История соц.

В эпоху Древней Руси вместе с традиционными формами помощи и взаимопомощи, существовавшими еще у восточных славян, развитие получили церковно-монастырское призрение и княжеская благотворительность. Именно в то время стали создаваться первые приюты, богадельни, лечебницы, сиротские дома и образовательные учреждения для детей из бедных семей. Кроме того, многие князья самолично раздавали бедным, больным, престарелым продукты, вещи, деньги и др. Нуждающиеся могли утолить свой голод на княжеском дворе. Большую благотворительную помощь оказывали церкви и монастыри. По меньшей мере бедные и обездоленные могли рассчитывать на получение здесь подаяния в виде милостыни. На нужды обездоленных тогда направлялись немалые средства. Это позволило в конце XIX—начале XX в. известному российскому ученому по проблемам истории социальной помощи Е.Д. Максимову сделать вывод об исключительно большом вкладе древнерусского общества в благотворительное дело. «Никогда впоследствии, — писал он, — в течение всей остальной нашей истории, на дела благотворения не уделялось такой значительной части общих доходов, как в древнейший период княжеской власти». Конечно, не следует абсолютизировать это положение. Древнерусские князья по своему мировосприятию, складу характера, нравственным устоям были разными людьми. Некоторые из них для приумножения власти и богатства не останавливались ни перед чем, не проявляя особой заботы о бедных и немощных. Другие же, напротив, считали своим долгом помочь обездоленным, делая это по совести и внутреннему позыву. Именно они играли определяющую роль в судьбах народов нашей страны в ту историческую эпоху.

Церковно-монастырская помощь нуждающимся осуществлялась в эпоху Московской Руси преимущественно в следующих формах: бесплатное кормление бедных и раздача хлеба; открытие богаделен и церковных больниц для немощных, странствующих, больных; содержание сиротских приютов, школ и церковных училищ; выдача бедным людям церковноприходских пособий, беспроцентных ссуд и др. Известно, что неурожай и голод в те времена были нередким явлением. Каждое поколение по крайней мере раз в жизни переживало голод, сопровождавшийся массовой гибелью людей. В таких условиях многие спасались от смерти благодаря помощи церквей и монастырей. Практика монастырского содействия открытию в российских городах богаделен и лечебниц сохранилась и в XVII в.

Следующей формой церковно-монастырской помощи нуждающимся было содержание сиротских приютов, школ, церковных училищ для бедных. Монастыри стали убежищем для многих сирот и брошенных детей. Монахи забирали подкидышей, организуя для них приюты, которые представляли собой особые избы, где дети получали ночлег, питание, одежду и необходимый уход.

Частью системы государственного призрения в императорской России стала организация общественных работ с целью предоставления безработным определенного занятия, позволяющего облегчить их положение. Этот вид помощи обычно использовался в период стихийных бедствий и неурожаев. С начала XIX в. общественные работы в России стали применяться систематически. Их отличительной от многих стран Запада особенностью была сельскохозяйственная направленность. К числу общественных работ тогда относилось: устройство плотин; укрепление оврагов, берегов; углубление рек, озер; лесорубные и распилочные работы; строительство дорог, школ, хлебозапасных складов и магазинов; устройство показательных огородов и др.

Определенным компонентом системы государственного призрения в Российской империи было социальное обеспечение отставных чиновников, военнослужащих и их семей. Для обеспечения больных и изувеченных казаков, оказания помощи семьям погибших станичников, государство, ежегодно начиная с 1812 г. направляло на Дон 20 тыс. рублей. Пенсии от государства в Российской империи получали офицеры и чиновники. Социальное пособие из государственного казначейства полагалось раненым военнослужащим нижних чинов, а также семьям погибших воинов и пропавших без вести во время военных действий.

Развитие системы государственного призрения в императорской России привело к формированию правовых и организационных основ социального страхования. Его ростки появились в эпоху Великих реформ 60—70-х гг. XIX в. В 1861 г. был принят закон о вспомогательных товариществах при казенных горных заводах, по которому стали создаваться страховые кассы. За счет отчислений от доходов горнозаводчиков и выплат самих рабочих аккумулировались средства, выплачиваемые рабочим при увечьях, а семьям — в случае их смерти. Законом 1903 г. принцип ограниченного страхования был перенесен и на другие промышленные предприятия страны. Однако закон не удовлетворял многих требований трудящихся по социальному обеспечению.

Советский Союз. В области социального обеспечения государство было сориентировано в основном на нужды города и рабочего класса как социальной базы власти. Первые пенсии по старости были установлены в 1928 г. рабочим текстильной промышленности. В соответствии с постановлением Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров страны «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости» от 15 мая 1929 г. пенсионное обеспечение вводилось и для рабочих таких отраслей промышленности, как горная, металлургическая, электротехническая, транспорт. С целью стабилизации социального положения на селе, где согласно переписи 1926 г. проживало чуть больше 80% населения страны, была организована система крестьянской взаимопомощи. С 1922 г. в сельской местности стали создаваться крестьянские комитеты общественной взаимопомощи. В 20-30-е гг. появились и получили развитие различные кооперативы и общественные организации инвалидов. Вопросами создания трудовых артелей, кооперативов инвалидов занимались их общественные организации. Кооперативные и общественные организации инвалидов в 20—30-е гг. с целью восстановления трудоспособности и возвращения к труду максимально возможного количества людей содействовали проведению государственными органами мероприятий лечебного характера, протезирования, обучения, переобучения и направления на работу.

После смерти Сталина в 1953 г. был взят курс на социальную переориентацию народного хозяйства на основе более гармоничного развития экономики и прежде всего сельского хозяйства и отраслей группы «Б». Снижение сельхозналога и увеличение в несколько раз закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию оживило развитие отрасли. Заметно увеличилось производство в легкой и пищевой промышленности [5]. В 50—60-е гг. впервые в истории страны было развернуто массовое жилищное строительство. В те годы улучшили свои жилищные условия почти 83% населения СССР. У наших граждан значительно возросла заработная плата, увеличился спрос населения на промышленные и продовольственные товары. Жизненный уровень основной массы населения страны оставался относительно высоким в 70-е и даже в первой половине 80-х гг. В результате масштабных социальных преобразований дальнейшее развитие получила патерналистская система соцобеспечения, функционировавшая в СССР в 50—80-е гг. До тех пор, пока резервы мобилизационной экономики не были исчерпаны, советское соцобеспечение работало стабильно и во многом успешно. К позитивным особенностям этой системы следует отнести: предоставление социальных гарантий широким слоям населения и повышение уровня соцобеспечения за счет увеличения на эти нужды государственных расходов; наличие в патерналистской системе соцобеспечения внутреннего потенциала саморазвития; важную роль корпоративного элемента в социальной сфере и социальной защите; сохранение в видоизмененном виде практики благотворительности и др. Патерналистская система соцобеспечения позволила охватить практически все население страны социальными гарантиями и натуральными льготами. Недоплата зарплаты во многом компенсировалась символическими ценами за пользование общественным транспортом, низкой квартплатой, бесплатной медициной и образованием. Было существенно улучшено социальное обеспечение колхозников, а их статус во многом сближен с социальным статусом городских жителей.

Реформирование системы социальной защиты населения, осуществлявшееся в России во второй половине 90-х — в начале 2000-х гг., должно было обеспечить социальную стабильность в обществе, сократить масштабы бедности, сохранить важные социальные права граждан. Предполагалось, что этому будет способствовать экономический рост в стране. Но устойчивых позитивных результатов в экономике получить не удалось. Августовский (1998 г.) финансовый кризис, усиление сырьевой ориентации нашей экономики, слабое развитие производственной сферы привели к инфляционным всплескам и сохранению низкого уровня жизни основной массы населения России. В результате и по сей день не удается обеспечить прочной социальной стабильности в обществе и существенно изменить к лучшему социальную ситуацию в стране. Социальная работа, будучи частью социальной политики и важным механизмом обеспечения социальной защиты, развивается в соответствии с общим социально-экономическим курсом, осуществляемым в государстве. Стратегия реформационного процесса, его концепция во многом определяют направленность преобразований в области социальной защиты, формируют соответствующую модель социальной работы.

На рубеже 1990—2000-х гг. в Российской Федерации сформировалась новая социальная инфраструктура. По данным профессора С.А. Беличевой, она включает в себя более 3 тыс. государственных разноведомственных учреждений социального обслуживания, где безвозмездно получают психологическую и психосоциальную помощь самые разные, и прежде всего малообеспеченные, слои населения. Если же учитывать все многообразие социальных служб, не ограничиваясь учреждениями, оказывающими специализированную психологическую поддержку, то их насчитывалось в несколько раз больше названной цифры. Стала реальностью и практика оказания разноплановой социально-медицинской помощи инвалидам, одиноким пожилым, тяжелобольным людям. В ряде ЦСО при местных органах социальной защиты населения созданы специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому. Действуют и специальные учреждения (отделения) хосписного типа. Позитивной стороной развития социальной работы в современной России стало оформление системы социально-реабилитационных служб для дезадаптированных детей и подростков, в число которых входят специализированные центры, социальные приюты и др. Многие социально-реабилитационные центры для беспризорных и безнадзорных содержат при себе приюты их временного пребывания или же сами выполняют функции таких приютов. Временным местом пребывания дезадаптированных детей, где им оказывается медицинская, психологическая помощь и решаются вопросы их дальнейшего жизненного устройства является социальный приют. В социальном приюте оказывают экстренную помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, включая тех, кто находится под влиянием улицы и криминальных структур.

Помимо специализированных социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, ориентированных непосредственно на дезадаптированных детей и подростков, большую работу с семьями проводят территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психологической помощи и другие службы. Важным компонентом профессиональной социальной работы является консультационная деятельность. В современной России получили развитие разнопрофильные социально-консультационные службы. Среди лиц, нуждающихся в консультационной помощи, особое место занимают люди пожилого возраста и инвалиды. Специалисты территориальных центров социальной помощи семье и детям, кризисных центров по роду своей деятельности занимаются семейным консультированием, которое становится все более востребованным в условиях современной России. На профессиональном уровне консультационную помощь по вопросам трудоустройства и переподготовки оказывают работники центров занятости населения. Отмечая положительный опыт становления и развития социальной работы, отдавая должное некоторым позитивным явлениям в области социальной защиты, все же нужно признать, что пока здесь сохраняются и негативные тенденции. Среди них следует, прежде всего, выделить: ослабление государственной поддержки сферы социальной защиты и снижение объемов ее финансирования; нарастание сложностей в пенсионном реформировании; развертывание процесса децентрализации системы социальной защиты без обеспечения необходимыми государственными гарантиями; наращивание усилий по коммерциализации социальной сферы и расширению платности социальных услуг в условиях массовой бедности населения; усиление рестриктивной направленности политики в сфере занятости; слабое развитие организованной благотворительности, направленной на оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся.

Украина. Социальная работа в Украине имеет свои особенности, обусловленные как историческим развитием, так и влиянием современных мировых тенденций. Необходимо отметить, что социальная работа в нашем государстве осуществляется в условиях острого экономического кризиса. Как свидетельствует исторический опыт, потребность в комплексной социальной работе особенно возрастает в кризисные периоды, когда ухудшается судьба миллионов людей. Кризис в Украине приобрел системный, затяжной характер. Темпы падения внутреннего валового продукта в нашей стране составили в 1990 г. 4%, в 1991 г. 8.7%, в 1992 9.9%, в 1993 14.2%, в 1994 28%, в 1995 11.8%, в 1996 10%. Сегодня в условиях сложной экономической ситуации, когда количество нуждающихся увеличивается, а экономические возможности государства уменьшаются, актуальной проблемой является формирование грамотной социальной политики государством.

Государство через политику берет на себя важнейшие функции по обеспечению прав человека в социальной сфере. Суть этой политики такова: предотвращение дальнейшего ухудшения жизни народа; эффективная занятость и ограничения чрезмерного роста безработицы; создание необходимых предпосылок для постепенного улучшения материального положения, условий жизни различных слоев и групп людей.

Организационная структура современной социальной политики включает следующие компоненты:

1) сферу труда и заработной платы;

2) социальная защита населения;

3) социальное обеспечение;

4) социальную работу.

Подчеркивая ведущую роль государственной системы социальной работы в Украине, следует отметить, что в последние годы она переживает период больших перемен. И, пожалуй, важнейшая из них — это возникновение большого количества различных негосударственных организаций, рост их активности и влияния во всех сферах жизни общества. Можно выделить ряд причин, которые обусловливают процесс развития негосударственных организаций в социальной сфере Украины:

• кризис тоталитарного государства и системы социальной защиты;

• рост недоверия к существующих государственных учреждений и заведений;

• невозможность выполнения государством взятых на себя обязательств в сфере социальной защиты;

• стремление людей реализовать свои интересы и удовлетворить имеющиеся потребности; попытки найти других людей, имеющих аналогичные проблемы.

Нередко ориентиром относительно структуры создаваемых негосударственных организаций в Украине служат направления деятельности подобных структур за рубежом.

Структура таких организаций в Украине не повторяет полностью иностранные образцы, имеет свою специфику. Представление о ней предоставляют данные справочника Творческого центра “Каунтерпарт”. Основными миссиями негосударственных организаций в социальной сфере являются: защита интересов и их лоббирование — 2,9%; работа с молодежью 5,4%; работа с женщинами 3,0%; защита интересов и работа с ветеранами 3,4%; проведение социологических исследований 0,6%; реабилитация, здравоохранение 6,8%; решение проблем инвалидов 7,8%; решение проблем семьи, детей, сирот 7,6%; помощь пожилым людям, пенсионерам 2,8%; решения проблем Чернобыльской аварии 2,0%; милосердие — 1,8%. В целом негосударственные организации ориентированы на социальную работу, составляют в Украине 44,1%.

Характерно, что в решении острых социальных проблем, которые сейчас стоят перед украинским обществом, все большее значение, наряду с совершенствованием государственной системы защиты населения, приобретает возрождение развития благотворительной деятельности различных организаций и учреждений, специализированных общественных объединений и частных лиц.

Таким образом, субъектами социальной и социально-педагогической деятельности в Украине в начале нового тысячелетия являются специалисты и волонтеры всех трех секторов общества: государственного, коммерческого и общественного, в функционировании и развитии которых есть немало проблем, одной из которых является проблема их гармоничного взаимодействия.

Кроме объектов и субъектов к структуры социальной работы принадлежит и социальная ситуация. Именно она, очерчивая конкретное состояние проблемы у конкретного клиента социальной работы, ориентирует, на что должна быть направлена социальная помощь в данном случае. Следовательно, социальная ситуация клиента является предметом социальной работы, непосредственным полем приложения усилий социального работника.

Социальная работа в Украине в течение последних десятилетий начала формироваться в трех основных значениях: как профессиональная деятельность, как отрасль научных знаний (наука) и как учебная дисциплина.

Социальная работа как наука осуществляет последовательную и тщательную проработку этих и других проблем в теоретическом и методологическом плане, является основой для их квалифицированного практического решения. Одновременно социальная работа как наука широко изучает практическую деятельность в этой области — в разных регионах, в условиях, среди различных слоев населения, соответствующих служб, с одной стороны, помогая ее корректировать, совершенствовать, отрабатывать оптимальные модели, а с другой — выявлять и исследовать новые проблемы, обогащаясь и развиваясь. Следовательно, социальная работа как самостоятельная наука и учебная дисциплина имеет сложную интегральную природу.

Любая учебная дисциплина является систематизированным изложением с учебной целью основ соответствующей науки. Это касается и социальной работы. Назначение курса по социальной работе заключается в том, чтобы студенты усвоили знания теории и методики этого вида профессиональной деятельности, овладели практическими навыками, умением ее проводить среди различных категорий граждан, которые нуждаются в социальной защите и поддержке, воспитали в себе высокие нравственные, гуманистические качества, необходимые специалистам этого профиля. Свой творческий потенциал она реализует через многочисленные функции. Основными из них можно считать следующие: гносеологическую, организационно-воспитательную, регулятивно-профилактическую, информационно-коммуникативную, социоинтегративную, аналитико-прогностическую.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Предыдущий:

Следующий: