Сценарий внеклассного мероприятия на тему: Земля – наш дом родной

Пояснительная записка

Каждый человек зависит от состояния всей
планеты, в том числе от состояния окружающей
среды. Нет никакой возможности ни для кого
избежать этой глубокой зависимости. Каждый из
нас должны прийти к осознанию и принятию
ответственности как за свой образ жизни, так и за
то воздействие, которое он оказывает на планету.
В этом и состоит одна из наиболее важных задач
экологического образования: осознать эту
ответственность самому и воспитать её в своих
учениках.

Экологическое воспитание – это сложный и
длительный процесс. Конкретные его результаты
могут быть заметны только через несколько лет.
Необходимо обеспечить непрерывность этого
процесса на всех ступенях образования, от
детского сада и начальной школы через среднюю
школу, до высшего учебного заведения. Только в
этом случае у человека формируется картина
целостного восприятия окружающего мира.

Преподавание экологии на уроке я стараюсь
сделать одновременно и рациональным, и
развлекательным, так как оно должно быть
обращено и к уму, и к сердцу ребёнка.
Перенасыщение занятий научной информацией,
особенно если дети не подготовлены к её
восприятию, может дать только негативный эффект.

Проведение урока в виде игры, праздника,
заочного путешествия по заповедникам,
тематической физкультминутки, экологического
калейдоскопа помогут сделать урок живым и
интересным.

ТЕМА: ЗЕМЛЯ — НАШ ДОМ РОДНОЙ.

Цели:

- образовательная: формирование экологических
знаний;
- воспитательная: воспитание любви к родной
природе, Родине, самому себе;
- развивающая: развитие наблюдательности,
внимания, интереса к окружающему миру.

Форма: заочное путешествие по музеям
– заповедникам, экологический калейдоскоп.

Дидактическое обеспечение:

  1. плакаты и рисунки о защите природы, созданные
    учащимися;
  2. гербарии листьев;
  3. картины о природе известных русских художников;
  4. выставка книг об экологии России и родного края;
  5. Красная книга (в 2-х томах);
  6. магнитофон;
  7. кассета с записью «Пение птиц».

Словарик на доске:

«Экология – наука об окружающей среде»
«Экос» — дом, убежище
«Логос» — учение.

Эпиграф на доске:

«Все мы пассажиры одного корабля по имени
«Земля», и пересесть из него просто некуда».
(Антуан де Сент – Экзюпери)

I. Вступительное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята и взрослые! Сегодня
я предлагаю вам немного отдохнуть. А где самый
лучший отдых? Конечно, на море, в горах, в лесу и
т.д. Действительно, самый лучший отдых на природе.
И совершить увлекательное путешествие в мир
природы нам поможет познавательная игра
«Экологический калейдоскоп».

Экология – это наука об окружающей среде. Все
мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной
Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о
помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной
перед… нами. Экологические проблемы не знают
государственных границ и природных рубежей –
они глобальны.

И только зная законы и тайны природы, мы сможем
стать её верными друзьями и помощниками.

Недаром замечательный французский писатель
Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы
пассажиры одного корабля по имени «Земля», и
пересесть из него просто некуда».

Экологический калейдоскоп – это интересные
конкурсы, вопросы, сюрпризы, это ваши знания,
эрудиция, находчивость.

Чем больше мы будем знать о мире природы, тем
лучше сможем его защитить.

II. Основная часть.

1) Представление команд: название, девиз,
эмблема.

2) Конкурс «Эрудит» — вопросы командам:

  • Кто из известных русских художников писал
    картины о природе?
  • Кто из известных поэтов и писателей писал о
    природе?
  • Какое дерево считается национальным деревом
    России? И почему?
  • (Лиственница. Так как занимает почти половину
    лесов нашей страны, даёт прочную древесину,
    быстро растёт и не боится морозов. Это решено на 5
    Всемирном лесном конгрессе)
  • Какая древесина продаётся не кубометрами, а
    килограммами? (Карельская берёза)

    Почему погибает лес, когда вырубают старые
    дуплистые деревья?

  • (В дуплах живут птицы, летучие мыши. Они
    истребляют вредных
  • насекомых. Молодой лес погибает от вредных
    насекомых).
  • Бывают ли у деревьев лишние ветви? ( Да, нижние)
  • Какое дерево даёт сладкий сок, как и берёза?
    (Клён).
  • Из какого дерева делают спички? (Из осины).
  • Какое дерево применяют для изготовления лыж?
    (Берёза).
  • Какие дрова самые жаркие? (Дуб и берёза).
  • Из какого дерева делают пианино? (Из ели).
  • Какой страшный зверь падок на малину? (медведь)
  • Листопаднички – кто они? (Зайчата, родившиеся
    осенью).
  • Растёт ли дерево зимой? (Нет).
  • Какой цветок называют цветком влюблённых?
    (Ромашка).
  • Косой ли заяц? (Нет).
  • Какое растение или дерево даёт лучший мёд?
    (Липа).
  • Что делает зимой ёж? (Спит).
  • Никто не пугает, а вся дрожит? (Осина).
  • Какое животное нашей полосы обладает самым
    громким голосом? (Лось)
  • Какое дерево в наших краях даёт всё, что бы одеть
    и обуть человека? (Ель).
  • Чем стрекочет кузнечик? (Трением ноги о крыло).
  • Назовите «карандашное» дерево? (Кедр).
  • Самый быстрый зверь? ( Гепард).
  • Где у кузнечика ухо? (В коленях передних ног).
  • Какая рыба без чешуи? (Сом).
  • Самое большое животное? (Усатый синий кит, вес
    более 200 т).
  • У кого рот на брюхе? (У акулы).
  • Какие рыбы имеют оружие на носу? (Рыба-пила,
    рыба-меч).
  • Есть ли у скворца своя песня? (Нет, он подражает
    голосам других птиц, животных, человека)
  • Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (тетерева,
    рябчики).
  • Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, она его
    отбросит).

На этом конкурс «Эрудит» закончен.

3) Игра «Превращения» с командами (Приложение 1).

4) Игра со зрителями: «Кто как кричит?

  • собака — … (лает)
  • корова — … (мычит)
  • лошадь — … (ржёт)
  • свинья — … (хрюкает)
  • воробей — …(чирикает)
  • курица — … (кудахчет)
  • медведь — …(рычит, ревёт)
  • голубь — …(воркует)
  • гусь — … (гогочет)
  • овца — …(блеет)
  • олень — …(ревёт, трубит)
  • лиса — … (лает)
  • волк — …(воет)
  • соловей — …(поёт)

5) Домашнее задание командам.

6) Продолжи фразу «А знаете ли вы …?»

Задание командам: «Определи дерево». По 1
человеку из команды выбирают одно растение из
гербария и рассказывают о нём всё что знают.

7) Классный руководитель рассказывает о Красной
книге и другой литературе на стенде. Красная
книга — это книга, в которую заносят названия
редких видов растений и животных. Представителей
природы, занесённых в Красную книгу, охранять
нужно особенно бережно. Первый том Красной книги
вышел в 1966 году. Разделы Красной книги:
«Млекопитающие», «Птицы», «Земноводные и
пресмыкающиеся», «Высшие растения». Только
животных более 150 видов.

Кроссворд «Деревья» (Приложение
3).

8) Зрителям — загадки:

9)

Её всегда в лесу найдёшь —
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
(ель).

Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от ёлки,
Опадают те иголки.
(лиственница).

У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке.
(сосна).

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все обижают:
Кожу тонкую сдирают.
(Липа).

Две сестры летом зелены;
К осени одна краснеет,
Другая – чернеет.
(чёрная и красная смородина).

- Чёрная?
- Нет, красная!
- А почему белая?
- Потому что зелёная.
(красная смородина)

Этот кустарник похож на малину, только плоды
его чёрные.
(ежевика).

10) Задание – командам: «Экологическая
ситуация».

* Вам предстоит выбрать место для костра. Какое
вы предпочтёте и почему:

- открытую поляну;
- берег реки;
- у подножия склона горы;
- одиноко стоящее дерево;
- хвойный молодняк.

* Что можно использовать в качестве топлива и
как погасить костёр?

* Какую опасность представляют оставленные
туристами свалки мусора из консервных банок,
стеклянной посуды, полиэтиленовых пакетов? Ваши
действия по уборке мусора.

* В суровые зимы, когда на озёрах и водоёмах лёд
достигает большой толщины, происходит замор
рыбы. Почему? Как помочь рыбам?

* После весеннего разлива рек в понизовьях
остаётся много рыбы, особенно мальков, которые
обречены на гибель. Какую помощь им можно
оказать?

11) Задание «Кто это?»

Для участия в конкурсе приглашаются по 1-му
художнику от обеих команд, а также от команды
болельщиков. Вам нужно с закрытыми глазами
потрогать зверька в ящике. НЕ БОЙТЕСЬ, ОН НЕ
КУСАЕТСЯ! Он мягкий и добрый. А теперь нарисуйте
его на бумаге. (В трёх ящиках – три различных
мягких игрушки – зверушки).

12) Командам – игра «Перестановка» (Приложение 2).

13) Болельщикам – задание:

Поочерёдно называть блюда, приготовленные из
лесных даров. Кто называет последним – тот
побеждает.

14) Конкурс «Угадай следы». (Приложение
4, 5, 6, 7, 8) (Это – лиса, заяц, куница, белка,
медведь).

15) Игра «Что это за чудища?» — командам (Приложение 9,10). Играет музыка
(пение птиц) -1 минуту.

16) 1 – чтец:

Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы отбирая,
Что землю нужно тоже охранять,
Она как мы, такая же живая.
Сейчас, то сушим мы, то обводняем,
А удобрений столько применяем,
Что сами же боимся умереть.
Так что ж, земля обязана терпеть?

2 – чтец:

А сколько выбросов мы дарим ей,
Дымы заводов, грязь от теплоходов.
У нас прекрасная земля людей,
Боюсь, не стала бы она землёй отходов.
Земля – наш дом и летом и зимой,
И осенью, весной.
Земля – наш дом.
Задумайся о том.

17) Подведение итогов. Награждение.

18) Заключительное слово учителя.

Состоялось наше краткое (очень краткое!)
знакомство с экологией. Несмотря на то, что
конкурсы были шуточными и простыми, кое–что
новое вы всё-таки узнали. Вот, оказывается, какое
это сложное мироздание – наш Общий Природный
дом.

И светлый он, и радостный, и сказочно-прекрасный
и, в то же время, беспокойный, тревожный и даже
трагический. Дом, живущий по своим законам, но и
зависящий теперь от самого
высокоорганизованного, самого умного, но, к
сожалению, не самого мудрого из его обитателей –
Человека.

Может быть, самое важное для каждого – узнавать
всё, что только возможно, о жизни окружающей
среды. Чем больше все мы будем знать о мире
природы, тем лучше сможем его защитить.

Эколог – эта профессия становится всё более
распространённой в мире. В нашей стране таких
специалистов готовят в Москве и других
институтах на экологических кафедрах. Природа
ждёт своих защитников!





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: