Урок-Байга От Чингисхана до Батыя

Цели урока:

  • Обобщить основные этапы образования
    Монгольской империи;
  • Раскрыть завоевательный характер внешней
    политики Чингисхана и его преемников.
  • Объяснить внутреннюю политику монгольских
    государств.
  • Способствовать развитию исторического
    мышления,умению анализировать исторические
    факты, применять знания, в нестандартной
    ситуации, соотносить биографию с исторической
    деятельностью.
  • Воспитывать чувства сострадания к покоренным
    народам.

Тип урока: Обобщения и систематизации
знаний.

Наглядность: карты: “Завоевания
монголов в XII-XIV вв.”. “Борьба против
монгольского нашествия в XIII в.”. График Золотой
Орды.

Способы побуждения интереса: Перспектива
(знания нужны для дальнейшего образования),

Опережающие задания, викторина, загадки,
задачи;

Контроль: Самоконтроль,
взаимоконтроль.

Психологический настрой:
Ответственность, дисциплинировать, уверенность
в себе.

Организация внимания: В связи с
индивидуальными особенностями учащихся, чтобы
сосредоточить внимание для данного возраста
необходимо частое переключения.

I этап урока:
Организованно-мотивационный. Беседа по эпиграфу
урока. Актуализацию знаний по теме. Определения
места данного урока, как завершающего данную
тему.

II. этап урока: Повторения,
систематизации исторических фактов, понятий
процессов.

Вступительное слово учителя:

Без этого могла обойтись ни одна армия на
протяжение почти четырех тысячелетий. “Да”,
“нет”- это ответы учителя. (Правильный ответ –
лошадь. Сувенир — лошадь, получает на память
ученик, ответивший правильно).

Самую многочисленную конницу имели Чингисхан и
его приемники. Более 700 лет эта личность не
оставляет равнодушными никого, кто хоть немного
увлекается историей. Причем оценки его
деятельности противоречивы: от восхищения до
презрения. Не впадая в подобные крайности, а
опираясь на материал учебника и другую,
достаточную вашему возрасту информацию,
поговорим на заданную тему. Временный промежуток
небольшой: дед-внук, это три поколения. Наш урок –
Урок-байга, т.е. быстрое движение вперед от этапа
к этапу называется “От Чингисхана до Батыя”.

I задания: “Опрос семерых” (приложение1).

  1. В чем основное отличие двух курултаев 1206 и
    1235г.г.?
  2. Какая часть Казахстана вошла в улус Джучи -
    старшего сына Чингисхана?
  3. В каком году и сколько месяцев продолжалась
    оборона г.Отара.
  4. Кто возглавил поход монголов в Восточную
    Европу.
  5. Как назывался орган управления, помогавший хану
    Золотой Орды, управлять страной?

Хронолет (работа по карте и датам).

К доске вызываются 3 учащихся. Им предлагается
по очереди называть даты и события. Если один не
отвечает на вопрос, право ответа передается
другому. За каждый правильный ответ — жетон.


Даты Народы и страны, покоренные монголами.
1207-1208г.г. Енисейские Кыргызы, Северные сибирские
народы.
1211г. Бурята, Якуты.
1219-1221г.г. Средняя Азия, р-н р. Сырдарьи.
1220-1222г.г. Средняя Азия, Закавказье.

Поход на
Русь, Волжскую Болгарию, Восточную Европу.

1236-1242г.г. Поход на Русь, Волжскую Болгарию,
Восточную Европу
1219г. Отрар и др.города.
1218г. Вторжение в Казахстан через р. Иртыш
1211-1215г.г. Китай
1216-1229г.г. Северный Китай, Корея.

Отгадай термин:

  1. Руководил десятком (десятник).
  2. Руководил армией (хан).
  3. Управлял диваном (визир).
  4. Избирал хана (курултай).
  5. Собирал налоги (баскак).
  6. Законы Чингисхана (Ясы).
  7. Самый младший из четырех сыновей Чингисхана
    (Талуй).
  8. Был в Восточной Европе (Батый).
  9. Видел половцев и русских на р. Калке (Чингисхан).
  10. В этой стране было более ста городов (Золотая
    Орда).
  11. Какой город назвали Сараем (столицу Золотой
    Орды).
  12. Столица империи с 1260г. (г. Каракорум).

Тест с ошибками (подчеркнутые
неверные убеждения).

Верховным правителем монгольских государств
был хан. Власть не передавалась по
наследству.

Чтобы управлять империей Чингисхан составил
свод законов, состоявший из 4- х частей (из
двух).

Законы были очень суровыми, но смертной казни
не было
. По приказу Чингисхана на деньги из
казны построено много городов, вспахивались
поля
, высаживались фруктовые деревья. В
этом вопросе его поддержал Джучи, который
поощрял городскую культуру. (Между отцом и сыном
не было единства взглядов на земледелие и
градостроительство).

Задачи.

  1. Переговоры решили нести в открытом поле,
    усевшись на траву в зарослях полыни. Но диалога
    не получилось. Переговоры зашли в тупик. Когда
    это было? (Перед вторжением монгол в Казахстан).
  2. Баскаки- сборщики налогов с покоренных народов.
    Они не селились в селах и городах, а строили свои
    поселения, вдали от облагаемых селений. Почему?
    (Боялись расправы мирных жителей над ними).
  3. В Средней Азии и Казахстане было разрушено
    более200 населенных пунктов. Город Туркестан
    монголы не разрушали,не брали штурмом. Почему? (В
    городе похоронен Ходжа Ахмад Ясави).
  4. Монголы терпимо относились к любым проявлениям
    религии — буддизму, мусульманству, христианству,
    не вели религиозных войн. Почему? (Управлять
    легче, не насаждая свою идеологию, а облагать
    налогами).
  5. Когда Батый мог сказать своим подданным; “Вам
    не придется сеять и пахать, выращивать скот и
    беречь его от болезней”? (1235 на курултае перед
    походом на Русь).

Палеографическая страница урока. (Приложение №3)

Палеография- наука, изучающая древние
письменные источники, а палеографы переводят их
на современный язык. Документ: “О прибытии
Чингисхана” в город Отрар и о взятии его
монгольскими войсками” изучался на предыдущих
уроках методом комментированного чтения. На
данном уроке предложена следующая схема
закрепления:

I. Работа в парах (учащиеся кратко излагают друг
другу главные мысли текста).

II. 3 учащихся задают вопросы классу по
содержанию документа.

III. Игра “Три предложения”. Написать три
предложения, выражающие главную мысль текста,
которому почти 800 лет.

(Документ, приложение №3)

Работа над графиком по циклам развития Золотой
Орды.

Каждый ученик получает данный график и в ходе
сообщения одноклассников “Оживляет” его
надписями.

Сообщения учащихся:

На данном графике приведены циклы развития
Золотой Орды. Одно из немногих государств в мире,
у которого известны год создания и год гибели,
т.е. весь жизненный цикл.

Еще в 1224 году Чингисхан наметил деление своей
империи между сыновьями. После смерти Джучи его
приемником стал Батый Он и основал Золотую Орду.

Первым кризисным рубежом считается 1256 г. –
смерть Батыя. В этом году родной брат Батыя Берке,
совершив два убийства, начинает править. Он
совершил несколько успешных походов в
государство Хулагидов. После небольшого периода
власть переходит в руки Ногая. Государство было
мощным. Единственной слабостью Ногая было то, что
он не был чингизидом. Со смертью Ногая
определились западные границы Золотой Орды.
Страны Восточной Европы перестали бояться
набегов монголов.

Вершиной могущества Золотой Орды была
правление Узбек Хана (1313-1341 г.г.) Страна добилась
максимальных успехов, развивалась торговля,
градостроительство, ислам стал государственной
религией.

Ходила молва из края в край,
Хвалила город его сарай:
Сотни башен взметнулись там:
80 улиц там:
Алтын Шаш – Золотой дворец.
Лег на желтый камень багрец,
Славой он был восьми стран.

Тргедией для Золотой Орды стал внук Узбек Хана
– Бердибек. На его совести смерть отца и массовые
убийства. После этого начались гражданские
войны, борьба за власть. Роковым считается 1357 год.
После начала первой серьезной смуты в Золотой
Орде, стабилизирующим фактором в её развитии
стала Восточная часть, называемая Ак Ордой.

Но былой славы Золотая Орда уже не достигнет
никогда. При Мамае была небольшая стабилизация,
но он не из Чингизидов, потерпит поражение от
Дмитрий Донского на Куликовом поле. Поражение
Тохтамыша от Тимура в 1359 г. Окончательно
похоронило Золотую Орду как мировую державу.

О ком идет речь?

  1. Удивительно — но факт Его назвали именем
    покоренного вождя. Неграмотен, но державой
    управлял на началах взаимного согласия. Имел
    талант красноречия, отличался храбростью и
    выдержкой. (Темучин.)
  2. Его имя означает “неожиданно появившийся,
    словно путник или странник” Отец пережил его на
    шесть месяцев (Джучи).
  3. Кроме имени у него было прозвище “Саин”.
    Столицу своего государства он назвал Сарай.
    (Батый)
  4. Был рабом, стал – султаном Египта, государства
    Мамлюков (Султан Бейбарс).
  5. Батый прекратил поход в Восточную Европу, когда
    узнал о его смерти. (Угэдей).

Викторина

  1. Три аймака империи Чингисхана (2 крыла, центр).
  2. Что такое Ясы Чингисхана? (Сборник законов).
  3. Каким путем было захвачено Семиречье (Жетысу) в
    1217 году? (Мирным).
  4. Какой город назвали “Кротким”? (г. Баласугун).
  5. Захват какой территории поручил Чингисхан
    Джучи при наступлении на Казахстан? (Низовье р.
    Сырдарьи)
  6. Куда совершил поход младший сын Чингисхана –
    Толуй? (Вместе с отцом на г. Бухару).
  7. Какие города Казахстана оказали героическое
    сопротивление захватчикам? (Отрар, Сыгынак,
    Аншас).
  8. Сколько городов на территории Казахстана
    оказали героическое сопротивление монголам (20)
  9. Почему самая ранняя биография Чингисхана
    написана на Китайском Языке?
  10. На кокай реке произошла битва, в которой
    участвовало 20 чингизидов (на р. Калке).

IV. Этап урока – рефлексия

Подведение итогов урока.

Приложение №4

(Рисунок)





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: