, дома, как и в школе, занятия, требующие
напряжения зрения, следует чередовать с такими
занятиями, когда зрение напрягается меньше.
Необходимо рекомендовать 10-20 минутные перерывы
после 2-х часов непрерывных занятий.

Большое значение имеет и правильное устройство
рабочего места школьника в домашних условиях.

Особая проблема это — ДЕТИ У ТЕЛЕВИЗОРА и
компьютера
.

Одним из частных компонентов режима дня у
школьников разного возраста являются просмотры
телевизионных передач. Однако, они должны быть
ограничены с позиции гигиены, так как являются
дополнительной нагрузкой для нервной системы и
конечно для глаз школьников (Рис.14). Все
рекомендации по просмотру телевизионных передач
должен давать врач — офтальмолог, но в
обязанность учителя следует включить как
необходимость, во время беседы с родителями и
детьми, еще раз напоминать, что наибольшее
утомление и напряжение зрения возникает при
слишком близком расстоянии к экрану телевизора.
Это усугубляется тем, что ребята часто смотрят
телевизор в самых разнообразных позах.

Рис.14. Правила гигиены при
просмотре телевизора.

Особую опасность в жизни современного
школьника представляет компьютер.

Работа за компьютером – это, как правило,
длительная сидячая работа, которая может
привести к различным проблемам со здоровьем,
таким как снижение зрения, боли в спине и мышцах
кистей рук. Чтобы значительно уменьшить риск
получения серьезных заболеваний соблюдайте
правила работы за компьютером (Рис.15).
Немаловажное значение имеет посадка за
компьютером (Рис.16).

Рис.15. Правила работы за компьютером.

Рис.16. Как правильно сидеть при
работе на компьютере.

При выполнении домашних заданий особенно важно
соблюдать ряд правил (Рис.17)

Рис.17.Правила гигиены при выполнении
домашних заданий.

Наш эксперимент:

1. Изучение различной литературы.

2. абота с детьми.

3. Исследование состояния зрения у детей
начальной школы с 2005 по 2012гг.

4. Исследование условий гигиены зрения в школе и
дома.

План эксперимента:

1. Узнать у медицинского работника школы
информацию о состоянии зрения,
опорно-двигательной системы, в частности об
осанке, ребят начальных классов.

2. Проверить соответствие нормам СанПиНа
требований к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях.

3. Провести опрос-анкету среди учащихся 1-4
классов.

4. Подвести итоги о выполнении условий гигиены
зрения в школе и дома.

5. Дать рекомендации детям, родителям и
учителям.

Результаты исследований

Для определения % детей с дефектом зрения
(миопия) в младших классах нашей школы был
проведен анализ результатов диспансеризации
учащихся 1-4 классов за период с 2005 по 2012гг. Было
определено, что % близорукости у детей в 1 классах
практически не наблюдался.

Уже к 4 классу % близоруких детей увеличился с 0
до 12%, что подтверждается результатами
обобщенных данных, освещенных в литературе.

Мы считаем, что диагноз “миопия” и диагноз
“нарушение осанки” тесно взаимосвязаны. Для
подтверждения наших предположений, было
подсчитано количество детей с диагнозом
“нарушение осанки” и сопоставили с количеством
близоруких детей. (Рис 18)

Рис. 18. Результаты изучения медицинских
карт детей 1-4 классов.

Из вышесказанного видно, что к 4 классу:
семеро детей из 58 имеют диагноз “миопия” и трое
из них с диагнозом “нарушение осанки”, тогда как
из 51 ребенка со 100% зрением всего двое детей имеют
диагноз “нарушение осанки”.

Мы решили узнать, все ли дети понимают важность
сохранения зрения, знают ли болезни глаз и
причины его ухудшения, выполняются ли
необходимые требования гигиены зрения у них
дома. Для этого мы провели опрос-анкету в 1-4
классах (Приложение 1).
Результаты опроса показали, что:

1) 100% опрошенных детей знают, зачем человеку
зрение.

2) Только 22% детей знают основные болезни глаз.

3) 90% детей указали, что причиной ухудшения
зрения, они считают компьютер и телевизор,
неправильное положение спины во время занятий.

4) Практически все (97%) знают, что нельзя долго
находиться у телевизора и компьютера – это может
привести к потере зрения.

5) 67,3% указали, что для того чтобы не потерять
зрение надо поменьше сидеть за компьютером,
правильно питаться (15%), сидеть прямо при
выполнении школьных заданий (18%), ходить к врачу
(4%).

6) 92% детей делают уроки за столом, остальные, где
придется (даже на подоконнике).

7) У 94% детей дома есть свое рабочее место.

8) Только 67,5% пользуются настольной лампой при
выполнении домашних заданий.

9) 63% детей хотят сидеть за 1-ой партой, потому что
хорошо видно.

Мы решили выяснить причины ухудшения зрения у
детей младшего школьного возраста в период
обучения в школе. Для этого мы произвели
необходимые замеры и согласовали их с
санитарно-эпидемиологическими требованиями к
условиям организации обучения в
общеобразовательных учреждениях по СанПиНу
(табл.1).

Табл.1 Результаты замеров (приложение
3
).

Как видно из таблицы, не все требования
согласно СанПиНу выполняются, что частично
способствует ухудшению здоровья детей, в общем, и
зрения в частности.

Исходя из всего, можем дать следующие
рекомендации:

1. Почаще давайте глазам отдых.

- Если у ребенка хорошее зрение, он должен
делать перерыв в занятиях каждые 40 мин.

- Если уже слабая близорукость — через каждые 30
мин

2. Отдых для глаз — это когда ты бегаешь,
прыгаешь, смотришь вдаль. Выполняйте с ребенком
физкультминутки, направленные на улучшение
зрения (приложение 2).

3

. Ограничьте компьютер и телевизор.

4

. Книжку или тетрадку держите на расстоянии
35-40 см.

5

. Закаляйтесь, занимайтесь спортом.

6

. Ешьте полезные для глаз продукты (творог,
кефир, отварная рыба, говядина, морковь, капуста,
чернику, зелень), принимайте витамины.

7

. Систематически посещайте врача-окулиста.

Список используемой литературы.

1. СанПиН 2.4.2.2821-10
“Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях”

2. Интернет-ресурсы

3. “Семейный медицинский справочник” Л.Хахалин

4. “ Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов
природы” Л.А.Обухова

5 . Газета “ Ключи к здоровью” № 2011г.

6. Брошюры Центра микрохирургии глаза “Прозрение” г. Набережные Челны





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: