Урок — ролевая игра по истории Древнего мира В афинских школах и гимнасиях

Цель урока:

  1. Образовательная: формирование у учащихся
    представления об уровне развития образования и
    сети образовательных учреждений на территории
    Древней Греции;
  2. Развивающая: развитие познавательного
    интереса, умение работать с картой и
    историческими источниками;
  3. Воспитательная: воспитание у учащихся
    общечеловеческих ценностей уважение к старшим и
    к родителям, стремление к получению образования
    и привитие любви к Родине.

Оборудование:

карта Древней Греции, таблицы с
древнегреческим алфавитом, элементы одежды для
ролевой игры (лавровый венок, накидка), картонные
таблички, покрытые воском, палочки (имитирующие
стиль), изображения статуй (“Дискобол” и
“Копьеносец”).

Понятия:

Академия, гимнасий, педагог, стиль, красноречие.

Персоналии:

Перикл, Мирон, Поликлет, Аристотель, Антифонт.

Ход урока

1. Вводная часть.

Учитель:

– Сегодня наш урок мы начнём с игры “Да и нет”.
Я загадала государство. Вы должны задавать
вопросы, которые содержат в себе особенности
исторического развития изученных государств.
Если заданный вопрос касается задуманного
государства, то говорю “Да”, если нет, то “Нет”.
( Примерные вопросы учеников к учителю:

– Это государство расположено на
Пелопоннеском полуострове? ( Да )

– В этом государстве внешняя политика
направлена на захват территорий ? (Да)

– В этом государстве могли принимать решение в
управлении простые граждане? (Нет)

– В этом государстве была развита наука и
искусство? (Нет)

– Вы загадали Спартанское государство? (Да)

Учитель:

-Главное занятие в Афинах – ремесло и
земледелие, а в Спарте – война.

Афиняне были искусными мастерами в обработке
металла, в гончарном деле и каменном
строительстве, в мореплавании и кораблестроении.
Городская жизнь требовала от большинства афинян
хорошего понимания в торговых делах, ориентации
во внешней политике. Государству нужны были
грамотные люди. Поэтому первой ступенью обучения
были школы.

Как было организовано обучение в школах, нам и
предстоит изучить на уроке.

2. Изучение нового материала

-Чему учили в греческих школах?

Задание:

Прочитайте п.1 §38 стр.173.

-С какого возраста начиналось обучение детей в
Древней Греции?

-Кого называли педагогами?

-Каковы были их обязанности? -

-Кого называют педагогом в наши дни?

– В ранний час городские и сельские мальчики
спешили в школу. Заглянем в одну из них и мы.

Ролевая игра

Группа мальчиков садится на заранее
поставленные скамейки. Выходит учитель (роль
учителя выполняет хорошо подготовленный ученик
в накидке с лавровым венком на голове).
Вступительное слово учителя-ученика:

– Хайрете пайдее! Калой кай агатой!
(Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные!)
Сегодня, в день ранней весны, когда оживает жизнь,
я, грамматист Беотий, ввожу вас в свою школу.
Будьте усердны, бойтесь наказания. Приходите
сюда, едва поднимется солнце, а уходите с
наступлением сумерек. Не шалите, розги всегда
лежат перед вами.

-Учитель:

найдите в тексте и приведите пример, за что
наказывали учеников (класс работает с книгой и
документом на стр. 173, §38) .

– Вы начинаете учиться и весь наш маленький
гордый город – оплот Эллады с надеждой смотрин
на будущих граждан, ожидая, что вы вырастите
опорой Родины и приумножите ее славу и богатство.

А теперь начнем урок.

Учитель – ученик открывает таблицу с
древнегреческим алфавитом, прочитывает каждую
букву, читают хором:

Затем можно раздать буквы из печенья (это
подлинный прием в греческих школах, когда дети
угадывают и называют их).

– Дети, послушайте, как может быть прекрасна
речь, составляемая из этих букв:

Мэйнен аэйдэ теа Пэлэнадо Ахиллеос уломенун вэ
мюри Ахайос альгэ этикэн

Гнев, богиня, воспой, Ахиллеса, Пелеева сына

Грозный, который ахеянам тысячи бедствий
содеял.

Вопрос: из какого произведения взяты эти строки
(Илиада).

Учитель:

Читаю несколько строк и говорю о богатстве
языка этого произведения.

А теперь попытаемся записать несколько слов.

– Как звучит имя прекрасного бога-покровителя
искусств? Аполлон (записывают на дощечках).

– А как по-гречески называется наука о прошлом?
История (записывают на дощечках).

– А теперь попробуйте написать без моей помощи.
Работайте прилежно, не забывая первое правило
школьника: “чаще поворачивай стиль”.

Останавливаю сценку, говорю детям, чтобы нашли
объяснение этому выражению в учебнике ( это
значит, что надо чаще проверять и исправлять
ошибки)

– Ваш первый урок подошел к концу, и я отпущу
вас отдохнуть. Завтра – пятый день месяца,
праздник основателя города, и вы придете не в
школу, а на торжества. Так пусть все увидят, что вы
стали образованней и взрослей.

– Положите на мой стол таблички со своими
именами ( учащиеся рассаживаются на свои места).

Вопросы к классу:

Чему учили в школе?

О каком празднике говорил учитель?

Докажите, что действительно имелись различия
между афинским и спартанским обучением и
воспитанием.

3. Учитель:

Далее рассказываю об учебе в палестре и
гимнасиях, рассказ сопровождаю беседой по
рисунку на стр. 174, §38.

По ходу объяснения работаем над понятиями
(запись на доске):

Красноречие (умение выступать с речью,
отстаивать своё мнение)

Академия (школа — философии)

Гимнасий ( школа для взрослых афинян)

Палестра (школа физической подготовки для
юношей)

Далее показываю статуи “Дискобол” и
“Копьеносец”.

Метатель диска – ее создал Мирон, который сумел
в ней передать ощущение движения. Кажется, что
сейчас атлет распрямится и диск полетит.
Копьеносец – статуя Поликлета, которая
показывает, каким должен быть каждый юноша:
физически здоровым, сильным, прекрасным, готовым
к подвигу.

Греческий ученый Протагор утверждал, что
сыновья богатых идут в школу раньше всех и позже
перестают ее посещать.

Вопрос: почему мальчики из бедных семей учились
недолго? (учащиеся высказывают свое мнение).

Работа с документом (совместно с учителем) на
стр.175, §38.

Вопросы:

Сравните взгляды на природу человека разных
греческих учёных. Чьи мысли кажутся вам более
правильными?

Вопрос: какие качества ценились в человеке в
античное время и не перестают цениться сейчас?
(дети указывают на физическое совершенство,
умение слушаться взрослых и родителей, быть
готовыми к подвигам, быть умными, образованными и
т.д.).

Если не назовут, то следует дополнить, что
главной ценностью античной культуры является
свободная человеческая личность. Эта идея дожила
до наших дней и воплотилась в слове
“Демократия” – народовластие.

4. Итог урока

Вопрос: Какие новые знания вы приобрели на
уроке?

Можете ли вы утверждать, что получение
образование остаётся значимым в настоящее время.
Далее проводится игра в красноречие: два ученика
одновременно хвалят или ругают друг друга, не
оскорбляя, в течение 1 – 2 минут.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: