История поморского села Нюхча

История поморского села Нюхча.

Нюхча — село в Беломорском районе. Расположено в 116 км от Беломорска по берегам реки Нюхча в 8 км от впадения ее в Белое море. Железнодорожная станция Нюхча. В XVI веке Нюхча была уже многолюдным селением. В 1590 году пожалована Соловецкому монастырю. В конце XIX века в Нюхче насчитывалось 260 дворов.

Особую известность село Нюхча получило в петровскую эпоху. Для переброски

войск и флота в Балтийское море во время Северной войны в 1702 г. была построена сухопутная дорога протяженностью 180 км. Впоследствии она получила название «Осударевой дороги». Близ села Нюхча, на мысе Вардегора сохранились остатки каменной пристани, от которой начиналась дорога. Местные жители с тех пор получили прозвище «кафтанники». По преданию, один из местных рыбаков спас во время шторма военный корабль, за что царь Петр I в знак милости и уважения подарил ему кафтан с собственного плеча.

Главные местные промыслы – лов сельди, наваги, судостроение. С 1930 года в Нюхче организован рыболовецкий колхоз «Беломор». Колхозники ловили рыбу в Белом и Баренцевом морях, занимались полеводством, животноводством. В 1939 г. колхоз стал миллионером. В 1940 г. участвовал во Всесоюзной с/х выставке и был удостоен диплома II степени. В годы Великой Отечественной войны колхоз снабжал фронт рыбой, картофелем, молоком.

В настоящее время рыболовецкий колхоз продолжает свою деятельность. Основное направление: добыча донных пород рыб в Баренцевом море, Атлантике, лов наваги и сельди, сбор водорослей в Белом море.

Село Нюхча.

Испокон веков жила Нюхча рыбным промыслом. По разному складывалась жизнь села в разные периоды истории нашего государства, но всегда она была связана с холодным Белым морем.(Константин Гнетнев «Командировка в Нюхчу»)

«…А Нюхча – это ещё и молодой российский царь, утверждающий боевым мечом и плотницким топором славу России. Именно из Нюхчи писал он своему союзнику, польскому королю Августу: «Мы нынче обретаемся близ границы неприятельской и намерены, конечно с божьей помощью, некоторое начинание учинить…» И учинил тридцатилетний царь «Осудареву дорогу», взятие Нотебурга и открыл путь русскому флоту из Ладоги в Балтику.

 

В Поморье любят говорить про Петра, вспоминают часто и уважительно. Однажды ветхая уже Августа Андреевна Карманова рассказывала мне о Нюхче «про жизнь досюльную», как купцы в селе заправляли и как она у купца первой гильдии Шамалуева в работницах, казачках по-тогдашнему, была. «Уйдёшь, мил-человек, к пасхе, а домой воротишься к покрову, и дадут тебе 18 рублей с паутиной, ну, с полтиной, то есть, да и рада-радёшенька бываешь, что руки-ноги целы и родителей во здравии видишь…» … Рассказала про Петра. «Нюхотские мужики в те поры три дня на Соловецкий монастырь работали, — продолжала Августа Андреевна, и когда приходил Пётр, спрашивал: «Чем наградить вас, мужики?» «Ничего не надо, царь-батюшка, — отвечали, — а дай только свободу все дни на себя работать». И после паузы старуха закончила: «А ведь не дал, царь-от. Многое мог, да вишь, на какой пустяк и его власти мало оказалось…»

К слову, охотников лишать нюхчан свободы работать на себя и после Соловецких монахов находилось немало. В декабре 1918 года село отнюдь не с познавательными целями посетил отряд из шестидесяти французов-интервентов и белогвардейского офицера. Через месяц ещё один отряд интервентов вошёл в село. Шестеро большевиков были схвачены и «от имени правительства Великобритании и по приказу Главнокомандующего союзными войсками генерала Пуля» в четырёх километрах от села торопливо расстреляны. Скорая расправа над местными партийцами в мирном селе вершилась с целью запугать поморов, однако сами каратели трусили отчаянно: трое из расстрелянных остались живы, раненные они ночью сумели скрыться…

В фонд победы над немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны колхозная Нюхча внесла более трёх тысяч тонн рыбы, сорок тысяч литров молока, картофель, шерсть, сено…»

Нюхча

По писцовым книгам XV в. эти земли принадлежали боярыне Марфе Борецкой, более известной под именем Марфы Посадницы. В 1478 г. вместе со всей Новгородской феодальной республикой вошло в состав Русского государства. В XV – XVI вв. село уже было приписано к Соловецкому монастырю, где последний имел так называемые усолья (солеварные промыслы). Соль из Беломорья продавалась по всей Руси и имела даже свое название – «поморка».

Особую известность село Нюхча получило в петровскую эпоху. Для переброски войск и флота в Балтийское море во время Северной войны (1700 – 1721) за неимением водного пути в 1702 г. была построена сухопутная дорога. Под руководством сержанта – преображенца Михаила Щепотьева 5 тысяч местных жителей валили деревья, прокладывали просеку шириной в 3 сажени (6,4 м), сооружали бревенчатый настил, строили мосты. За 1,5 месяца дорога была построена. В августе Щепотьев писал Петру: “Известую тебе, государь, дорога готова”. 16 августа началось передвижение войск и двух фрегатов “Святой дух” и “Курьер”. Каждый из фрегатов тянули по 100 лошадей и 100 человек. За 10 дней войск прошли весь путь от Вардегоры до Повенца длиной в 170 верст (180,2 км).

Поставленная задача была решена. После Северной войны дорога потеряла свое значение и опустела. Эта дорога впоследствии получила название «Осударевой дороги», а местные жители стали называться “кафтанниками”. По преданию, один из местных рыбаков спас во время шторма военный корабль, за что царь Петр в знак милости и уважения подарил ему кафтан с собственного плеча. Интересно, что “Осударева дорога” – первая государственная дорога в республике Карелия.

Основание села Нюхча (Исполнитель: Карманова Августа Андреевна,1895 г.р., записано в с. Нюхча, 1969 г.)

«Ведь у нас все беженцы селились. Наш народ из новгородцев, бежали от казначеев да из солдатчины. Нюхча была раньше на Верхнем острову, дальше от моря. А эта деревня сгорела. Мы пахали, так головни выпахивали …Потом вниз стали строиться. Когда деревня стала строиться, церковь двенадцатиглавую поставили от монастыря. А потом она сгорела от печки, не при моей памяти.

Зап. Н. Криничная, В. Пулькин, 1969 г. Шифры архивов: НА 135/131. Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион / Изд. подгот. Н.А. Криничная. Л., 1978. С. 47.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Предыдущий:

Следующий: